Супермаркеты в «глубинке»

Владимир НАДЕЖДИН

Магазины как и товары, представленные в них, должны повернуться к покупателям «лицом». Особенно это важно для сельской торговли, где до недавнего времени преобладали примитивные «сельпо» с узким ассортиментом товаров, беспорядочно громоздившихся на полках.
В Логойском районе таких допотопных торговых точек уже не осталось. Последние годы местное районное потребительское общество активно занимается строительством новых и реконструкцией действующих магазинов. По убеждению председателя правления РайПО Ирины ПАРАХНЕВИЧ, это дает возможность одновременно решать две важные задачи: социальную, повышая качество предоставляемых населению услуг, и экономическую, увеличивая товарооборот и укрепляя тем самым положение предприятия.

- Ирина Михайловна, насколько велики инвестиции в развитие торговли в «глубинке»?
- Это только кажется, что у нас можно обойтись малыми средствами. Жители небольших городов и сел не находятся в «вакууме» и хотят, чтобы блага цивилизации быстрее дошли и до них. А создание современных торговых предприятий требует немалых средств. В прошлом году мы инвестировали на эти цели 6,6 млрд. руб. Пришлось взять долгосрочный кредит в сумме 2 млрд. на 3 года для реконструкции универсама «Замковый». Еще 4 млрд. руб. заемных средств на 7 лет получили на строительство торгового комплекса «Пассаж». Получили также беспроцентную ссуду из областного бюджета в сумме 1,5 млрд. руб. и 1 млрд. руб. из инновационного фонда Белкоопсоюза.
- Не станет ли эта кредитная нагрузка для вас непосильной?
- Есть правило: деньги делают деньги. Мы тоже поначалу боялись «связываться» с такими солидными суммами. Но получилось как в известной пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло. Начиная ремонт «Замкового», мы рассчитывали потратить по проекту 650 млн. руб. Но когда строители приступили к перекладке кровли, то стали рушиться стены этого здания, возведенного еще в послевоенные годы. В результате построили новый современный универсам, не уступающий ни по оформлению, ни по применяемым технологиям столичным супермаркетам. А затраченные средства работают, давая увеличение выручки за счет роста товарооборота. Если в прошлом году этот показатель в месяц равнялся 5,5 млрд. руб., то сейчас - на 1 млрд. больше.
Поэтому сомнений в том, что мы сможем рассчитаться с кредитами, нет: в разработанном бизнес-плане сделаны все необходимые расчеты. При этом нельзя судить по прибыли, которую мы получали до ввода указанных объектов: она была немногим более 350 млн. руб. в год. В этом году они начали работать в полную силу, и мы ежемесячно получаем 40 млн. руб. прибыли, а по итогам следующего года планируем достичь 1 млрд.
- Не избыточна ли созданная инфраструктура для города, в котором проживает 11 тыс. жителей?
- Сегодня, возможно, это и так. По социальному стандарту положено иметь 260 кв. м торговых площадей на 1 тыс. жителей, у нас же в целом - 330. Но стандарт - это лишь минимум, который позволяет удовлетворить население в социально-значимых товарах. Чтобы предоставить покупателям весь спектр выпускаемых промышленностью изделий, необходимо иметь современные торговые предприятия с большими площадями, новейшим торговым оборудованием, внедрять прогрессивные формы торговли.
Таким стал наш магазин «Логойский пассаж», открытый в июле текущего года. Торговая площадь этого предприятия - 1 тыс. кв. м, в продаже имеется более 20 тыс. наименований товаров от 350 предприятий республики. В этом же комплексе - магазин «Строймаркет» на 330 кв. м торговой площади.
Строительство современных торговых предприятий значительно увеличило товарооборот и улучшило обслуживание населения города и гостей. К примеру, реализация товаров на 1 жителя в месяц по нашему РайПО составляет 165,4 тыс. руб., в то время как в среднем по Минской области - 65,9 тыс.
Но обеспеченность складывается по району неравномерно, поэтому мы серьезно занимаемся строительством и реконструкцией торговых предприятий в агрогородках, где каждый год строим магазины, ничем не уступающие городским. Последний пример - торговое предприятие площадью 260 кв. м в селе с 670 жителями. В 8 агрогородках уже есть современные торговые предприятия, предстоит создать еще 7.
Да и в городе торговые предприятия востребованы. К тому же до 2020 г., по прогнозам, население Логойска должно удвоиться. Согласно программе развития малых городских и сельских поселений предпринимателям, зарегистрированным и работающим в городе, предоставляются льготы по налогам и кредитованию. Уже появилось несколько новых предприятий, а это дополнительные места для работников, которые получают заработную плату и хотели бы приобрести нужные товары в своем городе. Даже в кризисное время средняя заработная плата по району выросла в первом полугодии по сравнению с таким же периодом прошлого года почти на 15%. Как видите, все взаимосвязано и работает на экономику района.
- Но кроме города и агрогородков есть небольшие деревни. Как там организуется торговля?
- В районе 314 населенных пунктов, и все надо обслужить. Подход у нас такой: магазин нужен там, где живет не менее 50 человек. А в 220 деревнях торговля ведется автомагазинами, которых у нас 10. В среднем товарооборот на одну такую передвижную «точку» - 40 млн. руб. в месяц. Чтобы снизить транспортные издержки, приобрели 2 новых экономичных МАЗа, сконструированных специально для разъездной торговли. Внутри находятся морозильный и 2 холодильных агрегата для продуктов. Ведь даже в небольших и отдаленных деревнях жители хотят получать товары широкого ассортимента. Хочу отметить, что претензий от жителей этих населенных пунктов не имеем.
- По территории района проходит важная дорога Минск-Витебск. Развиваете ли вы на ней придорожный сервис?
- Ее протяженность в нашем районе - 70 км. И мы имеем здесь 4 объекта. Например, в деревне Околово есть неплохой магазин, а два года назад соорудили пристройку в которой разместилось кафе на 24 и навес на 16 посадочных мест. Летом они дают около 200 млн. руб. товарооборота в месяц. Но чтобы все объекты поднять на высокий уровень, нужны инвестиции. Так, на базе ресторана «Партизанский бор» хотим создать комплекс предоставления услуг. Построили баню, заканчиваем возведение гостевого домика, наметили соорудить беседку на 40 человек для проведения мероприятий на открытом воздухе. К сожалению, на нас не распространяются льготы, предусмотренные для развития придорожного сервиса и агротуризма, как, впрочем и те, которые предоставляются программой развития малых и средних городских и сельских поселений. Поддержку получают только вновь создаваемые предприятия, но ведь и существующие играют важную роль в подъеме экономики «глубинки».
- Вы являетесь членом Совета республики Национального собрания. Можете ли как-то повлиять на изменение ситуации?
- Мне не совсем понятно, почему организации, непосредственно участвующей в развитии небольшого города и сел района, кредиты на обновление основных фондов даются под 23% годовых. В то же время новым компаниям они предоставляются под 5%. Этот важный вопрос хочу поставить перед руководством Белагропромбанка, а если понадобится, то и поднять на заседании постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам, членом которой я являюсь.
- Как вы строите взаимоотношения с промышленностью?
- Когда появились современные магазины, то и отношение к нам поставщиков «потеплело». Нам удалось договориться, что партнеры, с которыми мы сотрудничаем, доставляют продукцию своим транспортом и даже развозят ее по нашим магазинам. Особенно тесные взаимоотношения сложились с производственниками Борисова. Мы открыли магазин «Борисовский край», где торгуем мясными, молочными и хлебобулочными изделиями, овощными консервами, изготовленными на предприятиях этого города. Подобная торговая точка продает товары из Столбцов. По сути - это фирменные магазины, однако производственники при этом не несут никаких затрат по их содержанию, но в то же время могут представить здесь весь спектр выпускаемой ими продукции, имеют возможность изучать на нее спрос и проводить акции по продвижению товаров. Кроме того, действует 36 фирменных секций, где представлена продукция предприятий из всей Беларуси.

Логойское РайПО
223110, Минская обл., г. Логойск, ул. Первомайская, 26
Тел.: 8-1774-55-5-67, факс: 55-6-03
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.