Людмила КОВАЛЕВИЧ

Бытует мнение, что люди, обладающие энциклопедическими знаниями, немного «не от мира сего» и, как правило, совершенно беспомощны в обыденной жизни, не говоря уже о бизнесе. Их всегда задевали нахально произносимые в 90-х гг. слова: если ты такой умный, то почему такой бедный?!
Все это совершенно неприменимо к Алесю Мухину - капитану команды элитарного клуба знатоков «Что? Где? Когда?», обладателю звания лучшего капитана 2001-2005 гг. и «Хрустальной совы» 2004 г. В течение многих лет он успешно возглавлял белорусский филиал известной российской фирмы «Евросеть», а с недавнего времени занял пост генерального директора чайно-кофейной компании «Караван», базирующейся в Минске.

Коллеги утверждают, что Алесю присуща замечательная способность быть компетентным не только в своей сфере деятельности, но и в самых разных областях. В интервью он раскрыл нам свое видение бизнеса и инвестиций, рассказал о собственном опыте.
- Когда вы начинали работать в крупных проектах, хватало ли опыта и знаний?
- Я считаю, что руководитель крупной компании должен в первую очередь быть администратором, уметь управлять бизнесом. А в этом ему не обойтись без квалифицированных заместителей. Один из моих основных постулатов - наличие хорошего финансового директора: профессионала, который может грамотно управлять инвестициями. Но для того чтобы определить уровень его профессионализма, мне, понятное дело, необходимо почитать определенную литературу, походить на специальные курсы по финансовым дисциплинам, в общем, стремиться понять суть дела. Это как в игре «Что? Где? Когда?»: знаток - не тот, кто много знает, а тот, кто интересуется. И, думаю, отсутствие такого желания является главной ошибкой любого человека. Но как только он начинает проявлять интерес, возникают полезные идеи. А уже более детально ими должны заниматься финансовые директора.
- Руководители по-разному распоряжаются деньгами. Что, на ваш взгляд, нужно здесь учитывать?
- Прежде всего, думать о бизнесе, а не о собственной выгоде. Например, владелец корпорации IKEA каждое утро ездит на работу на велосипеде в костюме, купленном шесть лет назад. Весьма аскетический образ жизни вел также Генри Форд. А между тем, цена их компаний - миллиарды долларов.
В нашей белорусской действительности немало примеров, когда учредители вместо того, чтобы делить прибыль, полученную после какого-то периода деятельности, целиком ее реинвестировали в новые проекты, в разработку перспективной темы, пусть даже рискованной, но теоретически способной приносить деньги. Я знаю людей, начинавшим с одного ларька на рынке, а сейчас они стали владельцами успешных компаний именно потому, что не «прогуливали» свои деньги. Все это бизнесмены, которые смотрят в будущее.
Я всегда говорю своим работникам: рядовым сотрудникам важно то, что происходит сегодня, руководитель отдела должен смотреть в завтрашний, а глава компании - в послезавтрашний день. Вот в этом, мне кажется, и есть залог успеха.
- Но как определить, куда нужно, а куда не стоит вкладывать средства?
- Очень важен постоянный анализ экономического состояния. Скажем, если в каких-то сферах бизнеса есть хороший оборот, но низка норма прибыли, значит, - нет движения вперед. Ошибка многих предпринимателей в том, что они считают так: мол, надо потерпеть годик-другой, авось ситуация улучшится. А ведь ничего не изменится, только хуже будет. Например, торговля может стать сильнее только осваивая все новые сегменты рынка. Я знаю многие компании, которые, ведя постоянный поиск, открывают новые магазины и закрывают старые. Или компания, когда дистрибьютор нескольких торговых марок отказывается от одной из них, поскольку она не приносит прибыли, и, по сути, происходит просто «перемалывание» товара. Как только начинаешь это осознавать, надо очень быстро реагировать.
- А что в вашем понимании вообще инвестиции?
- Я к ним подхожу очень широко и делю на два типа. Первый - мои личные, семейные вложения. Второй - инвестиции компании, которую я возглавляю. И обе эти разновидности очень важны. Для меня имеет очень большое значение тот подход к жизни, который проповедует моя семья, и не надо жалеть денег на образование, воспитание внутренней культуры детей, наконец, на жену, которую я всегда хочу видеть такой же восемнадцатилетней девочкой, какой увидел в первый раз. И это стоит у меня на первом плане, ведь от психологического и эмоционального состояния, на которое влияют успехи семьи, зависят мои достижения в бизнесе, в игре, в общественной жизни.
А если говорить об инвестициях в бизнес, то прежде всего надо научиться управлять своими расчетными счетами. Я удивляюсь тому, что 90% моих коллег, друзей-бизнесменов не делают этого. Приведу простой пример. Остаток расчетного счета в пятницу может очень хорошо поработать на прибыль в случае, если на выходные вы отправите эти деньги на депозит обслуживающего банка. Ведь эти средства в выходные дни фирме не нужны, а финансово-кредитные учреждения, исчисляющие время своей деятельности календарными, а не рабочими днями, «пристроят» деньги и получат прибыль для себя и для вас.
При этом отмечу, что я никогда не был собственником бизнеса. Еще не заработав собственных денег, начал работать в крупных по масштабам нашей страны компаниях, и так стал топ-менеджером.
- Есть ли какая-то специфическая литература, которая поможет построить успешный бизнес?
- Я бы порекомендовал начать не с учебников по менеджменту, а со специальной литературы в той области бизнеса, которой человек хочет заняться. Если это скорняжное дело, значит надо изучить его, прежде чем нанять специалиста, который будет выполнять работу. Ошибка многих начинающих предпринимателей - стремление быстрее окружить себя профессионалами, оставив себе роль своего рода «куратора» и «сборщика» плодов. И собственники компаний, как правило, являются профессионалами в том роде бизнеса, которым занимаются. Если это торговая фирма, специализирующаяся на продаже кирпичей, то обычно она основана мастером или технологом кирпичного завода, который знает об этом стройматериале гораздо больше, чем просто менеджер. Еще раз подчеркну, что успешный бизнесмен - это человек интересующийся. Он постоянно изучает инновации в той или иной области, внедряет их в свой бизнес.
- Какие качества помогают вам в играх элитарного клуба «Что? Где? Когда?» и в руководстве компаниями?
- Лучше всего у меня получается общаться, советовать, наставлять людей, а это и значит - руководить. Помогают определенные умения, образование и, возможно, случайность или везение. Пожалуй, чего точно нет при устройстве на работу - это знакомств и связей.
- Как вы относитесь к мировому финансовому кризису? Какие видите пути выхода из него?
- Кризис затронул все компании без исключения. Главный путь его преодоления, на мой взгляд, - это при помощи точечных, но всеобъемлющих мероприятий снизить издержки компании, пусть даже на величину меньшую, чем предполагаемые потери. Конечно, часть потенциальных доходов будет утрачена, но зато удастся сохранить «тему» бизнеса и ядро коллектива. Люди не должны страдать больше, чем компания, где они трудятся, иначе не с кем будет входить в «светлое завтра».
- То, что происходит сегодня, конечно, отражается на психологическом климате в коллективе. Приходится ли вам разряжать напряженную атмосферу?
- Уверен, что делать это надо постоянно, и такой подход актуален не только в период кризиса. Одно из моих правил заключается в том, что человеку должно быть комфортно на рабочем месте, иначе проработает недолго. Конфликты между сотрудниками - не редкость, и очень важно для руководителя «погасить» их своим авторитетом и добрым словом, адекватным справедливым решением.