Александр ГАВРИЛОВ

Если во всем мире необходимость тех или иных предприятий определяет рынок, то у нас это чаще всего решается административно. Тем самым искусственно создаются монополии, хотя если исходить из здравого смысла, то нужно действовать в абсолютно противоположном направлении - формировать конкурентную среду. По мнению директора ОАО «Новая жизнь» Вячеслава ПАХОЛЬЧИКА, право выбора необходимо оставить потребителю, от чего выиграет и государство.
- Вячеслав Вячеславович, сельское хозяйство стало все больше использовать интенсивные факторы развития. Что делаете вы для повышения эффективности производства?
- Думаю, сегодня уже все поняли - экономика правит всем. В нашем хозяйстве производство молока - одно из самых рентабельных в районе, в начале этого года данный показатель составлял 54,5%. Но мы видим, что и это еще не предел, поэтому в прошлом году начали строительство новой фермы на 800 голов дойного стада, для того чтобы перевести все мелкотоварное производство под одну «крышу». Там будут применяться самые прогрессивные технологии содержания и кормления, что еще больше увеличит прибыльность. Кроме того, примерно 1 млрд. руб. вложили в модернизацию производственных помещений, которую провели хозспособом.
Что касается увеличения объемов производства, то уже сегодня почувствовали напряженность в работе с нашими партнерами - перерабатывающими предприятиями мясомолочной промышленности. Из-за падения продаж они испытывают финансовые трудности, которые начинают затрагивать и производителей сырья.
Мне кажется, что со временем от валовых показателей мы должны перейти к качественным. Например, сегодня самым выгодным является производство молока класса «экстра», из которого можно получать любую продукцию высочайшего качества. Но пока оно в общем объеме производства занимает лишь 3-4%, значит, нужно работать над тем, чтобы такая высококачественная продукция становилась доминирующей. Особенно важным данный аспект становится сейчас, после снижения в феврале закупочных цен на масло на 10%. Для нашего хозяйства это означает потерю 50-55 млн. руб. в месяц, и мы должны их как-то восполнить.
Сделать это можно только за счет повышения качества. Так, в январе-феврале средняя жирность сданного на переработку молока составила 4,16%, содержание белка также превышает установленные нормативы, за счет чего мы получили хорошую доплату. Для повышения эффективности производства активно работаем с белорусскими аграрно-научными институтами, вводим научно обоснованные рационы питания, которые варьируются в зависимости от возраста взращиваемого молодняка.
- Но эффективность производства зависит от многих факторов, главным из которых является «человеческий». Есть ли у вас возможность стимулировать качественный труд?
- По каждой ферме качественные показатели определяются отдельно, при этом лаборант фиксирует эти данные по группам коров, исходя из чего оценивается труд каждой доярки. Обязательно доплачиваем за качество молока, ежесуточный привес, выполнение санитарных норм и т.д. Поэтому каждый работник осознает, что от качества его труда зависит благополучие не только предприятия, но и его собственное.
- В вашем районе есть такой сельскохозяйственный гигант, как СПК «Агрокомбинат Снов», где вы проработали почти 30 лет. Не «подавляют» ли такие крупные предприятия своих меньших «братьев»?
- Каждый работает в своем направлении, у нас даже технология содержания крупнорогатого скота совершенно иная. В СПК «Агрокомбинат Снов» - круглогодичное стойловое, а мы в летний период отправляем его в «лагерь» - на специальные пастбища со скороспелыми травосмесями. Поэтому у нас такая высокая рентабельность производства молока, а в крупных хозяйствах она почему-то ниже. Зато они получают дополнительные ресурсы на переработке, чего лишены многие их коллеги.
Сейчас реконструировали три откормочных отделения, где раньше бычки были на привязном содержании. При такой технологии взращивания получали 750-800 г привеса в сутки, а когда дали им «свободу», то на тех же кормах имеем 1,2-1,3 кг. То есть только за счет изменения технологии содержания практически вдвое увеличили эффективность, что позволило на этом комплексе выйти на безубыточную работу. К тому же если ранее данное поголовье обслуживало 10 человек, то теперь задействовано только 2 работника.
Активно продаем другим хозяйствам нетелей - телок, вступивших в продуктивный возраст. Причем это оказалось даже более выгодным, чем содержать мясное стадо. Если за сданного бычка на мясокомбинате получаем 2-2,2 млн. руб., то за нетель, при наших удоях, имеем 5-5,5 млн. Для того чтобы нарастить производство мяса, заключили договор с одним из хозяйств Крупского района, и за одну нетель будем получать 5-6 бычков, что выгодно и нам, и нашим партнерам.
- На большинстве сельхозпредприятий основной костяк трудовых коллективов составляет среднее поколение, но через 10-15 лет эти люди уйдут на пенсию. Найдется ли им замена?
- Чтобы молодежь оставалась на селе необходимо создавать комфортные условия для жизни. Так что строительство агрогородков считаю правильным. В 2007 г. был сдан и наш агрогородок, где кроме средней школы есть базовая школа, прекрасный детский сад, дом культуры и школа искусств. Наш детский фольклорный коллектив «Оношковские музыки» знает практически вся Европа. К тому же сейчас, с внедрением новых технологий и техники, один механизатор заменяет 7-8 человек. В 2006 г., когда я пришел на должность руководителя, у нас было 520 работников, а теперь - 430 и, думаю, численность можно сократить еще на 60-70 человек.
Но хочу отметить одну очень важную тенденцию нового времени. Если мы ставим перед собой цель идти по пути развития интенсивного земледелия, надо, чтобы человек полностью отдавал себя работе, но тогда ему сложно содержать подсобное хозяйство. Ведь механизатор во время проведения основных работ находится в поле по 12 часов, поэтому, придя домой, он должен отдохнуть, побыть с семьей, а не заниматься личным хозяйством.
Старшее поколение не может обходиться без личного подворья, поскольку велика сила привычки, а пенсии, наоборот, не слишком велики. А вот молодежь уже не стремится к такому совмещению. Не желая обременять себя хлопотами, она предпочитает покупать продукты питания в магазине, в котором ассортимент не хуже, чем в городе. У нас есть два фирменных магазина, где мы предоставляем нашим работникам возможность авансовой покупки любых товаров на сумму не более 100 тыс. руб., которая впоследствии вычитается из заработной платы. Имеется и свой мясоперерабатывающий цех, поставляющий в торговлю свежие изделия.
- В перерабатывающей отрасли выбрано направление создания гигантов, в то же время на Западе наравне с ними существуют и мелкие перерабатывающие предприятия. Так, может, и нам не следует их искусственно уничтожать?
- Я считаю, мы должны развиваться в этом же направлении. Крупные перерабатывающие предприятия, в силу разных причин, не могут работать так, как мелкие и средние. К примеру, наш мясной цех выпускает продукцию с минимумом пищевых добавок. Поэтому необходимо предоставить право выбора покупателю, ведь большие предприятия никогда не будут выпускать такую эксклюзивную продукцию, которую изготавливаем мы.

ОАО «Новая жизнь»
222602, Минская обл., Несвижский р-н, д. Оношки
Тел.: (01770) 5-19-74, 3-63-10, факс: 3-63-34