Сергей КОНОНЧИК, научный сотрудник Академии управления при Президенте Республики Беларусь

В февральском номере журнала «Директор» была поднята тема продвижения отечественных продуктов на внутренний и внешний рынки. Хочу поделиться своими мыслями по этому поводу.
Прежде всего, говоря о развитии рынка продуктов питания следует иметь в виду продовольственную безопасность республики. И здесь работа ведется в следующих направлениях:
•    развитие отечественного производства и переработки сельскохозяйственной продукции и собственного обеспечения в качественных продуктах питания;
•    развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства;
•    расширение экспортной деятельности;
•    поддержание платежеспособного спроса, достаточного для рационального питания.
В целом в АПК наметился устойчивый рост объемов производства и сбыта продукции, активизировались процессы технического и технологического переоснащения сельского хозяйства.
Наращивание объемов производства дало возможность укрепить продовольственную безопасность республики, которая по основным продуктам питания значительно превышает минимальный или критический уровень. В то же время если анализировать финансовое состояние отрасли с позиции собственника и менеджера, которого интересует доходность и эффективность производства, то следует отметить, что с 1992 по 2007 г. в сельхозорганизациях Минсельхозпрода выручка от реализации продукции, работ, услуг только на две трети возмещает затраты на производство.
По большинству продовольственных товаров (мясо и птица, колбасные изделия, масло животное, маргарин, майонез, молоко и молочные продукты, сыр, яйцо, сахар, соль, мука кондитерские изделия) покупательский спрос населения республики удовлетворяется преимущественно за счет продукции белорусского производства, удельный вес которой в объеме продаж этих товаров превышает 90%. При этом их потребление на душу населения соответствует или приближается к рекомендуемым медицинским нормам, а в некоторых случаях превышает их.
Приведенные данные свидетельствуют об избыточности некоторых видов продовольствия на внутреннем рынке. Тем актуальнее стоит задача развития внешнеэкономической деятельности.
Какие для этого есть предпосылки ?
Согласно анализу Комиссии Евросоюза прогнозируется, что в среднесрочной перспективе на сельскохозяйственных рынках произойдет мощный рост спроса, а по мнению многочисленных экспертов, повысятся и цены на продовольствие. Безусловно, этим необходимо воспользоваться.
Потенциал белорусского экспорта по видам продукции в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села к 2010 г. может составить: по зерну - около 700 тыс. т, картофелю - 600, сахару - 130, мясу и мясопродуктам - 180 тыс. т, молоку и молокопродуктам - 2,7 млн. т. А всего республика способна поставлять за рубеж сельскохозяйственной продукции на 2,7-3 млрд. долл. в год. Пока же она недотягивает до этих показателей.
Активизация внешнеторговой деятельности АПК сдерживается недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции и неразвитостью системы продвижения товаров на внешний рынок. Предприятия испытывают трудности со сбытом продукции, что можно объяснить ее несоответствием мировым стандартам по большинству параметров, в том числе по технологическому уровню производства, ценовым и качественным характеристикам, а также организации сервиса. В отдельные периоды экспорт некоторых видов продовольственных товаров осуществляется по ценам, не покрывающим затраты на их производство. Так, в феврале этого года в республике при себестоимости 1 т говядины 3,3 тыс. долл. средняя отпускная цена на экспорт составляла 3 тыс.
В товарной структуре экспорта продукция животного происхождения занимает более 60%, однако значительная ее часть реализуется с низкой степенью переработки. Доля сырья в стоимости готовой продукции в развитых зарубежных странах не превышает 30, а на наших предприятиях достигает 50%.
Анализ использования основных производственных фондов в перерабатывающей и пищевой промышленности сигнализирует о критическом состоянии. Переработкой мяса в республике занимаются около 590 субъектов хозяйствования. Но большая часть производства (60%) приходится на долю 27 крупных предприятий, имеющих мощности полного цикла переработки сырья в объеме 530 тыс. т в год. Однако они в среднем загружены лишь на 60%. Подобная картина и в молочной промышленности: производственные мощности рассчитаны на 5,2 млн. т сырья в год, но они загружены только на 70%, поэтому фактически перерабатывается немногим более 3 млн. т. При этом предприятия продолжают обслуживать неиспользуемые мощности, включать их амортизацию в себестоимость, платить налог на недвижимость, что обременяет их финансовое положение.
Одним из направлений формирования спроса и стимулирования сбыта, иными словами, продвижения товара является установление регулярных контактов производителей со своими постоянными и потенциальными клиентами, и здесь трудно переоценить роль товаропроводящей сети за рубежом. К примеру, у Рогачевского молочно-консервного комбината основой для такой структуры в России стали 2 совместных предприятия в Москве и Санкт-Петербурге, где предприятие владеет контрольными пакетами акций. Статус юридического лица РФ, что является непременным условием, позволил участвовать в объявленных Федеральным бюро резервов России торгах на поставку молочных консервов, причем предприятию удалось выиграть право на половину объявленного объема.
Примером эффективного освоения новых рынков сбыта служит деятельность ОАО «Бабушкина крынка», которое перерабатывает около 40% молока, производимого в Могилевской области. Предприятие создало дилерскую сеть в Москве и Подмосковье, Брянске и области.
Конечно, на внешних рынках, в том числе в России, продажа продовольствия монополизирована торговыми сетями, и пробиться туда крайне сложно и непомерно дорого. Например, чтобы белорусскому мясокомбинату заключить договор на поставку готовых колбасных и мясных изделий в какую-либо торговую сеть Москвы, необходимо уплатить разовый взнос в сумме 1 тыс. долл. А специалистами ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» было подсчитано, что одна попытка выхода на российский рынок с небольшим набором товаров обойдется в 50-60 тыс. долл.
Наряду с мерами по увеличению экспорта требуется и защита внутреннего рынка. По ряду сельскохозяйственных и продовольственных товаров наблюдается более высокий прирост цен импортной продукции против аналогичной экспортируемой. Так, за последние 3 года при среднем росте экспортных цен по молокопродуктам на 14,3%, импортные цены увеличились на 33,7%, по картофелю соответственно - 15,6 и 35,3%. Получается, что на внутреннем потребительском рынке наши предприятия больше конкурируют сами с собой, чем с иностранными поставщиками продуктов.
И все же меры по тарифному и нетарифному регулированию необходимы. О их действенности свидетельствует бурный рост производства мяса птицы в Беларуси и России, который произошел во многом именно благодаря увеличению пошлин на продукцию, происходящую из третьих стран. Кроме того, в Беларуси указом главы государства установлена сроком на 2 года специальная пошлина на ввозимые мясо и пищевые субпродукты домашней птицы в размере 45% от таможенной стоимости, но не менее 0,45 евро за 1 кг. Для поддержки отечественных товаропроизводителей в республике также введены импортные квоты на мясо птицы, говядину и свинину.
В исследованиях белорусских ученых высказывается мнение, что защите общего рынка Союзного государства способствовало бы одномоментное повышение ввозных таможенных пошлин Беларуси и России на мясную и молочную и другую продовольственную продукцию, которая пока пересекает границы почти беспрепятственно. Ставки ввозных пошлин в размере 15-20%, установленные в 1990-х гг., соответствовали реалиям того периода и носили преимущественно фискальный характер. В настоящее же время они должны стать защитными, тем более что на Западе, да и в странах СНГ их уровень серьезно возрос, особенно сейчас, при снижении цен на внешних рынках.
Следует отметить, что Россия остается основным партнером Беларуси в торговле продукцией сельского хозяйства. С 2000 по 2007 г. стоимость ее экспорта и импорта выросла в 3,2 раза.
Однако недавние проблемы с поставками продовольствия в Россию показывают, что при разработке стратегии и тактики развития рынков продуктов питания каждая страна руководствуется своими интересами.
Уже в текущем году наметились проблемы в поставках продовольствия в Российскую Федерацию, и особенно это касается белорусских молочных продуктов, удельный вес которых в российском импорте может достигнуть 50%. Их беспошлинные поставки по ценам мирового рынка, а они вдвое ниже, чем предлагают российские производители, отрицательно влияют на конкурентоспособность последних и могут даже разорить их. Кроме того, в российский бюджет не поступает около 100 млн. долл. таможенных платежей, и поэтому в соседней стране ставится вопрос о повышении пошлин на импортируемое сухое молоко, масло и сыры с 15 до 25%. А к белорусской молочной продукции, возможно, будут применены меры нетарифного регулирования.
А между тем есть области совместных интересов: достижение продовольственной безопасности, решение экономических проблем, связанных с повышением эффективности сельскохозяйственного производства, продовольственная поддержка и взаимопомощь государств в экстремальных ситуациях, гарантии качества и доступности продуктов питания для всех слоев населения в обеих странах. Именно эти сферы взаимного «притяжения» должны определять согласованную таможенную политику применительно к продовольственному рынку Беларуси и России.
Поэтому актуально продолжение формирования общего аграрного рынка, включая работы по организации его совместной инфраструктуры на базе оптовых продовольственных рынков России и Беларуси.
Несмотря на то что процесс интеграции экономик двух стран идет уже более 10 лет, до настоящего времени в области развития взаимной торговли продукцией сельского хозяйства и продовольствием нет программ, нацеленных на увеличение ее объемов, комплексных прогнозов продовольственной безопасности, спроса и предложения с учетом тенденций развития мировой продовольственной системы. Не существует также комплексной программы размещения производительных сил, создания современной рыночной инфраструктуры хранения и сбыта продукции, системы мониторинга рынков.
Исходя из вышесказанного, представляется разумным принятие общего баланса производства и потребления мясомолочной продукции двух стран. Это позволило бы определить, сколько Беларусь могла бы в свободном режиме экспортировать в Россию продукции животноводства и при этом избежать разного рода заградительных мер.
В повестку дня союзного Совмина следовало бы внести вопрос о субсидировании за счет бюджета Союзного государства сельского хозяйства в Беларуси и России. Ведь, как свидетельствует мировая практика, экспортные субсидии прекрасно стимулируют поставки за рубеж продовольствия. Так, на эти цели в Евросоюзе в 2008 г. выделено 124 млрд. евро, в том числе за счет бюджета ЕС - 42 млрд.
Соглашение о принципах субсидирования между Беларусью и Россией планировалось подписать до 1 октября 2007 г., однако из-за разночтений в понятиях этого сделано не было.
Если же говорить о другом важном для Беларуси рынке - стран Евросоюза, то здесь для роста экспорта нашей продукции необходимо внести коррективы в технические стандарты, сертификационные, санитарные и фитосанитарные меры, соответствующие требованиям технической и экологической безопасности ЕС. Минсельхозпродом направлены документы в Еврокомиссию на получение сертификата для четырех мясомолочных предприятий Беларуси, которые хотят экспортировать продукцию в страны ЕС. Хочется верить, что это - только начало освоения агропромышленным комплексом республики европейского «пространства».