Владимир СВЕРКУНОВ

Мировой экономический кризис стал своего рода экзаменом на зрелость бизнеса. В России все чаще говорят о том что так называемые олигархи, сосредоточившие в своих руках огромные богатства, так и не смогли стать эффективными собственниками, и когда начались настоящие трудности, они, как младенцы, дружно потянулись к казенной «соске».
Проверку на прочность выдержат не все

Белорусские предприниматели, не избалованные государственной заботой, оказались, по сути, один на один с кризисом. Однако, по мнению генерального директора ОАО «Белсплат» Василия ЧИЧИКАЙЛО, ничего страшного в этом нет. В экономике, как и в природе, должны действовать законы естественного отбора, и если бизнес не имеет механизма саморазвития, он должен уступить место тому, кто сможет работать более эффективно.
- У нас принято жаловаться на недостаточно благоприятные для предпринимательской деятельности условия, - говорит он. - Но ведь бизнес - это постоянное испытание, проверка на прочность, которая необходима, чтобы контролировать себя: а правильной ли дорогой иду? И, думаю, сейчас, когда всех коснулся экономический кризис, многие люди, которые взялись не за свое дело, для которых бизнес был всего-навсего игрой в «рулетку» с постоянным гарантированным выигрышем, отсеются. А того, кто шел своей дорогой, никакие бури, будь то кризисы или жесткие административные меры, не заставят свернуть на обочину.
Однако Василий Александрович убежден: чтобы выстоять, любой компании нужна философия. И пока четко не сформулировано, что является главным в деятельности, на любом предприятии не будет порядка.
- Я думаю, что человеком в жизни должна двигать любовь, - считает он. - Это сила, которая побуждает помогать людям. И бизнес не должен быть исключением. Реальной ценностью не может стать ни навороченная иномарка, которая через несколько лет перейдет в разряд устаревших моделей, ни евроремонт в доме - его все равно потом придется повторять, а только сплоченный работоспособный коллектив. И я, в отличие от других руководителей, считаю себя не страдальцем, а, наоборот, счастливцем. Ведь возглавив коллектив, я не только получил возможность реализовать себя, но и дал эту возможность людям, которые идут рядом.
Такое отношение к бизнесу привело В.Чичикайло к решению реорганизовать частное предприятие, учредителем которого он был, в открытое акционерное общество. Это было продиктовано желанием приобщить к собственности сотрудников. Руководитель благодарен им за тот вклад, который они внесли в достигнутые предприятием успехи. В августе прошлого года произведена эмиссия акций, которые будут отданы во владение работникам, и они станут совладельцами бизнеса, а в дальнейшем смогут передать свою долю детям и внукам.
Сфера деятельности компании прекрасно вписывается в ее философию помощи людям, и это позволяет развиваться.
- Логика развития бизнеса предполагает постоянный рост, - замечает Василий Александрович. - Но многие предприятия так и застыли в состоянии малых. А ведь все зависит от того, какие цели ставит перед собой человек. У нас была мечта: сделать так, чтобы во всех городах Беларуси подъезды были оснащены домофонными системами, чтобы люди стали по-другому относиться к своему жилищу и жизни в целом. Не зря говорится, что красота спасет мир. Люди, зная, что в их дом не придут нежелательные личности, будут стараться совершать красивые поступки. Так оно, в конечном счете, и получилось: во многих подъездах появились цветы и даже картины, а жильцы стали более доброжелательными друг к другу.
Начали реализовывать эту идею с родного Новополоцка. Однако уже на «старте» столкнулись с недобросовестной конкуренцией. Нам недвусмысленно дали понять, что «Белсплату» в городе места не будет, а домофонами станет заниматься другая компания. На нас обрушились проверки, но контролеры не нашли никаких нарушений. Во мне взыграло самолюбие, и тогда была поставлена цель: охватить не только Новополоцк, но и всю республику. Конечно, она была очень амбициозной, ведь надо было не только поставлять и монтировать оборудование, но вести постоянное обслуживание домофонных систем. Кроме того, требовалось сломить представления людей о том, каким должно быть жилище. Сколько было противостояния, особенно со стороны тех, для кого подъезды являлись и «ресторанами», и «туалетами», и местом, где можно украсть лампочки или разрисовать лифт. Наши двери пытались разрушить кувалдами, разбить стекла, вырвать с корнем панели вызова. Первые два года мы были вынуждены страховать установленные системы. И получалось так, что деньги, которые мы платили страховой компании, возвращались к нам в виде возмещения ущерба, нанесенного злоумышленниками. А времени на оформление различных документов, которых требовали страховщики, и на контакты с правоохранительными органами уходило очень много. Поэтому, когда у нас появились оборотные средства, взяли страхование на себя. Сегодня монтажом и обслуживанием домофонных систем занимаются 18 филиалов предприятия, которые работают в столице и всех областных городах, а также в Барановичах, Бобруйске, Борисове, Волковыске, Лиде, Мозыре, Молодечно, Орше, Пинске, Слуцке и Солигорске. Все они дают пожизненную гарантию на наши изделия. Это значит, что люди, однажды заплатив за установку такого оборудования, уверены, что им не придется снова выкладывать деньги, если что-то будет испорчено, даже в результате вандализма.

Любовь к клиентам приносит доход

Но, как любая техника, домофонные системы требуют постоянного внимания. Несколько лет назад в республике было немало компаний, устанавливавших их. Однако получив деньги, они ушли с рынка и бросили двери и оборудование на произвол судьбы. В отличие от них «Белсплат» держит под постоянным контролем свои системы, причем берет за обслуживание минимальную плату, которая покрывает только содержание диспетчерской службы и периодические профилактические проверки работоспособности систем. Она не превышает 2 тыс. руб. в месяц, что неощутимо для семейного бюджета. В то же время в России стоимость таких услуг составляет 4-5 долл., или в 6-8 раз больше.
- Конечно, мы не благотворительная организация и умеем считать деньги, - говорит В.Чичикайло. - Постепенно актов вандализма становится меньше, и нам реже приходится тратить средства на ремонт или замену дверей и электронных блоков. К тому же, чем больше нами смонтировано систем, тем выше рентабельность обслуживания. Когда достигаем цифры 2-3 тыс. подъездов в одном городе, затраты в расчете на обслуживаемую единицу - а это расходы на содержание офисов, мастерских, транспорта, оплату труда специалистов, - резко падают, и мы начинаем получать прибыль. Но это и есть нормальный бизнес: не схватить сразу шальные деньги, а набраться терпения и в конечном итоге получить постоянный источник дохода.
- В целом мы формируем цены так, чтобы обеспечивать рентабельность на уровне 20-30%, причем делаем это безболезненно для клиентов, - замечает Василий Александрович. - Например, даем длительные - до года - рассрочки, не требуем предоплаты. И, между прочим, это нам здорово помогло сейчас, когда финансовый кризис привел к вымыванию оборотных средств на многих предприятиях. У нас же образовалась своего рода смягчающая удар «подушка»: получаем деньги за работу, выполненную ранее, и это позволяет не искать кредиты, которые сейчас недешевы. Такой эффект и дает стабильность бизнеса, когда мы работаем не как временщики, а рассчитываем жить долго, поэтому налаживаем доверительные отношения с клиентами и во главу угла ставим социальную ответственность компании.
Конечно, деньги, которые сегодня получает предприятие, несколько обесценились. Но, с другой стороны, дешевле стали материалы, а партнеры «Белсплата» дают на них скидки, и в результате получается, что компания ничего не потеряла. С ноября прошлого годы она не поднимала цены, более того, с началом весны предложила клиентам 20%-ную скидку и на домофонные системы, и на квартирные металлические двери. Следует также отметить, что компания монтирует их во всех городах республики по единой цене и берет транспортные расходы на себя. При этом руководство не пошло на уменьшение заработной платы работникам предприятия.
- К сожалению, не все компании снижают цены, - констатирует В.Чичикайло. - Думаю, белорусскому бизнесу пока не хватает честности. Но, на мой взгляд, стремление, как говорится, урвать, становится уже невыгодным. Если подешевело сырье, то следует уменьшить и цены на конечную продукцию. Это оправданно и с экономической точки зрения: товары или услуги станут более конкурентоспособными. Но надо сделать очень непростой шаг: отказаться от искушения заработать сейчас, сию минуту. Думаю, наши предприниматели придут к такой мысли. Но для этого необходимо пройти путь к осознанию того, что богатство - не главное на свете, это лишь способ попытаться сделать жизнь многих людей лучше.

Такую дверь отмычкой не откроешь

Безусловно, такая позиция привлекает покупателей, что, в свою очередь, способствует развитию компании. А оно идет такими темпами, что построенные в последнее время офисы для центрального аппарата предприятия, к моменту заселения оказывались тесными. В них размещали какие-то службы, но не «мозговой центр».
В очередной раз при проектировании постарались учесть все это и стали возводить здание, как говорится, на вырост. Оно будет размещаться в одном блоке с производственным корпусом, где планируется установить самое современное итальянское оборудование для изготовления дверей. Все основные операции по раскрою металла, сгибанию листов, сварке будут осуществляться по компьютерной программе, в которую можно легко вносить коррективы.
Высокопроизводительная техника даст возможность снизить себестоимость изделий и цены на них. Это очень важно, ведь сейчас «Белсплату» приходится конкурировать с продукцией китайских производителей. Поэтому поставлена задача - добиться, чтобы белорусские двери были дешевле выпущенных в Азии, при этом если китайские двери изготавливаются из стали толщиной 0,8 мм, то наши - 2,0 мм и относятся к самой высшей - пятой категории прочности по сопротивлению взлому.
А дополнительно к надежным и привлекательным по дизайну дверям предприятие уже начало выпускать разработанные своими специалистами домофоны с современным красивым дизайном, в которых использованы самые передовые и надежные комплектующие изделия. Для удобства пользователей высвечивается не только номер квартиры, но есть и подсветка удобной надежной клавиатуры и считывателя, который обеспечивает устойчивую работу ключей при самых низких температурах. В брелоке находится чип, имеющий свой, весьма сложный программный код. Этот «ключ» не нужно подсоединять к контактам панели вызова - достаточно поднести к домофону на расстояние 2-3 см, и дверь откроется. Системы имеют очень высокую степень защиты: достаточно сказать, что если подбирать код на компьютере, на это уйдут месяцы беспрерывного поиска нужного варианта. Ключей с одинаковыми кодами не существует. Это уже защита не только от нежелательных «гостей», но и от преступников. А поскольку ключ бесконтактный, то он может служить бесконечно долго. Подобных устройств в Беларуси пока не применяет никто, кроме «Белсплата».
А компании это, в свою очередь, дает возможность управлять качеством, что не всегда получалось, когда блоки поставляли партнеры. В случае выхода систем из строя приходилось отправлять их на завод-изготовитель, и устранение неисправности требовало значительного времени - порой до месяца. А между тем фирма дает клиентам гарантию, что любая поломка будет устранена в течение трех дней. Значит, нужно было держать какое-то количество резервных устройств, замораживая тем самым оборотные средства. Теперь на предприятии уверены в том, что количество дефектов будет минимальным, а в случае необходимости их оперативно устранят на собственном производстве.
Клиенты уже оценили новшества, предложенные «Белсплатом». Многие жильцы изъявили желание заменить старые двери и домофонные системы на новые, поэтому монтаж пошел по второму кругу, и на ближайшие несколько лет предприятию хватит работы. Следует отметить, что несмотря на вложенные в разработку прогрессивной техники инвестиции, а это более 100 млн. руб., цены остались прежними.
- Мы ждали появления таких систем, чтобы начать осваивать новые рынки, - отмечает Василий Александрович. - Причем, выходя на рынок России, Украины или Молдовы, хотим предложить не просто свои изделия, но также брэнд и философию компании. Поэтому вполне возможно, что пойдем по линии франчайзинга, и уже ведется поиск единомышленников в перечисленных странах.
В том, что без работы «Белсплат» не останется, даже если экономический кризис затянется, убеждает также стремление предприятия найти новые направления деятельности.
В марте этого года на рынок был предложен новый продукт - видеодомофон. У его владельцев появляется возможность видеть того, кто находится и у подъезда, и у двери на лестничной площадке. Причем, необязательно, чтобы все жильцы подъезда устанавливали у себя мониторы - это может сделать один из них: в данном случае периферийное оборудование будет «вписано» в существующую домофонную систему. И хотя прошло только чуть больше месяца после «презентации» видеодомофона, у компании уже появились заказы. А в Минске такими устройствами стали оборудоваться новые дома из разряда элитных.
Кроме домофонов и подъездных «врат» предприятие выпускает также металлические квартирные и противопожарные двери. Его клиентами, между прочим, являются такие отели, как «Европа» в Минске и «Лучеса» в Витебске. В целом различные виды металлических дверей занимают в объеме выпуска продукции и оказания услуг 60, а монтаж и установка домофонов - 30%. И уже 10% «отвоевал» новый вид работ, который освоен в прошлом году, - проектирование и монтаж «под ключ» противопожарной и охранной сигнализации. Это дает возможность эффективнее использовать имеющиеся ресурсы: технологии, потенциал монтажников и другого персонала, производственную базу. Ведь бывают периоды, когда на рынке домофонов наблюдается затишье.
Компания начала также заниматься огнезащитой промышленных конструкций и промышленным альпинизмом. Для этого закуплено все необходимое оборудование, специалисты прошли обучение на базе Министерства по чрезвычайным ситуациям.

«Частники» государству - не враги

И в этой новой деятельности «Белсплат» не собирается гнаться за сверхприбылями - рентабельность 20-30% даст возможность коллективу жить достойно и одновременно позволит успешно получать заказы.
- Думаю, это выгодно всему обществу, - считает В.Чичикайло. - Ведь разумные и честные цены - прекрасное «лекарство» против любого кризиса. Должен заметить, что мы, со своей стороны, всегда стремимся к сотрудничеству с государством, хотя не имели от него поддержки, даже когда работали в рамках программы «Закрытый подъезд». Установили тысячи дверей, но не получили, как было обещано, никаких льгот. Однако, думаю, обижаться не стоит, ведь главная задача выполнена. А всего компанией за время ее существования установлено более 25 тыс. подъездных дверей с домофонными системами. Хорошие отношения сложились и с местными органами власти всех городов, где мы работаем. Комплекс услуг, предлагаемый компанией, безусловно, привлекает жилищно-коммунальные службы. Конечно, поскольку наши филиалы не являются самостоятельными субъектами хозяйствования, они не платят местные налоги. Но их сумма была бы не очень велика. А мы взамен можем предложить спонсорскую помощь. Недавно, например, Лидский горисполком попросил финансово поддержать проведение мотокросса, и мы выделили средства в сумме 3 млн. руб. Чтобы заплатить столько в виде местных налогов, потребовалось бы несколько лет, ведь наш филиал в этом городе еще только набирает силу. Мы выступаем также спонсором Новополоцкого гандбольного клуба. Есть и другие важные дела, в которые стоит инвестировать деньги. И в этом я тоже вижу смысл существования социально ответственного бизнеса.
С другой стороны, как считает Василий Александрович, государство могло бы оказать предпринимателям неоценимую услугу, признавая и популяризируя их деятельность, улучшая имидж отечественного бизнеса, который создает рабочие места, строит новые производства, платит налоги. При этом, конечно, следует отделять, как принято говорить, «агнцов от козлищ». Ведь сегодня нет четких критериев определения, честно работает компания или хитрит? Налоговая система построена так, что многие совершают нарушения невольно и, по сути, становятся на одну доску с тем, кто делает это преднамеренно.
Есть серьезные проблемы во взаимоотношениях между частными и государственными предприятиями. Несмотря на то, что для них продекларированы одинаковые условия хозяйствования, последние ведут себя так, будто получили «индульгенцию» от государства на любые действия, только бы те помогли им выжить.
Иначе не объяснить историю приобретения неиспользовавшегося производственного корпуса у Новополоцкого завода «Измеритель». Накануне купли-продажи «Белсплату» обещали всяческое содействие в решении вопросов жизнеобеспечения. Но после того как сделка состоялась, руководство предприятия вдруг стало препятствовать даже въезду транспорта «частников» на ставшую общей территорию, предложив построить собственную подъездную дорогу. А зачем транжирить деньги, если уже есть готовые коммуникации, которыми компания могла бы пользоваться за разумную плату?!
- Я не думаю, что государственные предприятия должны вытеснять «частников», - подчеркнул В.Чичикайло. - Наоборот, если мы все будем эффективно сотрудничать и обогащать друг друга, тогда нам не страшны никакие кризисы.

ОАО «Белсплат»
211440, г. Новополоцк, ул. Молодежная, 207/2
Тел.: +375 214 51-66-07, факс: 51-46-47
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.belsplat.by