Александр КОЛЫЧЕВ

В трудные времена ни в коем случае нельзя идти по самому легкому пути, увольняя работников. Создать по-настоящему работоспособный, творческий коллектив сложно, еще труднее сберечь его. Но только такой путь позволяет сохранить компанию, а по возможности и приумножить достигнутые ранее успехи. Так считает генеральный директор ООО «Лаборатория Лимен» Дмитрий СОЛОВЬЕВ.
- Дмитрий Анатольевич, финансовый кризис как лакмусовая бумажка проявляет достоинства и недостатки компаний. При этом кто-то теряет, а кто-то находит. У вас чего больше - потерь или приобретений?
- Больше приобрели, ибо произошло осмысление и понимание происходящих процессов. В этой сложной ситуации мы поняли стоимость и значимость своей компании. Кризис, как известно, больнее всего ударил по  посредникам, к которым еще несколько лет назад можно было отнести и нас. Мы начинали как поставщики химических компонентов для устройства наливных полов и огнезащиты металлоконструкций. Конкуренция в этом сегменте сегодня достаточно высока и кризис, возможно, заставил бы нас сократить объемы продаж, не переориентируйся мы в свое время на собственное производство, причем импортозамещающих материалов. К сегодняшнему дню «Лаборатория Лимен» стала многопрофильной производственной компанией. Мы занимаемся изготовлением химических компонентов для устройства наливных полиуретановых полов, выпускаем материалы для огнезащиты металла и кабеля, готовим термостойкие эмали и антикоррозийные материалы. В производстве используем компоненты ведущих европейских производителей, в числе которых BASF, BAYER AG и KRONOS.
Должен отметить, что кризис в Беларуси проявился, прежде всего, в снижении доходов предприятий, что наконец-то заставило многих обратить внимание на более дешевые материалы, которые были созданы по программе импортозамещения. Нас вдруг заметили проектировщики и строители, что обернулось шквалом телефонных звонков, а ранее приходилось настойчиво доказывать свой профессионализм и право на существование. Теперь многие задумались, а стоит ли везти из Европы материал, который можно купить у нас за белорусские рубли? Сказалось и давление властной вертикали, благодаря усилиям которой у многих произошло мгновенное «прозрение».
Рынок труда также кардинально изменился: если раньше мы искали специалистов среднего и высшего звена, то теперь они сами приходят к нам. К тому же не стало тех завышенных финансовых требований, которые предъявляли многие кандидаты на вакантные должности.
Мы не сокращали людей и не переводили на режим неполного рабочего дня, так как объемы выпуска не упали, а возросли, поэтому пришлось увеличить персонал на 10 человек. Нам даже начали предлагать свои услуги менеджеры отдельных достаточно крепких европейских компаний. По некоторым рабочим позициям не стали увеличивать численность персонала, а предложили за дополнительную оплату совмещать несколько профессий. Все эти меры позволили максимально смягчить «удары» кризиса по коллективу. Никто не потерял в заработке, а по итогам прошедшего года мы выплатили сотрудникам 13-ю зарплату.
Хотя мы и не ведем агрессивную маркетинговую политику, но в сфере строительства хорошо известны. В производстве «быстрых денег» не заработаешь, здесь необходимо делать ставку на долгий и тернистый путь, причем без права даже на временную «передышку». Все знают, что для поддержания огня в очаге необходимо постоянно подбрасывать дрова. Точно так же для развития компании нужны ежегодные плановые инвестиции. В нынешних нелегких условиях продолжаем расширять производство, в ближайшее время планируем начать строительство собственных производственных помещений. Самое главное - сохранить вектор движения, ведь если будешь стоять на месте, тебя непременно обойдут конкуренты.
И хотя нельзя сказать, что мы специально готовились к кризису, но встретили его более «вооруженными», чем многие из наших коллег. В такие времена и проверяется истинная сила любой компании, ибо в тепличных условиях большинство чувствует себя уверенно, а в «ураган» - лишь единицы. Необходимо научиться быть нужными в любое время, и при этом ориентировать персонал на «взятие» новых высот.
Но и взаимоотношения с сотрудниками должны строиться на принципах социального партнерства, не стоит сокращать заработную плату, урезать социальные выплаты, ибо неуверенность «вахтенного» начальства может посеять панику на «корабле».
- Как вы относитесь к тому, что некоторые предприятия решили просто «переждать» кризис, отказавшись на время от инвестиций в технологии и освоение новых изделий?
- Мы, наоборот, продолжали активно работать в этом направлении и в кризис вошли с новыми продуктами и технологиями. В начале текущего года ввели в строй колеровочную машину, которая позволит производить продукцию любой цветовой гаммы, причем со 100%-ной повторяемостью результата. В феврале предложили рынку новую версию огнезащитного покрытия - с ним можно работать в зимнее время. Составы, которые ранее присутствовали на белорусском рынке, включая и европейские аналоги, можно было наносить, если температура окружающей среды была не ниже +5°С. Но сейчас заказчики стараются сократить сроки строительства, преодолев фактор сезонности. Однако некоторые виды работ вести в зимний период было невозможно, поэтому мы и создали состав, который позволяет работать при температуре до -5°С.
Сразу оговорюсь, что многие российские компании, поставляющие в Беларусь огнезащитные составы на растворителях, заявляют, что ими можно работать и при минусовой температуре. Но наше покрытие - единственное из всех - прошло полный комплекс испытаний в лаборатории Министерства по чрезвычайным ситуациям. И сегодня аналогов такого материала на белорусском рынке не существует. Тем самым мы не только продлили «трудовую вахту» строителям, но и уменьшили для себя срок межсезонья, благодаря чему объемы производства будут только расти.
- Но качество покрытий зависит не только от применяемых материалов, но и от точного исполнения технологии их нанесения. Контролируете ли вы этот процесс?
- Здесь нам несколько облегчило задачу МЧС, которое ввело лицензирование работ по нанесению огнезащитных покрытий. Для этого персонал должен пройти полный курс обучения, причем не по технологии «в общих чертах», а по каждому конкретному покрытию. Непосредственным исполнителям работ мы предоставляем весь пакет документов по техническому регламенту.
К тому же заказчики могут получить от нас своего рода комплекс «два в одном»: мы не только предоставим материалы, но и окажем услуги по их нанесению. Так что все серьезные объекты, где применяются наши материалы, мы сами и обслуживаем. К тому же часто случается так, что в процессе работы возникает необходимость проведения дополнительных исследований, поскольку каждое покрытие разрабатывается под определенный вид грунта. Если используется иной тип грунтовки, то проводятся дополнительные испытания, и только после этого дается окончательное разрешение на применение.
- В последнее время произошли значительные изменения в технологии строительства, наступило время быстровозводимых зданий и сооружений. Увеличило ли это спрос на изготовляемые вами огнезащитные материалы?
- Новации в строительстве подталкивают производителей строительных материалов к разработке новых продуктов, увеличению объемов их выпуска. Конкуренция с лучшими европейскими производителями заставляет нас обращать внимание на некоторые качественные характеристики, которым раньше не придавали особого значения. К примеру, одна из известных мировых компаний, продукция которой представлена на нашем рынке, заявила о том, что минимальный срок службы ее составов - 30 лет. И хотя такие требования в белорусских стандартах отсутствуют, мы решили проверить свою продукцию на «долголетие». Когда в лаборатории Госстандарта сообщили, что наши образцы «прожили» 37 лет, мы попросили прекратить испытания, так как больший срок уже не имеет особого практического значения.
Мы, конечно, пока не играем роль «первой скрипки», но по крайней мере не уступаем своим более именитым зарубежным конкурентам. Только на поддержание сертификации своих продуктов расходуем 150-200 млн. руб. в год. Например, стандарты по наливным полимерным покрытиям полов введены в республике с нашим участием. Так что не только разрабатываем новые продукты, но и устанавливаем более высокую «планку» для всех участников рынка. К нам теперь из вузов присылают студентов на практику, а кадровые агентства консультируются с нашими специалистами по поводу профессиональных качеств того или иного соискателя в области химии полимеров.
- Судя по всему, ваши материалы ни в чем не уступают лучшим зарубежным аналогам. А по ценовой составляющей они находятся в одной нише?
- Последние 3 года мы не поднимали цены и были вынуждены это сделать лишь после девальвации национальной валюты. Но и теперь они - самые привлекательные на рынке: цена их ниже на 25-30%, чем импортных аналогов. Мы не только закупаем сырье для собственного производства, но и продаем его белорусским потребителям. Поскольку давно и успешно работаем с европейскими компаниями, они доверяют нам и предоставляют компоненты без предоплаты и с отсрочкой погашения платежей.
Хотелось, чтобы белорусские потребители больше доверяли отечественной продукции, потому что по многим позициям она уже ни в чем не уступает импортной. К тому же в нашем случае это подкреплено соответствующими сертификатами, а также протоколами испытаний такой уважаемой организации, как МЧС. Еще одно преимущество сотрудничества с белорусскими производителями заключается в том, что все возникающие проблемы можно решить на месте. С зарубежными компаниями так не получается и приходится терять время на урегулирование той или иной нештатной ситуации.
- Есть ли возможность потеснить конкурентов и на российском рынке?
- Переговоры уже идут. Правда, они начались только в начале этого года, причем по инициативе российских потребителей, которые всерьез задумались о сокращении затрат. Предложения о партнерстве мы давали и раньше, но нас попросту «отфутболивали». Осталось оформить российский сертификат и можно будет приступать к активной работе на этом емком рынке. Уже съездили в Сочи, побывали на стройках Олимпиады-2014, провели предварительные переговоры с руководством строительных организаций. Уверен, наша компания обязательно будет участвовать в возведении олимпийских объектов, а это, считаю, очень престижно.
- Мало «придумать» конкурентный продукт, не менее важно защитить свою интеллектуальную собственность. Уделяете ли вы внимание патентной защите своих авторских прав на разработки?
- Год назад подали заявки на патентование рецептур и названий выпускаемых нами продуктов, а также на товарный знак и название компании. Этот процесс занимает довольно много времени, но, думаю, в мае уже получим все необходимые документы. К активизации этих процессов подтолкнуло то, что на белорусском рынке были обнаружены подделки нашей продукции. С одной стороны, - обидно и больно, что кто-то использует чужую интеллектуальную собственность для личного обогащения, а с другой, - радует, ибо если нас начали «копировать», значит мы чего-то стоим и находимся на правильном пути. Во избежание повторения таких случаев в дальнейшем будем фасовать свою продукцию в «именную» пластиковую тару, на которой литьевым способом нанесен логотип предприятия.
СООО «Лаборатория Лимен»
220007, г. Минск, ул. Левкова, 20
Тел.: (017) 205-48-46, 219-06-76
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.lablimen.com