Женские чары несвижских парков

Сергей ЧИСТЯКОВ, научный сотрудник сектора «Дворцовый ансамбль» ГУ Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»


Старинный Несвиж славится не только своей монументальной архитектурой, но еще и прекрасными ландшафтными парками. История их появления связана с возвращением князей Радзивиллов после длительного отсутствия в родовое гнездо в 1875 г. К тому времени замок уже давно не имел оборонного значения и превратился во дворец. В последний раз крепость выполнила свою роль во время Северной войны, когда вошедшие без боя шведские войска разграбили ее, взорвали бастионные укрепления и устроили сильный пожар.
Михаилу Казимиру Радзивиллу Рыбоньке в XVIII в. пришлось потратить много времени, средств и нервов, чтобы восстановить былое величие замка. Несмотря на практически уничтоженные фортификационные  сооружения, на крепостных валах находились артиллерийские орудия, и создание парков в то время было невозможным. Дело в том, что для удобства наведения пушек и ведения прицельного огня по противнику замок окружался открытым пространством. В XIX в. необходимость в использовании замковой батареи отпала, поскольку военная техника начала развиваться семимильными шагами, и уже не требовалось соблюдения ранее необходимых требований. Наступило время парков.
 Продав берлинский дворец на Вильгельмштрассе (Берлин), семья Радзивиллов возвратилась в Несвиж. Их поразили запустение и разруха, царившие во дворце, который простоял без хозяев более 60 лет. И Радзивиллы принялись за восстановление родового поместья. А по лучшей европейской традиции дворец должен был окружать парк.
Основательницей Несвижских парков считается Мария - супруга XIV ордината несвижского князя Антония Вильгельма Радзивилла, урожденная Дорота де Кастеллян де Талейран Радзивилл. Она доводилась внучкой Маршалу Франции Кастелляну и была внучатой племянницей знаменитого министра иностранных дел Франции времен Бонапарта, Шарля Мориса Талейрана. Сам князь Антоний Вильгельм был представителем германской ветви рода, состоял на службе в армии Пруссии в чине генерала артиллерии и являлся личным адъютантом кайзеров Вильгельма I, Фридриха III и Вильгельма II. Служебные дела не позволяли ему в полной мере участвовать в восстановлении замка, и вся забота легла на плечи княжны Марии. Обладая безукоризненным вкусом, и воспитанная в лучших традициях западно-европейских королевских дворов, княжна в 1878 г. с энтузиазмом взялась за осуществление своего грандиозного проекта.
В создании паркового ансамбля выделяется несколько периодов. Первый охватывает 1878-1905 гг., начиная с закладки Старого парка и до окончания работ в Английском и Марысином парковых массивах. Второй период (1911-1914) - создание Японского парка и посадки на Поповой горке, третий - включает 1935-1939 гг. и характеризуется посадками на Лебяжьем лугу в урочище Каролина.
Проект начинался с создания Замкового парка. Местность, где планировалось его разбить, раньше представляла собой волнистую равнину с заболоченной поймой реки Уша. Гидрологические условия местности благоприятствовали созданию водоемов в русле реки и работы начались с возведения дамб-плотин.
Главным садовником парка с 1878 по 1912 г. был выходец из крестьян Андрей Постаремчик. Мастерству он учился в Познаньской школе садоводства, столичных городах Европы и России. И это знакомство с шедеврами садово-паркового искусства благоприятно повлияло на его самобытное творчество. Небольшой отрезок времени (1913-1914) связан с работой в парке иностранцев, когда на должность главного садовника был назначен англичанин. По свидетельствам современников, тогда были проведены крупные расчистки пейзажей.
Парковый ансамбль делится условно на 5 частей: Замковый (Антония) площадью 11 га, Японский (Плинтовка) - 7 га, Старый (Озерина) - 16 га, Новый (Марысин) - 22 га, Английский (Ипподром) - 10 га.
Вход на территорию паркового ансамбля начинается у старинных ворот, украшенных гербом рода Радзивиллов «Трубы». На нем изображены: символ власти - орел, на груди которого располагается щит с тремя охотничьими рожками и монограмма Антония Вильгельма Радзивилла. За воротами открывается вид на Замковую аллею-дамбу длиной 450 м, обсаженную вековыми деревьями. Среди насаждений, ее обрамляющих, преобладают остролистый клен и плакучая ива, встречается и серебристая, которая выгодно выделяется на зеленом фоне других посадок.
Привычная для взора современника Земляная дамба, появилась в 1870-1875 гг. До этого времени замок соединялся с городом длинным разборным деревянным мостом, который хорошо виден на старинной гравюре Т.Маковского (1604). Мост имел оборонное значение, но, утеряв эту функцию, был заменен дамбой. Сама аллея является уже частью парка Антония (Замкового), названного так в честь Антония Вильгельма Радзивилла, XIV ордината несвижского.
В Замковый парк входят также аллеи, окружающие замок по берегу оборонного рва, и две поляны. Театральная, расположенная к югу от замка, имеет вид полукруга. В былые времена придворный театр в теплое время года давал на ней театрализованные представления, и зрители находились на другой стороне оборонного рва.
Вторая поляна расположена к востоку от замка и украшена тремя декоративными бронзовыми вазами на гранитных постаментах (они установлены в 1992 г.). Их автором является скульптор Валерий Янушкевич.
В качестве площадки для Старого парка была выбрана заболоченная местность к северу от дворца. Первоочередной задачей было осушение и создание ирригационной системы будущего сада. Но после того как эта проблема была решена, возникла новая: ландшафт оказался неровным, и его необходимо было подготовить к высадке саженцев. Кстати, часть молодых деревьев для аллей Старого парка была привезена Радзивиллами из питомника на Вильгельмштрассе, в память о времени, проведенном в Берлине. Во время создания площадки землю завозили на повозках. Когда насыпной грунт покрыл неровную поверхность слоем в 1,5 м, началась высадка саженцев.
Ландшафтные композиции Старого парка строились на трех последовательно расположенных полянах: Спортивной, Центральной, Выставочной. Они имеют разную величину и форму, отличаются степенью освещенности и характером изрезанности контуров. Например, на Спортивной поляне располагалась альтана  в виде пагоды , которую использовали в качестве солярия. В начале XX в. здесь же находился теннисный корт. Поляну ограничивают такие деревья, как береза, явор, клен, черешчатый дуб и черный тополь.
Центральная поляна отделена от Спортивной группой из насаждений ели, березы, клена. За ними на постаменте из валунов (на одном из них выбита дата - 1896 г.) расположился памятник собаке. Предание гласит, что однажды во время охоты на князя набросился раненый медведь. Одна из собак охотничьей своры кинулась на спину зверю, чем отвлекла его внимание. В это время к медведю подбежали слуги и убили его. По желанию князя в парке был поставлен памятник Собаке за верность и преданность своему хозяину. На груди у благородного животного висит медальон, украшенный главным элементом фамильного герба Радзивиллов.
Есть в Старом парке и хорошо известный всем туристам Камень желаний. Старожилы вспоминали, что когда его установили в честь 25-летия закладки парка, старый князь сказал: «Теперь, когда я в камне увековечил имя супруги своей за то, что она сделала для замка и нашего рода, я могу совершенно спокойно уйти в мир иной, ибо большего желания на этом свете у меня нет». Люди решили: раз у князя сбылись все его желания, значит, исполнятся они и у простых смертных. С тех пор возле камня всегда много паломников. И что самое интересное, их желания сбываются: то ли по воле таинственного камня, то ли потому, что вера преодолевает все границы.
Другие парки также не менее интересны, но о них мы расскажем в следующий раз.