Владимир АНИЩИК, начальник управления Государственного Комитета по науке и технологиям Республики Беларусь,
Владимир ДАВИДОВИЧ, начальник отдела ГКНТ,
Николай СКУРАТОВИЧ, консультант ГКНТ


Мировой опыт и исследования последних лет показывают, что наука становится более важным фактором экономического развития, чем традиционные труд и капитал. Получение новых знаний и технологий, их эффективное применение в социально-экономическом развитии в решающей мере определяют роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечения национальной безопасности. Государства, не способные наращивать свой научно-технический потенциал и адаптировать его к жесткой конкуренции, существующей сегодня на мировом рынке, будут обречены, как минимум на глубокую зависимость от более развитых соседей, а скорее - на прямое или косвенное поглощение ими.
Именно поэтому приоритетной задачей государства является выработка стратегии национального инновационного развития, которая позволит максимально использовать имеющиеся интеллектуальные и материальные ресурсы, создать стройную, эффективно действующую инновационную систему и адаптировать ее к сложным процессам глобальной интеграции.
Создание такой системы в Республике Беларусь предполагает тесную взаимосвязь и интеграцию ее основных компонентов - институционального, инфраструктурного и предпринимательского. Первый из них отвечает за формирование среды, в которой функционируют все элементы инновационной системы. Второй - это технопарки, инновационные бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, венчурные фонды, все то, что создает набор сервисов для их клиентов, а также снабжает их ресурсами. Ну, а третий - инновационные предприятия и их учредители.
Последний элемент наиболее важен, так как является «наполнителем» для инфраструктуры и целью действий институционального элемента. О нем и пойдет речь.

А как «у них»?
При оценке доли сектора малых инновационных предприятий и степени их влияния на экономику страны следует обратиться к мировому опыту.
Инновационная политика Евросоюза основывается на положениях Лиссабонского саммита ЕС, состоявшегося в марте 2000 г., и установленных Европейской комиссией направлениях активизации инновационной деятельности, среди которых предпринимательству уделяется центральное место.
В 27 странах ЕС и в США малое и среднее предпринимательство в инновационной сфере - первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая инновационного потенциала. Это - технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства. Они повышают наукоемкость и конкурентоспособность, тем самым способствуя формированию новых технологических укладов. Косвенным образом оценить величину этой структурной составляющей возможно, если сопоставить удельный вес вклада малых и средних предприятий в ВВП стран ЕС, который составляет около 70%, и такой показатель Европейского инновационного табло, как «отношение инновационно-активных малых и средних предприятий в процентах к общему количеству малых и средних предприятий», который в 2004 г. достиг около 30%. Среди стран ЕС лидирующие позиции по показателю инновационной активности занимает ФРГ - более 46%.
Появление большого количества инновационно-активных фирм - следствие особенностей современной экономики (экономики знаний), в которой основной доход делится между держателем брэнда (право на торговую марку), разработчиком продукта (патенты, лицензии, ноу-хау) и торговыми сетями (доведение продукции до покупателя). Производитель (владелец материальных активов) здесь на последнем месте, так как сегодня рыночная стоимость предприятия не всегда соответствует цене его основных фондов.
Высокая конкуренция и изменчивые предпочтения покупателей вынуждают держателей брэндов постоянно искать и внедрять новые продукты, технологии, услуги. Таким образом, разработка и выпуск новых продуктов на рынок является одним из важнейших факторов конкурентоспособности современной экономической системы.
Крупные концерны постоянно охотятся за инновациями. Не имея возможности осуществлять собственные разработки во всех областях, они предпочитают сотрудничать с мелкими фирмами, создавшими и уже опробовавшими тот или иной новый продукт или технологию. Затем гранды бизнеса выпускают это под своим брэндом и продвигают на рынок через сбытовую сеть, получая огромный эффект.
Задача государства в этом процессе - создать условия для появления большого количества предприятий, стремящихся производить новые продукты или услуги. Чем больше будет новых идей, инженерных, конструкторских и дизайнерских решений, тем выше вероятность того, что кое-что из этого принесет стране огромный успех. Яркий пример - рождение в небольшой Финляндии мирового гиганта Nokia после того, как государство сделало ставку на создание технопарков со специализацией в сфере радиоэлектроники, мобильной телефонии информационно-телекоммуникационных технологий. В результате наукоемкость в стране сегодня - около 3% ВВП. Финляндия - яркий пример эффективного сотрудничества частного сектора экономики и государства, создавшего благоприятные рамочные условия ведения бизнеса и соответствующую инфраструктуру.

Преимущества и риски
Одним из важнейших направлений реализации государственной стратегии инновационного развития Республики Беларусь является стимулирование создания малых инновационных предприятий во всех отраслях национальной экономики. Основное преимущество таких предприятий - способность гибко реагировать на изменения как в технологии, так и в структуре потребления продукции. Их деятельность позволяет проводить апробацию перспективных направлений развития производства, отбор новых технологических процессов, продуктов, вести поиск рынков сбыта и формирование спроса потребителей. Достаточно простая организационная структура дает им возможность оперативно расширять производство в случае успеха и сворачивать его, когда вероятность неудачи и финансовых потерь становится слишком высокой.
При выработке государственной политики в области малого предпринимательства требуется дифференцированный подход к просто малым и к малым инновационным предприятиям. При этом согласно Закону Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «Об основах государственной научно-технической политики» «инновационная деятельность» - это «деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций», а «инновации (нововведения) - создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок». Основные понятия, термины и определения в области инновационной деятельности, обязательные для применения в технических нормативных актах всех видов, установлены в межгосударственном стандарте ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность», действующем на территории Республики Беларусь в качестве государственного стандарта с 1.09.2005 г.
В значительном количестве актов законодательства приведена терминология по научной и научно-технической деятельности, по вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью. В ст. 3 Закона Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» установлено, что «под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников: в промышленности и на транспорте - до 100 человек; в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек; в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек; в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек».
Вместе с тем в белорусском законодательстве отсутствует четкое понятие «среднего предпринимательства». Заметим, что законодательства большинства стран, в т.ч. ЕС, США, КНР, Индии разделяют понятия «малого» и «среднего» предпринимательства. Средние предприятия в этих странах имеют ограничения по численности персонала (в пределах 250 человек) и обороту (обычно от 1 до 20 млн. долл.). А к малым относят небольшие аффилированные предприятия, где доля одного собственника более 25%.
Инновационное предпринимательство - многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие создание инновационного продукта (собственно научно-инновационное предпринимательство), выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя к потребителю) и осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.
Будучи относительно самостоятельными, эти виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, содержанию операций и способам их осуществления.
В свою очередь малые инновационно-активные предприятия подразделяются на предприятия-новаторы, разрабатывающие пионерные продукты или процессы, и компании, которые осуществляют или применяют такие разработки.
Повышенной инновационной активности малого предпринимательства способствуют свобода поиска, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация новшеств и то, что инновационная деятельность - единственная возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.
К сильным сторонам малых инновационных предприятий относятся оперативное принятие управленческих решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла, низкий уровень накладных расходов, отсутствие бюрократических процедур в организации ввиду минимальной управленческой иерархии предприятий.
Однако малое инновационное предприятие не свободно и от недостатков. Это дополнительные (по сравнению с обычными малыми предприятиями) существенные риски, без преодоления которых его развитие невозможно. Инвестирование в «прорывные технологии» является весьма рискованным с точки зрения гарантии получения необходимого результата: действительно новой интересной технологии или продукта. Существует следующие риски.
В-первых, информационной неадекватности, т.е. разработчики часто вполне искренне говорят о технологиях как о реально существующих, и даже демонстрируют образцы, полученные 5-10-15 лет назад, которые в современных условиях оказываются неконкурентоспособными.
Во-вторых, технологической неадекватности, т.е. имеется принципиальная разница между технологией как продуктом интеллектуальной деятельности и как объектом инвестирования. Технология становится инвестиционно привлекательной не тогда, когда она есть, и даже не тогда, когда она может быть воплощена на производстве (что не всегда возможно обеспечить), а в том случае, когда она будет востребована рынком.
В-третьих, юридической неадекватности - сочетание недостаточной правовой защищенности интеллектуальной собственности с неопределенностью прав на разработки и элементарной правовой безграмотностью зачастую приводит к случаям, когда авторы технологии или отказываются раскрыть какие-то особенности своего продукта, тем самым препятствуя возможности инвестирования в него, или не соблюдают своих обязательств, особенно в части эксклюзивности и конфиденциальности.
В-четвертых, финансовой неадекватности - несоответствие содержания инновационного проекта и финансовых средств, необходимых для его реализации.
В-пятых, неуправляемости проектом - одинаково значимыми составляющими, необходимыми для успешной реализации инвестиционного проекта, являются его оригинальность и проработанность, квалификация и сплоченность команды, которая будет заниматься реализацией.
Стоит также отметить, что малое инновационное предпринимательство - именно та экономическая категория, развитие которой невозможно без поощрения частной инициативы.

Инновационно-активные - «вымирающий вид»?
Сравнительный анализ данных государственной статистической отчетности за 2006 г. свидетельствует о росте основных показателей инновационный деятельности крупных промышленных организаций, а также субъектов малого предпринимательства, работающих в производственной сфере. В частности, отмечается тенденция увеличения числа инновационно-активных предприятий по сравнению с 2004 г. на 25,3%. А вот проанализировать иные, более свежие данные не представляется возможным, так как по постановлению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. №157 утратило силу другое постановлении Минстата - об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-МП инновация. Соответственно и сами отчеты уже не представляются. Однако и ранее они не требовались от малых предприятий в отрасли «наука и научное обслуживание»!
Вместе с тем основной технологической инновации большинства предприятий стало приобретение оборудования и машин. Это свидетельствует о факте обновления устаревшей материально-технической базы предприятий, но не о поиске и внедрении технологий мирового уровня. В то же время отмечается снижение доли затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, проектирование, приобретение прав на патенты, лицензии, обучение и др.
Настораживает и то, что по-прежнему невысок уровень патентной защищенности, немного и лицензионных соглашений, которые отражают степень новизны и коммерческой заинтересованности потребителей инновационного продукта. В целом это свидетельствует о низкой конкурентоспособности отечественной продукции.
Следует отметить и крайне недостаточную кооперацию в инновационной сфере с зарубежными партнерами (лишь 3,3% организаций объединяли свои усилия с предприятиями за пределами СНГ).
В то же время есть ряд особенностей, свойственных инновационно-активным малым предприятиям. Прежде всего, доля отгруженной инновационной продукции малых предприятий в 2006 г. составила 22,6% и превысила аналогичный показатель крупных и средних предприятий. Затраты на инновации среди малых предприятий незначительно растут, а в их структуре в отличие от крупных и средних предприятий преобладают средства, расходуемые на НИОК(Т)Р.
Эти положительные моменты накладываются на удручающие показатели постоянного снижения количества иновационно-активных малых предприятий и, следовательно, уменьшения их удельного веса в общем количестве малых предприятий. Динамика такова: 1998 г. - 537 (2,2%); 2000 г. - 412 (1,6); 2002 г. - 317 (1,2); 2004 г. - 258 (0,8); 2006 г. - 246 (0,7%). Соответственно сокращалось и число занятых в этой сфере.
Отечественные малые инновационные предприятия сосредоточены в основном в действующих технопарках либо других организациях, обладающих достаточным ресурсом для обеспечения их деятельности. К наиболее успешным следует отнести ОДО «Стрим» и ООО «Альтернатива» (резиденты ЗАО «Технологический парк Могилев»), НПРУП «Унихимпром БГУ» (Местный фонд «Технопарк БГУ»), НПП «Промышленные экосистемы», ОДО «Номакон» (УП «Метолит»), ООО «Регула».
Малое инновационное предпринимательство заключает в себе мощный потенциал. Даже в условиях снижения количества малых инновационных предприятий эта сфера демонстрирует определенный рост. В долгосрочной перспективе при условии преодоления негативных тенденций уменьшения численности таких предприятий мы получим практически неисчерпаемый ресурс роста нашей экономики.
Однако для того чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо прежде всего разобраться в причинах, сдерживающих развитие этого сектора. Но это - тема дискуссионная, отправная точка наших будущих материалов.