Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

В кризисное время важна консолидация общества, поэтому не может не радовать тот факт, что гражданскими институтами и властью сейчас делаются робкие шаги навстречу друг другу. Республиканскую ассамблею деловых кругов, где состоялось обсуждение Национальной платформы бизнеса 2009, можно считать одним из таких шагов. Но хотелось бы верить, что после данного форума одни не посчитают свою миссию выполненной, а другие не ограничатся «принятием к сведению». Поскольку в этом случае все жаркие споры и обсуждения можно будет рассматривать лишь не более как обоюдное дефиле на кризисном «подиуме».
Национальную платформу бизнеса 2009 представил Виктор МАРГЕЛОВ, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства. Было подчеркнуто, что хотя нынешнее экономическое положение в стране во многом спровоцировано внешними факторами, ответственность за негативные процессы в равной степени ложится на всех. Однако «глубина» экономического падения во многом будет зависеть от качества предпринимаемых мер, причем не только властными структурами. Сложность еще и в том, что достаточно трудно спрогнозировать, когда рецессия обратится в рост и какие неизбежные жертвы придется понести экономике Беларуси.
В.Маргелов призвал уже сейчас подумать над тем, экономику какого типа мы хотим построить на «старом» месте, ибо очевидно, что из-за отсутствия должных ресурсов государству придется расстаться с прежними догмами и «прокладывать» новый, более эффективный курс. Какие-то веяния этой новизны просматриваются уже сегодня, но не редки еще и разнонаправленные действия.
По мнению докладчика, государство должно вмешиваться только в те сферы, где участники рынка неэффективно справляются с его «регулировкой». В то же время необходимо найти такую модель частно-государственного партнерства, которая бы позволила создать более конкурентоспособную и эффективную экономику. По словам В.Маргелова, бизнес-сообщество поддерживает предпринимаемые шаги по либерализации экономики, однако считает, что они должны быть более смелыми. Хорошим подспорьем в этом может послужить разработанная общественными объединениями предпринимателей программа «Платформа бизнеса Беларуси 2009», которая состоит из шести основных разделов, при этом отдельно сформулированы 12 групп самых неотложных вопросов, без решения которых иные действия не принесут должного результата.

Пришло время строить новую экономику

На первом месте, учитывая открытость белорусской экономики, стоит отмена регулирования цен. Ведь для многих предприятий дальнейшее продолжение вмешательства государства в этот процесс означает верную и скорую «гибель». Одновременно необходимо ввести принципы саморегулирования рынка, что послужит формированию конкурентной среды. Кроме того, например, в России в прошлом году было возбуждено более 6 тыс. дел по нарушению антимонопольного законодательства, у нас же такое не практикуется. А без этого наши монополисты могут «утопить» не только белорусский бизнес, но и государство в целом.
Не менее важно сокращение числа и размера налогов, поскольку в странах-конкурентах налоговая нагрузка (в процентах от ВВП) значительно ниже, а это вопрос инвестиционной привлекательности и конкуренции на внешних рынках. Социальные платежи должны также уменьшаться. В обоих случаях, прежде всего, выиграют активные налогоплательщики, таким образом, большие средства останутся у тех, кто их умеет зарабатывать. Этим же целям послужит и уменьшение размеров штрафных санкций, которые сегодня явно неадекватны допущенным нарушениям. Для этого предлагается изменить 45 статей Административного Кодекса.
Упрощение документооборота и уплаты налогов повысит конкурентоспособность предприятий, позволит их руководству заниматься разработкой стратегии развития, а не бухгалтерскими «ребусами». Уже давно настала пора отказаться и от регулирования в сфере заработной платы.
Ускорение приватизации поможет не доводить пустующие объекты до состояния «графских развалин», а послужит созданию новых рабочих мест, более энергичному развитию бизнеса в малых и средних городах, наконец, сохранению и приумножению национального богатства. К тому же сейчас процесс приостановки работы неэффективных предприятий будет проходить значительно быстрее, поэтому важно также быстро находить им новых собственников, чтобы основные фонды не разрушались, а продолжали работать на экономику страны.
В этом же русле необходимо рассматривать и вопрос снижения арендных платежей, которые после девальвации национальной валюты резко возросли, ибо рассчитываются в валютном эквиваленте.
Несмотря на то что уже многое сделано для упрощения сертификации товаров и услуг, ситуация оставляет желать лучшего. Необходимо сделать эти процедуры более простыми, доступными и дешевыми, законодательно установить факт признания сертификационных документов стран СНГ и индустриально развитых государств.
Сегодня как никогда остро стоит вопрос доступности кредитных ресурсов, так как в нынешних условиях малый и средний бизнес финансируется по остаточному принципу. А без заемных средств он развиваться не будет.
Бизнес не может планировать дальнейшие пути своего развития без осведомленности о выбранной государственной макроэкономической политике: инфляции, валютном курсе, дефиците бюджета и т.д. Поэтому нужна большая прозрачность в экономической политике государства.

Сначала создаем проблемы, потом с ними боремся

По словам Андрея ТУРА, доктора экономических наук, профессора, заместителя министра экономики РБ в рамках программы по либерализации уже принято около 40 нормативно-правовых актов, в том числе 7 декретов и указов главы государства, 2 постановления правительства, 28 ведомственных нормативных актов. В качестве одного из таких примеров замминистра назвал устранение препятствий для импортеров по авансовым платежам, которые ныне позволено делать за счет имеющейся на их счетах валютной выручки. Сразу заметим, что подобных проблем в соседних странах вообще не возникало, поскольку их никто искусственно не создавал.
Далее было заявлено, что после упрощения процедуры регистрации резко увеличилось число вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования. Если в январе текущего года в среднем в день регистрировалось 48 юридических лиц и 137 индивидуальных предпринимателей, то за 3 недели февраля эти цифры соответственно составили - 90 и 208. Упрощенной системой налогообложения уже воспользовалось более 65,5 тыс. субъектов хозяйствования, в то время как на 1 января 2009 г. их было около 35 тыс. Значительно упростились процедуры утверждения цен, начисления заработной платы, сертификации.
Было подчеркнуто, что в Министерстве экономики очень внимательно проанализировали меры, предлагаемые общественными объединениями предпринимателей в Платформе бизнеса 2009, но, судя по всему, этим и ограничились. Иначе чем объяснить тот факт, что Мингорисполком, наверняка не без ведома Минэкономики, уже через несколько дней после проведения этого форума увеличил ставки единого налога в евро для предпринимателей практически по всем позициям, при том, что число потребителей товаров и услуг резко сократилось. Непонятно также, почему такие платежи вообще исчисляются в валюте, если доходы субъекты хозяйствования, работающие на внутреннем рынке, получают в белорусских рублях?

Обратить риски в преимущество

Руководитель центра Мизеса Ярослав РОМАНЧУК предложил риски, связанные с ведением бизнеса в Беларуси, превратить в новые возможности. Но вначале, по его мнению, необходимо избавиться от «глянца» и «гламура» в прогнозных показателях, поскольку уже понятно, что ни один из них в нынешних условиях не будет выполнен. Он также выразил недоумение по поводу сложившейся ситуации, когда глава государства и премьер-министр публично выступают за дебюрократизацию и либерализацию экономических отношений, а ведомства часто действуют в абсолютно противоположном направлении.
По его мнению, выход из кризиса с одновременным построением экономики нового образца можно связывать только со средним, малым, а также иностранным бизнесом. Поскольку именно он наиболее мобилен, а это, в условиях нынешней рыночной непредсказуемости, позволяет стать экономическим «хамелеоном», мгновенно подстраиваясь под постоянно изменяющиеся условия.
Если внешние заимствования и далее продолжатся в тех же масштабах, то скоро нам придется отдать в счет их погашения акции значимых предприятий, причем на тех условиях, которые нам будут диктовать кредиторы. Так не лучше ли это имущество продать представителям белорусского бизнеса, поскольку он по определению будет нести большую социальную ответственность перед государством и гражданами?!
По мнению Я.Романчука, 52 квартала беспрецедентного экономического роста несколько «расслабили» правительство и оно оказалось не готовым к мгновенному и эффективному реагированию на вызовы нового времени. Было подчеркнуто, что учитывая экспортную ориентированность белорусской экономики, а также большую импортную составляющую в производимой продукции, объявленная «война» с импортом по сути является борьбой против белорусского бизнеса, как частного, так и государственного.
В отличие от постоянного административного давления свобода предпринимательства, по его мнению, может дать больший экономический рост. В качестве демонстрации были приведены расчеты того, какую экономическую выгоду может получить государство и общество от полной реализации Платформы бизнеса 2009. Правда, методология получения этих данных раскрыта не была, что закономерно вызывает определенный скепсис.
Николу ЛУЧЕЗАРУ, экономический советник посольства Республики Болгария в РБ в своем выступлении отметил, что Беларусь и Болгария весьма схожи по объему ВВП, жизненному циклу промышленного производства и объемам нефти (20 млн. т), поставляемой на льготных условиях. Основываясь на опыте своей страны, обратил внимание аудитории на то, что в кризисных условиях особое значение приобретает быстрота и скорость либерализации. Ибо, по его мнению, ни один серьезный иностранный инвестор не примет участия в приватизации, если не будет обладать полной свободой в принятии решений по зарплате, ценам и т.д. А чем меньше «пут» на ногах директоров, тем богаче страна.

Командировки «по ленинским местам» отменяются

Валерий КОРЕШКОВ, председатель Государственного комитета по стандартизации, заявил, что в большинстве своем многие положения Платформы совпадают с планами его ведомства по упрощению сертификационных процедур, что сделает их более прозрачными и доступными. Так, Госстандартом были пересмотрены перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, которые сокращены практически на 40%, из 629 позиций осталось 377. В то же время пока не планируется отмена сертификации строительных работ, поскольку слишком много возникает нареканий по их качеству.
По словам В.Корешкова, увеличены сроки действия протоколов испытаний и некоторой сертификационной документации, разрешено использование иными продавцами сертификатов на товары тех производителей, которые уже ранее ее проводили, и т.д. Наконец-то (!) разрешено заменить обязательную инспекцию производства на протоколы испытаний сертифицированных лабораторий. А то у нас возникала парадоксальная ситуация, когда продукция отечественных предприятий могла пройти сертификацию «автоматом», а для того чтобы провести аналогичные действия в отношении продукции известнейших мировых брэндов, чиновники непременно должны были отправиться по «ленинским местам» в Швейцарию, Францию, Германию или Финляндию. Честно говоря, непонятно, как такая небольшая страна как Беларусь может сертифицировать многомиллионный ассортимент товаров со всего мира?

Соблюсти баланс интересов

Григорий ВАСИЛЕВИЧ, Генеральный прокурор Республики Беларусь считает, что все спорные положения в законодательстве должны трактоваться в пользу налогоплательщика, им было также поддержано предложение о недопустимости введения нормативных актов «задним числом». Соразмерность и пропорциональность ответственности за совершенные правонарушения уже прописана в целом ряде законодательных актов. По мнению Г.Василевича развитие законодательства и его применение должно основываться на главном принципе - не навреди, ибо крупные штрафы могут вообще приостановить деятельность предприятия, что невыгодно ни его владельцам, ни государству. Как сказал Г.Василевич, «необходима оптимизация взаимоотношений между государством, обществом и гражданином».

Нужно улучшать, а не ухудшать среду

Валерий ФАДЕЕВ, советник по правовым вопросам Международной финансовой корпорации, заслуженный юрист Беларуси, который в свое время работал начальником юридического управления Совета Министров РБ и заместителем председателя Конституционного суда РБ, посоветовал всем собравшимся тщательно разрабатывать документы, прежде всего, различные программы развития. В качестве примера он привел один анекдотичный случай. В бытность работы в аппарате правительства ему принесли на визирование постановление СМ и программу развития животноводства, в одном из разделов которой было написано: экскременты животных являются важнейшей составной частью органических удобрений, и задача животноводства состоит в том, чтобы увеличить их выход.
Нечто подобное, по его мнению, происходит и в сфере поддержки предпринимательства, когда различные бизнес-инкубаторы заставили работать как хозрасчетные организации, предоставляя малому и среднему бизнесу в основном платные услуги. Хотя на словах декларируется государственная поддержка. Еще в 2006 г. правительством был внесен в парламент новый вариант закона о поддержке малого и среднего бизнеса, который благодаря усилиям общественных объединений был правительством отозван, поскольку не содержал никаких положительных новаций.
Сейчас Министерством экономики внесен на рассмотрение новый проект закона, который большинство предпринимателей считают таким же «полуфабрикатом», как и прежний. Хотя, по мнению В.Фадеева, некоторые его статьи достаточно прогрессивны, альтернативный проект, предлагаемый предпринимателями и разработанный в содружестве с МФК, имеет большую привязку к действительности. Самое главное - он не содержит отсылочных норм, являясь законом прямого действия, что в условиях всесилия белорусской бюрократии является самым важным фактором. Было предложено законодательно закрепить участие бизнес-союзов в нормотворчестве, поскольку это позволит сделать законодательство менее противоречивым.
Виктор ГОЛОВАНОВ, министр юстиции РБ заявил, что в министерстве сейчас находится очень много интересных предложений от предпринимательских объединений по совершенствованию законодательства. В ближайшее время они будут вынесены на рассмотрение правительства и республиканских органов госуправления. В то же время за последние три года Минюстом отклонено 418 ведомственных актов, поскольку они не соответствовали Конституции и законам РБ.
Иван ШУНЬКО, заместитель министра финансов РБ признал, что новый образец книги бухгалтерского учета оказался очень неудачным, зато всеми бухгалтерами положительно оценивается упрощение порядка оформления товарно-транспортных накладных. В нынешней ситуации, по мнению И.Шунько, необходимо отменить целый ряд ограничений по расходам на маркетинговые исследования, рекламу и т.д., поскольку без этого нашим предприятиям трудно конкурировать на рынке.