Театр в картине, картина в кино

Мария МИХАЙЛОВА

Часто будучи под большим впечатлением от пьесы или кинофильма, мы пытаемся запомнить фамилии актеров, режиссера, продюсера, но… мало обращаем внимания на имена художников-постановщиков, декораторов, художников по костюмам. А ведь именно они, оставшиеся за кулисами или кадром, составляют внутреннее ядро фильма, благодаря которому постановки получают право называться произведениями искусства. Одним из таких талантливых и поистине преданных своему делу мастеров является минский художник театра и кино Владимир ЧЕРНЫШОВ.

Родился он в 1939 г. на Поволжье, в Пензе. Там же окончил отделение живописи в художественном училище им. К.Савицкого. Поэтому в первую очередь В. Чернышов - художник, а уже потом - художник-постановщик: им он стал после окончания ВГИКа в 1968 г.
Работать на Беларусьфильм Владимир Федорович пришел сразу после окончания института, и одной из первых особенностей кино, с которой столкнулся молодой художник-постановщик, была непредсказуемость и невероятная в своем кипении динамика творчества. Ведь по сути кинематография - совершенно особая, можно даже сказать, другая часть изобразительного искусства. Здесь есть те же понятия стиля и жанра, как и в станковой живописи, но они вплотную взаимосвязаны. Кроме того, в кино не может быть абстракции, а должны быть строгая, четко выверенная композиция, расстановка деталей, персонажей, ролей.
В 1995 г. Владимир Федорович пришел в Национальный русский драматический театр им. Горького. За 6 лет работы в нем спектакли, автором сценографий которых являлся Чернышев, проходили с аншлагами, становились лауреатами международных и республиканских фестивалей театрального искусства («Братья Моор», «Раскиданное гнездо», «В сумерках»). А во время премьеры спектакля на библейскую тему «Исход», зрители плакали и обнимались - настолько зрелищной и потрясающей была художественная постановка. А ведь именно ощущения катарсиса - духовного очищения ожидает от своего зрителя практически любой художник.
Станковая живопись В. Чернышова, в которой он продолжал работать параллельно с кинематографической и театральной деятельностью, отличается невероятным чувством свободы самовыражения художника. Экспериментируя в различных художественных направлениях, Владимир Федорович выражает свою любовь и благодарность окружающим людям в разных городах и странах. И все-таки многолетняя работа в кино и театре наложила отпечаток на его мировоззрение, на самовыражение в живописи. Во-первых, произведения Чернышова всегда отличаются выверенной и четкой композицией. Во-вторых, образы людей, созданные им, всегда яркие и законченные. В-третьих, в картинах В. Чернышова преобладает суровый реализм: максимально правдивый, честный, создающий настоящую действительность. Это довольно редкий на сегодняшний день стиль. Ценность его состоит в том, что в нем особенно хорошо видны мастерство художника, его авторское лицо и техника письма.
Сегодня Владимир Федорович преподает в Белорусской академии искусств и Белорусском университете культуры, является членом белорусских союзов: художников, кинематографистов, театральных деятелей. Его произведения находятся в фондах национального художественного музея Беларуси, художественных галереях Москвы, Магнитогорска, Алупки, частных собраниях в США, Франции, Дании, Италии. В этом году ему исполнилось 70 лет, но он ни на минуту не перестает воплощать свои художественные замыслы на полотнах, обращаясь к неизменному источнику - красочной изобразительности неиссякаемой в своем богатстве закулисной и правдивой, потусторонней и реальной жизни.