Александр ГЛУБИНКА

В последние годы туристы всего мира изменили свои пристрастия. Если раньше их удовлетворял отдых с преобладанием трех S (Sun-Sea-Sand) - солнце - море - песок, то сейчас объектом вожделения являются три L (Landscape-Lore-Leisure) - пейзаж - традиции - досуг. Доходы от сельского туризма в Европе оцениваются экспертами более чем в 65 млрд. долл. в год, а это равноценно ВВП такой страны как Венгрия. К тому же при сравнительно небольших по объемам инвестициях подобный туризм создает большое число рабочих мест, обладая при этом мультипликативным эффектом: на 1 долл., потраченный на оплату ночлега, приходится 6-18 долл., израсходованных на питание, сувениры, транспорт, экскурсии и т.д.
По мнению кандидата сельскохозяйственных наук, председателя правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерии КЛИЦУМОВОЙ, наша страна идеальна для всех видов «зеленых» путешествий: экологических, приключенческих, сельских, этнографических.
- Валерия, обычно финансовые кризисы служат катализатором развития внутреннего туризма. Если ли у нас возможность использовать «зло во благо»?
- Внутренний туризм начал развиваться еще до начала финансового кризиса, после введения шенгенских виз. При этом многих отпугивала не цена разрешений на въезд, а бюрократическая процедура их оформления. К тому же сейчас люди хотят иметь более мобильные предложения для отдыха - «сегодня - на завтра», поскольку большинство предпочитает делить отпуск и отдыхать понемногу, но чаще, причем тогда, когда для этого появляется временное «окно».
Несомненно и другое: за последние 2-3 года вырос интерес к родной земле, в том числе и у молодых людей. Причем в деревню едут люди с высокими доходами, которым по карману и более дорогие путешествия. Но их привлекает активный отдых в Беларуси, где можно путешествовать на байдарках, велосипедах, ознакомиться с ремеслами, национальной культурой и т.д. Так что финансовый кризис лишь подстегнет развитие данного направления. Например, в Москве уже закрылась каждая десятая фирма, занимавшаяся выездным туризмом, поскольку на 30% сократилось число желающих отдохнуть за рубежом. К тому же в такой напряженный период люди психологически не готовы надолго покидать дом. Но отдыхать ведь необходимо! Поэтому встает вопрос - где?
Стоит заметить, что места в белорусских санаториях на 80-90% выкуплены россиянами. Ранее оставалось еще два варианта: турбаза или дача. Сейчас же достаточно прочно «встала на ноги» инфраструктура сельского туризма, в нашем каталоге уже более 250 усадеб. То есть в этом вопросе мы достигли некой критической массы, когда сельский туризм представляет собой уже состоявшийся бизнес-продукт. Для многих данное направление перестало быть диковинкой, причем рынок хорошо воспринял этот новый сегмент. Начал складываться круг постоянных клиентов, а лучших хозяев страна уже «знает в лицо». Активному развитию помогают достаточно либеральное законодательство в данной области, а также льготные кредиты ОАО «Белагропромбанк», которые выдаются без залога и поручительств под 5% годовых.
Наши усадьбы отчитались по числу принятых туристов за прошлый год, на некоторых из них побывало более 2 тыс. человек, поэтому можно смело сказать, что «процесс пошел». Правда, цены еще достаточно высоки, но со временем они приблизятся к тем, которые существуют в Польше, Литве, Латвии. Потому что сейчас, в начале пути, когда практически отсутствует конкуренция - «время продавцов». Финансовый кризис подтолкнет к снижению цен, при этом востребованность этих услуг на рынке возрастет. Ведь у нас небольшая страна, поэтому практически до любого места можно доехать на личном автомобиле или общественном транспорте, что делает такие услуги общедоступными.
Сельский туризм позволяет также увеличить приток иностранных туристов, мы уже организовали несколько велотуров для туристов из Нидерландов. Голландцы были просто в восторге от непосредственного контакта с белорусской природой, радушия и гостеприимства белорусов.
- Но для организации таких путешествий необходимо объединение сельских усадьб в единую сеть. Могла бы ваша организация выполнять функции своего рода центра?
- Так уж сложилось, что БОО «Отдых в деревне» уже стало главным республиканским центром по развитию сельского туризма и экотуризма. До изменений в белорусском законодательстве общественным организациям разрешалось создавать собственные предприятия, и мы собирались открыть компанию, которая занималась бы вопросами координации взаимодействия в данной сфере. К тому же выживать исключительно на членские взносы очень сложно, поскольку необходимо постоянно проводить семинары, издавать каталоги. И все же мы собираемся создать некоммерческую структуру, прибыль от работы которой шла бы на реализацию уставных целей общественного объединения.
В сотрудничестве с Институтом стандартизации и Национальным агентством по туризму разработаны стандарты по сельскому туризму, которые делят усадьбы на четыре категории. Все они сертифицированы, так что наше объединение могло бы выступать в роли национального регулирующего органа. В регионах созданы неформальные структуры - общественные советы по развитию агроэкотуризма, куда входят представители власти, эксперты, хозяева усадеб. То есть в данной области у нас, по сути, «проросли» элементы гражданского общества, и было бы хорошо, если бы все и далее развивалось таким же неформальным путем.
- Нет ли опасений, что вслед за помощью, оказываемой государством, пойдет борьба за выполнение «прогнозных показателей»?
- Вот этого нужно опасаться более всего, поскольку если живое дело становится конъюнктурным, оно умирает. Особенно когда все хотят «примкнуть к процессу» и отчитаться за проделанную работу. Самое страшное, если сейчас мы погонимся за «хорошей» статистикой. Ибо человек должен почувствовать, что это его дело.
Не нужно насильно создавать то, что заведомо не будет работать. Достаточно «перегнуть палку» в данном вопросе, и процесс поддержки может плавно перерасти в «удушение». Уже сейчас в некоторых районах ставится задача в каждом селе создать усадьбу, хотя если подходить к этому профессионально, необходимо просто выделить зоны, идеальные для развития сельского туризма.
- А если усадьбы будут создавать не хозяева, а государственные структуры, не убьет ли это сельский туризм уже в самом зародыше?
- Давно замечено, что как только появляются наемные работники и ненужные посредники, уровень «душевности» усадьбы резко падает. Мы указываем такие центры отдыха в своем каталоге, но всегда стараемся подчеркнуть, что они из другой категории - обычной сферы обслуживания. Что объяснимо, поскольку при этом сельский туризм утрачивает свою основу. Не зря его называют «бизнесом с человеческим лицом», поэтому если убрать хозяев, то пропадет и сама усадьба, настолько это индивидуализированный бизнес. Ведь в его основе лежит простое человеческое общение. Благодаря этому горожане лучше понимают проблемы села, а сельские жители - города.
- Для любой страны важно правильно себя позиционировать на мировом рынке туристических услуг, показать свои главные преимущества. Нет ли опасности в том, что наши усадьбы будут стараться сделать под «Италию» или «Францию»?
- Это стержневой лейтмотив всех наших занятий и семинаров: человек должен чувствовать, что он попал в белорусское село. Мы понимаем, что не все дома идентичны тем, которые были в наших деревнях в начале прошлого века. Многие сделаны из силикатного кирпича, но это пространство необходимо насытить белорусскими элементами декора и традиционных ремесел. О каждой из таких вещей туристам можно рассказывать легенды, и те это по достоинству оценят. Конечно же, должна быть представлена белорусская кухня, к тому же для тех усадеб, где есть приличное подсобное или фермерское хозяйство, обустройство национального «стола» поможет решить проблему сбыта местных продуктов питания.
Когда в Беларусь приезжал Генеральный секретарь Всемирной туристской организации Франческо ФРАНЖИАЛЛИ, его спросили: чем наша страна может выделиться на международном рынке туризма? По его мнению, таким «маячком» должен стать агроэкотуризм, поскольку  у нас прекрасная природа, сохранились сельские традиции и ремесла. Это является нашим основным конкурентным преимуществом, и нужно всячески подчеркивать белорусский национальный колорит.
К тому же наш сельский туризм более содержателен, чем за рубежом, поскольку недостаточное развитие инфраструктуры необходимо компенсировать гостеприимством и полным набором услуг. Ведь в отличие от Италии, где посетителю предлагают лишь ночлег и завтрак, у нас нужно продумать всю программу пребывания, т.е. создать «закольцованный» сервис.
- Однако при развитии сетевого туризма важно, чтобы все хозяева усадеб создавали аналогичный по качеству продукт. Можно ли добиться единого стандарта от разных по культуре и характеру индивидуумов?
- Здесь важно достичь определенного баланса между стандартом в качестве обслуживания и самобытностью. Как я уже говорила, у нас введены четыре категории, которые маркируются не «звездами», а «петушками» (в Польше - «аистами», Испании - «оливками», Франции - «колосками»). Но как можно стандартизировать отдых на сеновале, который пользуется огромной популярностью? Сейчас вместе с Белагропромбанком мы проводим конкурс «Лучшая усадьба года», где предусмотрено несколько номинаций: сохранение белорусских традиций, стиль и гармония, здоровый образ жизни и т.д. В ходе его проведения как раз и будет поднята проблема качества, но при этом останется главный подход: любая усадьба очень индивидуальна, как и каждый из нас.
- Судя по всему, мотивация для развития агроэкотуризма есть и у граждан, и у властей. Как продлить эту «идиллию»?
- Действительно, президентским Указом № 372 определены льготные условия по развитию агроэкотуризма, которые имеют временное ограничение - до 1 марта 2011 г. Уже сейчас необходимо определиться, как развиваться дальше. Среди усадеб происходит постепенное расслоение. Есть те, для которых это стало основным делом, их хозяева хотят развивать свой бизнес. Скорее всего, со временем такие усадьбы превратятся в сельские мини-отели. Для них, возможно, и надо ввести некий платный патент, но не очень большой по объемам выплат. Однако есть и такие хозяева, для которых усадьба - лишь дополнительный источник дохода, и они не хотят превращать его в слишком серьезный бизнес. Все точки над «i» будут расставлены несколько позже, после детального анализа ситуации. Когда все окончательно «проявится», можно будет более четко определить варианты будущего развития агроэкотуризма. Однако для всех участников этого процесса важно, чтобы в дальнейшем различные контролирующие органы не задушили эту инициативу на корню.