Логистика заведет моторы

Надежда КРЫЛЯНСКАЯ

Транспорт и логистика являются важнейшими составляющими экономики нашей страны: они оказывают около 70% общего объема всех услуг. Естественно, что для Беларуси, имеющей открытую экономику и выгодное географическое положение (перекресток крупных транспортных коридоров), эта отрасль особенно важна.
В конце прошлого года и первом полугодии 2009 г. в связи с сокращением производства товарной продукции в Беларуси и за рубежом объемы грузовых перевозок снижались по всем направлениям. Среди стран Евросоюза, например, самое глубокое падение объемов внутренних автомобильных грузоперевозок отмечается в Эстонии - на 40%. По данным Международного союза автомобильного транспорта (IRU) и Eurostat, с января по июнь нынешнего года объем международных автомобильных грузоперевозок в этой стране снизился на 35%, в Латвии они сократились почти наполовину. Средний показатель спада по ЕС - 20-30% объема международных и 10-20% - внутренних автомобильных грузоперевозок. Какова ситуация в нашей стране?
Как сообщил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Николай ВЕРХОВЕЦ на пресс-конференции, посвященной III Белорусскому транспортному конгрессу «Транспорт и логистика», несмотря на кризисные явления падение объемов грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом Беларуси удалось остановить.
Минтранс предпринял меры, которые позволили белорусским железнодорожным и автоперевозчикам более активно работать с товаропроизводителями, обеспечить дополнительные объемы грузоперевозок, за счет чего ситуация в этой сфере стабилизировалась. Начиная с июля-августа нынешнего года, объемы перевозки грузов как во внутриреспубликанском сообщении, так и в международном начали ежемесячно расти на 2-3%. Причем по нетрадиционным для нашей страны направлениям: вдвое увеличились грузоперевозки в Азербайджан, Болгарию, в 1,5-2 раза - в Турцию, страны северного региона.
Стабилизировалась ситуация и на железнодорожном транспорте. «Этого удалось добиться в том числе и за счет переориентации потоков грузов, которые ранее перевозились железнодорожным транспортом, минуя Беларусь», - констатировал Н.Верховец. Национальная железная дорога совместно с российскими коллегами снизила тарифы на некоторые направления. Благодаря этому у крупных отечественных производителей, которые обеспечивают поставку черных металлов, удобрений и другой продукции, появилась возможность увеличить объемы грузоперевозок и, соответственно, увеличить выручку.
Анализируя работу транспортного комплекса Беларуси за 7 месяцев текущего года, Н.Верховец отметил, что организациями железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта обеспечен экспорт услуг в объеме 750 млн. долл., сформировалось положительное сальдо в пределах 500 млн. долл. Это неплохой показатель в условиях кризиса, хотя  транспортная отрасль еще не вышла на уровень 2008 г., а по объемным параметрам имеет 92-94%.
Чтобы наверстать упущенное, транспортные организации Беларуси должны искать пути увеличения объемов перевозок. Об этом заявил первый вице-премьер Беларуси Владимир СЕМАШКО на заседании Президиума Совета Министров, прошедшем в конце октября.
Объективные причины снижения объема перевозок, конечно, существуют. «Мы ссылаемся на кризис, на рецессию, но не надо забывать, что Беларусь - транзитная страна, поэтому надо искать пути выхода из ситуации и использовать имеющиеся географические возможности», - сказал он.
Для повышения уровня использования транзитного потенциала страны Минтранс планирует активизировать работу по созданию условий для привлечения транзитных грузопотоков через ее территорию, прежде всего, в евразийском направлении (Россия, Казахстан, Китай, Япония и др.). А для их эффективного обеспечения требуется согласованная политика в развитии международных транспортных коридоров.
В данный момент, как констатировал министр транспорта и коммуникаций Беларуси Иван ЩЕРБО на открытии III Белорусского транспортного конгресса «Транспорт и логистика», распределение грузопотоков между транспортными коридорами, сложившееся на евразийском направлении, не в полной мере учитывает потенциальные возможности Беларуси. Резервы второго транспортного коридора по железнодорожному транспорту сегодня составляют 40 млн. т, а по автомобильному - 10 млн., и они постоянно увеличиваются из-за снижения спроса на транспортные услуги. Дополнительные возможности для роста транзитного грузопотока через территорию страны могут быть обеспечены совершенствованием технологии перевозок грузов прямыми ускоренными поездами и, прежде всего, контейнерными. Заметим, что сегодня последними транспортируется лишь 1,2% грузов.
За 2008 г. общий объем доходов от транзита в Беларуси составил 2,6 млрд. долл. Через территорию республики в прошлом году перевезено «проездом» более 170 млн. т грузов из различных государств. Однако, по словам заместителя министра экономики Беларуси Андрея ТУРА со ссылкой на экспертные оценки, Беларусь использует свои транзитные возможности лишь на 20%. Как он отметил на III Белорусском транспортном конгрессе «Транспорт и логистика», программа развития логистической системы до 2015 г. становится лишь первым шагом в развитии национальной транспортной отрасли.
Беларусь действительно имеет выгодное географическое положение между двумя крупными экономическими центрами - ЕС и Россией. И, как отметил заместитель министра, у нее есть потенциальные возможности разгрузить Москву и Подмосковье от части логистических услуг, на осуществление которых уходит 12-13 дней. После строительства транспортно-логистических центров наша страна вполне способна перетянуть на себя одну треть российских логистических операций и сократить срок проведения процедур до недели.
Напомним, что в рамках программы на территории республики запланировано строительство 19 транспортно-логистических центров. Суммарный объем обработки грузов в перспективе может составить около 30 млн. т в год. При наличии в Беларуси разветвленной сети таких центров экспортно-импортные грузы могут миновать областные центры и перерабатываться в Барановичах, Бобруйске, Борисове, Жлобине, Мозыре, Орше и Пинске. А при заинтересованности местных исполнительных комитетов перечень городов может быть значительно расширен. К примеру, Гродненский облисполком уже внес предложение о строительстве транспортно-логистического центра в Лиде и выделил участок земли для этих целей.
По словам главы Минтранса, региональные транспортно-логистические центры общего пользования целесообразно разместить в городах областного подчинения, поскольку там имеются развитые транспортные узлы, промышленные и торговые объекты, где традиционно рождается массовый спрос на перемещение грузов. Кроме того, вблизи городов областного подчинения, как правило, проходят международные транспортные коридоры.
Для организации перевозок внешнеторговых и транзитных грузов Минтранс предлагает использовать СЭЗ «Минск», «Брест», «Витебск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест» и «Могилев». Однако сегодня не все свободные экономические зоны располагают большими территориями для строительства транспортно-логистических центров общего пользования, поэтому уже сегодня следует рассматривать вопрос об изменении их границ.
И.Щербо подчеркнул также, что создание транспортно-логистических центров общего пользования позволит более эффективно использовать экономический потенциал Беларуси и преимущества ее географического положения. Все это даст возможность привлечь дополнительные инвестиции и организовать новые рабочие места, увеличить объемы перевозок грузов и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.