Игорь КАБАЛИК, юрист

1 января 2009 г. истек срок действия Указа Президента РБ от 15.08.2005 г. №373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь». П.1.1 этого документа запрещал с 1.08.2005 г. по 31.12.2008 г. организациям и индивидуальным предпринимателям при осуществлении предпринимательской деятельности заключать договора мены, прекращать обязательства зачетом и т.д.
В момент принятия Указа экономическая ситуация в стране отличалась от сегодняшней: выпускаемая продукция пользовалась устойчивым спросом, который в настоящее время упал до критической черты.
Можно ли считать прекращение действия Указа и негласное разрешение осуществлять бартерные операции своего рода антикризисной мерой? Думаю, вряд ли. Как показывает практика трех истекших месяцев года, она пройдет абсолютно незамеченной для субъектов хозяйствования и оживить производство не сможет. Ведь перед предприятиями стоят проблемы уплаты налогов и выплаты заработной платы, а бартерные схемы их не решают.
В условиях финансового кризиса есть еще одна причина, затрудняющая выход из него. Это - отсутствие законов, которые должны действовать только на этот период, т.е. антикризисного законодательства.
В наследство от СССР нам досталось законодательство, которое по своей природе не предусматривало экономических кризисов. Существовал тезис о том, что при плановом социалистическом хозяйстве кризисы невозможны, это - неотъемлемая часть капиталистического образа хозяйствования. Поэтому ни Кодекс законов о труде, ни весь блок экономических законов не предусматривали, как будет жить государство в период экономического кризиса. Какими законами будет защищено население, если подобное произойдет? То немногое законодательство, что имеется у нас сегодня - это скорее результат случайностей, а не плод целевой проработки нормативных документов. Это попытка приспособить нормативную базу под нынешнюю ситуацию.
В качестве положительного примера можно привести нормативные документы, регламентирующие деятельность Фонда социальной защиты населения. Он был создан постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 11.01.1996 г. №20. На основании «Положения о Фонде социальной защиты населения» (в редакции постановления СМ РБ от 15.09.2000 г. №1424) основными задачами являются «…сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование…». Каждое предприятие обязано отчислять в него 35% фонда заработной платы. Таким образом, за прошедшие 13 лет в Фонде собраны средства, позволяющие абсолютно безболезненно в течение трех лет выплачивать лицам, уволенным с предприятий в связи с кризисом, 100% их заработной платы.
Так как одним из путей выхода из кризиса экономисты признают «…необходимость структурной перестройки экономики, которая влечет за собой увольнение рабочей силы и ее переобучение…», выплаты из Фонда освободят предприятие от этой «излишней рабочей силы», снимут социальную напряженность в обществе и позволят предприятию направить высвободившиеся средства на модернизацию и переоснащение производства.
Единственный вопрос, который возникнет, - как вернуть эти денежные средства, чтобы избежать излишнего администрирования.
Это лишь первые необходимые шаги. В целом появилась настоятельная потребность в разработке законодательных актов, предусматривающих защиту населения в период экономических кризисов, т.е. так называемого блока антикризисных законов. К этому руководство страны обязывает и Конституция Республики Беларусь, где в ст.1 сказано: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство», а ст.2 провозглашает: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином».