Андрей ЖАЛЕВИЧ, Институт системных инноваций

Ухудшение финансово-экономического положения, спровоцированное мировым экономическим кризисом, заставляет многие компании резко сокращать свои расходы. В этом руководство видит один из главных рецептов выживания в период кризиса, да и решения, касающиеся затрат - из разряда самых легких.
Однако необдуманное уменьшение расходов, «затягивание пояса» может привести к негативным стратегическим последствиям и тактическим потерям. Экономика предприятия не должна становиться «тришкиным кафтаном».

Часто упускаются из виду категории «хороших» или высокопродуктивных затрат, приносящих компании огромный мультипликативный экономический эффект. Поэтому здесь уместно вспомнить народную мудрость: семь раз отмерь и один раз отрежь!
Бороться же следует за сокращение не всех, а только неэффективных, нерациональных затрат. Нужно ставить перед собой следующие вопросы:
•    Как можно увеличить отдачу и эффективность издержек, которые предприятие собирается снизить?
•    Как «урезание» той или иной статьи расходов скажется на предприятии через год, два, пять?
•    Как уменьшение расходов повлияет на вероятность появления каких-либо рисков?
•    Имеет ли объем определенной статьи затрат «критический вес», чтобы решались связанные с ними задачи и функции?
•    Какие имеются альтернативные решения и чем можно компенсировать сокращение затрат?
Рассмотрим некоторые статьи расходов, которые подвергаются сокращению в первую очередь.

Обучение и посещение конференций

Посещение сотрудниками и менеджерами обучающих программ (семинары, тренинги, курсы, стажировки), деловых и профессиональных мероприятий (конференции, форумы, круглые столы, симпозиумы) при правильной организации работы представителя организации дает компании огромный прямой и косвенный эффект, многократно перекрывающий понесенные издержки.
Во-первых, приобретаются новые технологические, деловые, отраслевые, профессиональные знания, важные для развития предприятия.
Во-вторых, происходит обмен информацией и опытом с коллегами других предприятий и отраслей.
В-третьих, участник получает сильный энергетический импульс, позволяющий ему значительно увеличить производительность, эффективность и инициативность.
Очень важно, что обучающие программы и деловые мероприятия становятся эффективным источником идей, знаний, опыта, связей, инновационных устремлений, которые так нужны для преодоления кризисных ситуаций.
Но в то же время следует задуматься над тем, как увеличить пользу от посещения обучающих и деловых мероприятий. Вот только некоторые из возможных мер:
•    попробовать уменьшить стоимость участия в мероприятии путем обращения к организаторам курсов или конференции. В 9 из 10 случаев предприятию представят существенную скидку или дадут возможность посетить мероприятие двум сотрудникам при регистрации одного;
•    занимать во время мероприятия активную и инициативную позицию, стараясь извлечь максимальную пользу для предприятия;
•    взять на мероприятие диктофон, чтобы затем еще раз прослушать самые существенные моменты и ознакомить других сотрудников с полезной информацией.
•    по итогам посещения мероприятий обязать каждого сотрудника изложить все прикладные моменты, обсуждаемые на конференции или семинаре в виде четких предложений по внедрению на предприятии.
Связь и Интернет

Многие крупные промышленные предприятия сокращают лимиты на междугородные и международные телефонные разговоры. С одной стороны, это может сократить расходы в подразделениях, в компетенцию которых не входит установление внешних контактов.
Но в отношении ограничения телефонных разговоров для служб маркетинга, сбыта, снабжения, эффективность работы которых в значительной степени зависит от интенсивности международных коммуникаций, ситуация должна быть прямо противоположной. Хотя и в этом случае должен быть разработан стандарт или регламент по международным телефонным переговорам, предоставляющий сотрудникам понятный и практический инструментарий для эффективной работы.
Сокращение расходов на Интернет путем уменьшения пропускной способности «шлюзов» также не совсем разумно. При воссоздании инфраструктуры, разрушенной стихийными бедствиями в Новом Орлеане и других пострадавших регионах США, власти первым делом восстановили высокоскоростной беспроводной Интернет, считая, что это содействует росту и развитию экономики.
Самые прогрессивные страны уже давно поняли, что Интернет - это такая же необходимая инфраструктура, как дороги или телерадиовещание и такой же эффективный катализатор развития, как бизнес-инкубаторы или парки высоких технологий. У нас, к сожалению, интернет-услуги - одни из самых дорогих в мире, что непонятно, если иметь в виду технологическую простоту их оказания. А между прочим, Всемирная сеть является сегодня незаменимым источником информационных ресурсов, поставщиком интерактивных сервисов, позволяющих решать многие деловые вопросы, развивать бизнес-процессы, что особенно важно в период кризиса.
Отечественные предприятия-производители пока практически не используют многочисленные возможности, предоставляемые глобальным информационным пространством. Стоит напомнить, что это источник коммерческой, маркетинговой, технической информации, контактных и управленческих данных, средство коммуникаций (e-mail, ICQ, Skype, форумы, блоги, сети, чаты), являющиеся эффективной альтернативой всем традиционным средствам связи, а также сильным каналом продвижения (рассылка коммерческих и деловых предложений, переговоры в сети Интернет, размещение информации о предприятии на многочисленных интернет-носителях, продвижение web-сайта предприятия).
Компании часто просто не осведомлены о неограниченных возможностях работы во Всемирной сети, не говоря уже о том, что на предприятиях нет систем, например, интернет-маркетинга. Поэтому снова на повестке дня стоит вопрос обучения персонала.
Это же касается и расходов на разработку и создание web-сайта предприятия. Без него сейчас уже никак не обойтись. Сегодня выражение: «нет в Интернете - нет в бизнесе!» - это аксиома. Но разработать одинаково эффективный web-ресурс можно и за 5-7 тыс., и за 500-700 долл., если заказать разработку за рубежом и оплатить международной карточкой или электронными деньгами. В результате высвобождаются средства, которые можно вложить в развитие и продвижение сайта. И такое сегодня встречается в экономике на каждом шагу, задача только в том, чтобы быть осведомленным и искать новые решения!

Командировки

Любой коммерческий директор подтвердит, что можно отправлять множество писем, ведя переписку с потенциальными партнерами, истратить часы на телефонные разговоры, и всего лишь за считанные минуты решить вопрос с глазу на глаз при личной встрече.
Переговоры во время командировок - один из самых эффективных инструментов продвижения продукции предприятия, установления деловых отношений с партнерами. Причем вопросы, связанные со сбытом продукции, эффективно могут решать в командировках не только менеджеры подразделений маркетинга и сбыта, но и руководители финансово-экономических и производственных служб, усиливая таким образом маркетинговый вектор компании. Поэтому нужно не сокращать расходы на командировки, как делают сейчас многие предприятия, а смело увеличивать количество «вылазок» на внешние рынки своего «десанта».
При этом нужно руководствоваться следующим:
•    отправлять в дорогостоящие командировки сотрудников, умеющих эффективно организовать свою работу (посещение максимального числа компаний в день с достижением во время ведения переговоров поставленных целей);
•    провести серьезную подготовку к поездке (установление телефонных контактов, планирование посещений, предварительное назначение встреч);
•    должен быть представлен полный отчет о результатах всех встреч, деловых переговоров (это стимулирует рациональное использование времени сотрудника и средств предприятия во время командировки);
•    значительно помогает сотрудникам в подготовке к командировке внутренний стандарт или регламент предприятия по данному вопросу;
•    стараться быстро реализовать на практике все наработки по результатам командировок сразу по их завершении.
Привлечение внешних консультантов и независимых экспертов

Взгляд со стороны всегда позволяет получить намного более объективную информацию, необходимую для решения данной проблемы. Привлечение консультантов и независимых экспертов, как правило, дает огромный внешний импульс развитию бизнеса. Особенно это актуально в критические моменты, когда необходимо действовать и быстро, и умно.
Готово ли предприятие самостоятельно разработать программу развития, быстро оценить ситуацию, взвесить все сильные и слабые стороны, угрозы и возможности, выработать стратегию, составить план эффективных мероприятий? Понятно, что не каждой компании это под силу, да и мощным фирмам не помешает «вливание» новых идей, свежих мыслей, межотраслевого прогрессивного опыта. Мыслящие руководители платят за это немалые деньги и уверены, что затраты окупаются многократно. Китайский стратег Сунн Зи сказал: «Лидер, который не стремится купить информацию, лидер нерешительный и никогда не добьется успеха».
Консалтинговые компании оперативно, первыми подготовили свои антикризисные предложения и продукты. Понятно, что каждый консультант будет при этом максимизировать, актуализировать важность для предприятия той проблемы, в которой он специализируется и имеет наибольшую профессиональную компетенцию. Поэтому нужно стараться в их предложениях не упустить те моменты, которые иногда стараются навязать, продавая свои услуги. И если предприятие уже давно работает с независимым экспертом, который занимает независимую позицию, не лоббирует другие виды дополнительных затрат, в которых он сам прямо или косвенно заинтересован, то расходы на эту работу нельзя сокращать ни в коем случае.
Хорошие консультанты сейчас на вес золота, и многие московские консалтинговые компании сегодня не сокращают персонал, а наоборот, расширяют штат. Проверенный временем внешний консультант, обладающий системным мышлением и прогрессивными инструментами развития бизнеса - большое преимущество, особенно в период кризиса.
Если компания еще не успела определиться с консультантами, нужно это делать сейчас, и как можно быстрее. Эффективность на примере юридического консалтинга: стоимость комплексного аудита правовой системы предприятия будет стоить 500-1000 долл., но это поможет избежать в будущем других затрат.
Расходы на рекламу

Уменьшение расходов на рекламу не приведет к тактическим и стратегическим потерям только том случае, если предприятие найдет другие, более дешевые и условно бесплатные методы рекламы, продвижения, информирования покупателей, потребителей и партнеров о своих предложениях.
Это могут быть методы «партизанского маркетинга», «рекламы без рекламы» и т.д.
Суть первого метода, называемого на Западе Guerilla Marketing (партизанский маркетинг), заключается в том, что компания, не имеющая достаточных средств на рекламу, придумывает необычную маркетинговую акцию. Она должна быть, как говорится, на слуху: тем самым людям дается пища для разговоров, в которых невольно обсуждаются товары или услуги «партизанской» фирмы.
Второй метод охватывает те сферы маркетинга, которые не являются классической рекламой. За рубежом он носит название BTL (below the line - под линией), что выходит за рамки обычного рекламного бюджета. Это, например, промоушн-акции, осуществляемые непосредственно в местах продажи, поэтому являющиеся очень сильным «стимулятором» покупок.
Вообще, отсутствие финансовых средств на рекламу должно быть обязательно заменено смекалкой, нестандартными креативными решениями, серьезной творческой работой всего коллектива предприятия. Ни в коем случае не следует отказываться от расходов на ту рекламу, которая «хорошо работает», на те проверенные каналы коммуникаций с потребителями, которые доказали свою эффективность.
Техническое обслуживание и ремонт

Сокращение данной статьи расходов увеличивает производственные риски, ставя со временем под вопрос нормальный ход производственных процессов. Предприятие, сэкономив незначительные средства на обслуживании, может намного больше потерять от простоя линии или дорогостоящего ремонта оборудования.
Кроме того, работающее во время кризиса без ремонтов и на износ оборудование, в начале экономического подъема, который рано или поздно наступит, может оказаться неработоспособным. А компания будет не в состоянии обеспечить рост объемов производства.

Контроль за качеством

Некоторые эксперты предложили удешевлять продукцию за счет снижения качества. А разве оно уже высокое на отечественных предприятиях?
И главный вопрос: можно ли эффективно конкурировать с таким качеством на мировых рынках? Или такая продукция пойдет на защищенный от зарубежных конкурентов внутренний рынок?
В этом случае следует руководствоваться правилом: качество, особенно во время кризиса и обострения конкуренции необходимо повышать, иначе не нужно «переводить» природные ресурсы.
(Окончание в следующем номере.)