Дружба не исключает конкуренции

Владимир КОМАРОВСКИЙ

Таможенный союз, о необходимости создания которого начали говорить сразу после распада СССР и образования СНГ, начинает обретать реальные контуры. С 1 января 2010 г. он стартует на территории трех государств - России, Беларуси и Казахстана.
За последние десятилетия это событие можно квалифицировать как важнейшее во взаимоотношениях бывших советских республик. Но, к сожалению, сведений о нем пока не очень много, что было отмечено на 62-м заседании Республиканского клуба директоров Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского, состоявшегося 23 октября. На этом форуме директора предприятий попытались получить информацию о Таможенном союзе, с началом работы которого должны произойти изменения в условиях хозяйствования, как говорится, из первых рук.
Более всего их интересовал вопрос, который задал председатель Совета по развитию предпринимательства Заводского района столицы Александр ПРОХОРЧИК:
- А что даст Таможенный союз Беларуси? Не погибнут ли на его «просторах» наши субъекты хозяйствования?
И этот вопрос далеко не риторический, ведь общее экономическое пространство, формируемое с помощью Таможенного союза, предполагает свободную конкуренцию. Готовы ли белорусские предприятия к ней? И будет ли она добросовестной?
Опасения по этому поводу высказал доцент кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета кандидат экономических наук Вадим МАЦКЕВИЧ, который с самого начала участвовал в разработке общего для трех стран Таможенного кодекса.
- На мой взгляд, в этой работе были методологические просчеты, - сказал он. - Ведь в любом деле важно сначала определить, что нужно сделать для развития экономической интеграции, а уже потом искать конкретные методы достижения целей. А у нас получилось наоборот: рассматривались преимущественно способы, причем неясны последствия их применения. К тому же первоначальный вариант Таможенного кодекса, который поначалу во многом совпадал с подобным документом Евросоюза, с середины текущего года стал приобретать очертания документа, в большей степени похожего на российский кодекс. И это понятно, ведь в Комиссии Таможенного союза, а это его главный исполнительный орган, с российской стороны будет представлено 57% голосов, а у Беларуси и Казахстана - по 21,5%. Не нужно быть провидцем, чтобы спрогнозировать, чьи решения получат большинство.
Но паниковать, видимо, не стоит. Как заметил первый секретарь посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь Болат ИБРАГИМОВ, - караван выравнивается во время движения, - имея в виду, что многие неясности и проблемы урегулируются по мере претворения идей Таможенного союза в жизнь.
Безусловно, в создании единого таможенного пространства есть немало преимуществ. Как отметил заместитель директора Департамента ВЭД Министерства иностранных дел Республики Беларусь Антон КУДАСОВ, прежде всего, становятся более благоприятными возможности в работе с нашим главным торговым партнером - Россией. Режим единой таможенной территории подразумевает отмену всех видов контроля на внутренних границах и свободное перемещение товаров. Таким образом, торговля приобретет характер внутреннего оборота товаров.
Это снимает целый ряд проблем нетарифного регулирования. Важнейшая из них - определение страны происхождения товара. Сегодня для того чтобы поставлять продукцию в Россию, нужно иметь сертификат СТ-1 или выполнять требования, установленные в рамках межгосударственного сотрудничества: они квалифицируют товар как произведенный в Республике Беларусь. С середины следующего года, когда вступит в силу общий Таможенный кодекс, необходимость в такой процедуре отпадет. Любой товар, произведенный в Беларуси, получит беспрепятственный доступ в Россию и Казахстан без всяких дополнительных документов, без пограничного и иного контроля. Останутся только требования технического регулирования, направленные на защиту здоровья потребителей.
Таким образом, любой товар, выпущенный на территории государств - участников Таможенного союза, независимо от объема использования при его изготовлении импортного сырья, материалов, комплектующих изделий будет беспрепятственно обращаться на общей территории. Более того, это распространяется и на товары третьих стран, легально ввезенные и вовлеченные в оборот на территории одной из стран. Сегодня же они подлежат повторному таможенному оформлению и взиманию пошлин.
По мнению А.Кудасова, Беларусь, во многом оставшаяся своего рода «сборочным цехом», может извлечь из новой ситуации дополнительные преимущества. Ведь теперь становится необязательным требование о том, чтобы доля импортных комплектующих изделий не превышала 50%.
С 1 января 2010 г. по 1 июля будет длиться своего рода адаптационный период, в течение которого будут решаться текущие проблемы формирования единого таможенного пространства. В это время три страны будут работать по унифицированным ставкам таможенных пошлин.
По некоторым позициям они будут ниже, чем применяемые в настоящее время в Беларуси, что может улучшить условия доступа товаров из стран Евросоюза на наш рынок. А это, по словам А.Кудасова, должно повысить доверие европейского бизнеса к республике.
Однако несмотря на то что с 1 июля следующего года отменяются таможенное оформление и контроль любых товаров, перемещаемых между Беларусью и Россией, статистическое декларирование останется в существующем сегодня виде. Понятно, что это связано с исчислением и взиманием налога на добавленную стоимость и акцизов. Но, тем не менее, такой порядок не совсем удобен субъектам хозяйствования.
Есть и другие негативные для белорусов стороны Таможенного союза, о чем проинформировал участников заседания Республиканского клуба директоров первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир ГОШИН.
Судя по его словам, уйдет в небытие созданная таможенная инфраструктура. Дело в том, что теперешние таможенные агенты будут именоваться таможенными уполномоченными. Но чтобы осуществлять деятельность, они будут обязаны внести залог или финансовую гарантию в размере 1 млн. евро. В республике такие функции выполняют более 200 компаний, которые должны были, согласно белорусскому законодательству, застраховать свою ответственность на сумму 125 тыс. долл. Какое из этих предприятий сможет оплатить обеспечение, которое в 12 раз выше существующего? В то же время российские таможенные брокеры уже сейчас, согласно Таможенному кодексу этой страны, предоставляют финансовые гарантии в размере 2,5 млн. долл. И думается, они с удовольствием возьмут на себя и белорусский рынок, с которого их коллегам ввиду неплатежеспособности придется уйти.
Подобная участь постигнет, скорее всего, и таможенных перевозчиков. Еще недавно таким статусом обладало 170 компаний, но после того как сумма обеспечения выросла со 125 тыс. долл. до 200 тыс. евро, их число сократилось до 45. Когда же «цена вопроса» возрастет еще в 5 раз, что предусмотрено документами Таможенного союза, вряд ли останутся на этом рынке даже единицы.
Белорусской таможне придется упразднить понятие добросовестного участника внешнеэкономической деятельности. Вместо этого вводится статус уполномоченного экономического оператора, который также обязан предоставить обеспечение в сумме 1 млн. евро.
В.Гошин признал, что белорусской таможенной службе, которая по многим вопросам была прогрессивнее российских и казахстанских ведомств, теперь придется дать «задний ход». В частности, после режима временного ввоза или переработки таможенные платежи рассчитывались по сложившимся на этот момент ставкам. Российские и казахстанские коллеги настояли на том, чтобы все расчеты велись по ставкам и курсам валют, действовавшим на момент заявления режимов. Неудобство состоит в том, что потребуется хранить обширную базу данных, тратить время и силы на разного рода перерасчеты. Могут возникнуть трудности и с изменением законодательства.
Сам по себе Таможенный союз не является конечной «станцией». Ведь главная цель - создать единое экономическое пространство, что включает равные условия работы предприятий, в том числе единые методы ценообразования, общий рынок энергоносителей. А вот здесь пока еще очень много «неизвестных».
Это признал заместитель директора Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь Александр КУРИЛЬЧИК. Он заметил, что в рамках Таможенного союза разрабатываются соглашения о единых правилах конкурентной политики и о подходах к естественным монополиям.
- Мы настаиваем на том, чтобы включить в эти документы принцип равных условий для всех субъектов хозяйствования. Прежде всего, должны быть одинаковыми цены на нефть и газ внутри таможенного пространства. Но, к сожалению, российская сторона с этим не соглашается. Если же не реализовать такие принципы, то российские предприятия за счет более низкой себестоимости своей продукции получат преимущество в хозяйственной деятельности.
Пожалуй, ценообразование - та сфера, которая вызывает у белорусских субъектов хозяйствования главные опасения.
- У нас, в отличие от других участников Таможенного союза, разные подходы к формированию цен, - заявил генеральный директор Минского ОАО «Луч» Николай СТРИЖ. - В России и Казахстане идут от конъюнктуры рынка, а в Беларуси - от себестоимости. А в ней у нас «сидит» 35% налогов, в то время как в России - 26. К тому же на нашем рынке невозможно купить сырье, поскольку практически уничтожили посредников. Поэтому почти все необходимое для производства приходится приобретать или в Москве, или в дальнем зарубежье, где нам диктуют свои цены. В таких условиях будет невероятно трудно конкурировать с российскими и даже казахстанским производителями.
Но, скорее всего, конкуренция возрастет и за счет товаров из третьих стран. Директора белорусских предприятий хотели бы знать, насколько надежно закрыта российская и казахстанская граница от проникновения нелегальной и «серой» продукции из стран Азии и прежде всего, из Китая. Пока условия ее ввоза физическими лицами, например, в Казахстане, намного мягче, чем в Беларуси. У нас один человек может беспошлинно привезти из-за границы домой товаров на 1 тыс. евро, а у казахов - почти в 7 раз больше - на 10 тыс. долл. Надо ли говорить, что это стимулирует челночный бизнес. А он в случае полного открытия границ в рамках Таможенного союза может подстегнуть недобросовестную конкуренцию. Для Беларуси, которая в отличие от Казахстана имеет внушительную легкую промышленность, это отнюдь не безразлично.
Это признал и начальник управления нетарифного регулирования Министерства торговли Вадим ЛАМКОВ, который заметил, что по товарам народного потребления, особенно непродовольственным, конкуренция возрастет значительно за счет товаров, происходящих из третьих стран и особенно из Китая. Это обстоятельство он посоветовал учитывать при разработке бизнес-планов, строя их таким образом, чтобы не допустить падения производства.
Он не «расшифровал», что же нужно конкретно делать, ограничившись своего рода намеком: мол, для успешных предприятий условия Таможенного союза выгодны, но для тех, кто не может организовать нормальную хозяйственную деятельность, они станут проигрышными.
Безусловно, речь идет о снижении себестоимости, что при достаточно высоком уровне качества белорусских товаров даст возможность выдержать натиск любых конкурентов. Но для этого следует пересмотреть условия хозяйствования внутри республики, особенно налоговую нагрузку, которая в сравнении с российской и казахстанской непомерно высока.
У нас же по-прежнему если и меняются условия взимания налогов, то это всего лишь своего рода «косметическая операция». Как отметил Н.Стриж, в Беларуси в следующем году планируется повысить ставку НДС до 20% с одновременной отменой оборотных налогов. Разве что-то от этого изменится? В России же НДС остается в прежнем размере - 18%!
- Это непременно скажется на конкуренции на белорусском внутреннем рынке, - предостерег он. - Уж если мы взяли линию на единый рынок, то давайте уже сейчас заниматься гармонизацией законодательства и условий хозяйствования.
Как отмечали должностные лица, государство постарается сделать все возможное, чтобы смягчить для белорусских субъектов хозяйствования переход на условия Таможенного союза. В частности, белорусская сторона продолжает отстаивать свою позицию по беспошлинному ввозу импортного оборудования, льготному порядку ввоза сырья и комплектующих изделий там, где это необходимо, защите производителей сельскохозяйственной продукции, сохранению свободных экономических зон.
Но даже если и удастся решить эти вопросы, не они будут определять состояние белорусской экономики в условиях возросшего уровня конкуренции. Ведь принимая на себя обязательства по участию в Таможенном союзе, мы тем самым подтверждаем наличие в стране свободной рыночной экономики. И если это не так, то наша «весовая категория» в конкурентной борьбе окажется явно недостаточной.