Алесь СЕРЖАНОВИЧ

В Беларуси постепенно начинают воплощать в жизнь идеи углубления сотрудничества между малыми и крупными предприятиями. Представители власти признают, что небольшие фирмы способны «вытянуть» экономику нашей страны из кризиса. Но взаимная польза может быть только при условии взаимодействия между всеми участниками рынка.
Принципы субконтрактации все активнее внедряются в белорусскую экономику. Подтверждением этому служит постоянный интерес со стороны бизнес-структур к конференциям, посвященным сотрудничеству малого и крупного бизнеса. Одно из таких мероприятий прошло 7 апреля в Минске. На Пятой белорусской конференции по промышленной субконтрактации - производственной кооперации обсуждались актуальные вопросы развития этого направления.
Субконтрактация - это эффективный способ организации промышленного производства, использующий разделение труда между головным предприятием - контрактором и широкой сетью гибко специализированных поставщиков - субконтракторов. Он предусматривает обоюдную выгоду для всех участников процесса.
Крупные предприятия, переложив некоторые свои функции на партнеров, могут сконцентрировать усилия и ресурсы на стратегических направлениях своей деятельности, сократить сроки постановки на производство новых изделий, расширить модельный ряд выпускаемой продукции, организовать эффективную систему работы с поставщиками.
В то же время небольшие предприятия-субконтракторы от такого сотрудничества могут специализироваться на наиболее эффективных производственных процессах, получая заказы на изготовление деталей и узлов на долговременной или разовой основе.
Однако несмотря на взаимную выгоду, по информации Министерства промышленности, пока только 12 крупных предприятий республики работают с субъектами малого предпринимательства на основе субконтрактных отношений.
У такого положения дел могут быть объективные причины, связанные с белорусскими реалиями. По мнению председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимира КАРЯГИНА, в Беларуси субъекты хозяйствования, как малые так и крупные, зачастую просто не владеют информацией друг о друге. Иногда бывает, что предприятие организует производство продукции на своих мощностях, не зная, что, например, за 20 км от него находится другая организация с похожими возможностями.
Как отметил член наблюдательного совета Парка высоких технологий профессор Владимир ЛАБУНОВ, в Беларуси нередко крупные отечественные предприятия не обращают внимания на «небольших» белорусских партнеров, а те в свою очередь видя, что их услуги на внутреннем рынке не востребованы, предпочитают сотрудничать с зарубежными компаниями.
Так, в состав Парка высоких технологий входят небольшие компании, которые предоставляют аутсорсинговые услуги в области программирования. Однако у них нет контактов с крупными белорусскими предприятиями, хотя польза от такого сотрудничества могла бы быть огромной.
Как считает советник МССПиР Виталий АМБАЛОВ, Министерство промышленности сегодня не очень заинтересовано в развитии субконтрактации. По его мнению, оно представляет собой некий холдинг крупных предприятий, который практически не обращает внимания на малый бизнес.
Директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси Александр ТОПИЛИН привел положительные примеры развития субконтрактных отношений в Беларуси.
- Только в 2008 г. БелАЗ предложил предприятиям различной формы собственности более 40 заказов на поставку деталей, узлов и механизмов различных наименований, - пояснил он. - Завод им. Вавилова заключил договоры на поставку футляров и чехлов для военной оптики, светодиодов и другого оборудования для своего производства. Минский тракторный завод получает от предприятий малого бизнеса около 2% потребляемой комплектации.
Среди представителей крупного бизнеса есть несколько предприятий, которые не только пользуются услугами и продукцией, производимой субъектами малого предпринимательства, но и всячески помогают им.
- Среди успешно работающих в субконтрактации предприятий можно отметить «Атлант» и «Брестгазоаппарат», - сказал Виталий Амбалов. - Эти предприятия проводят субконтракторные конференции, на которых рассказывают о своих планах и даже требуют от партнеров проведения модернизации производственных процессов, всячески способствуя им в этом.
Помогать малым предприятиям старается и государство. В 2003 г. по инициативе и при участии МССПиР создан Центр промышленной субконтрактации. В Беларуси также работает Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства. Оба этих органа помогают предприятиям различной формы собственности найти заказчиков на свою продукцию, а контракторам - выбрать наиболее подходящие предложения поставщиков.
- Мы считаем, что наличие только двух центров субконтрактации явно недостаточно для нашей страны, - отметил Александр Топилин. - Думаю, необходимо создать целую сеть подобных региональных организаций. Для этого части особые усилия должны приложить органы местного самоуправления - облисполкомы.
Он сообщил участникам конференции, что правительство представило на рассмотрение главы государства проект указа, в котором будут описаны механизмы оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства. Этот указ, по мнению А. Топилина, должен способствовать развитию промышленной кооперации в Беларуси. На начальном этапе, чтобы снизить издержки, связанные с созданием новых субъектов, которые будут заниматься субконтрактацией, нужно организовать центры поддержки и инкубаторы малого предпринимательства. Проект указа, в случае его одобрения, поможет оснастить субкконтракторов компьютерной техникой, а также всеми необходимыми материальными ресурсами для развития производственной кооперации.
Кроме того, было отмечено, что в ближайшее время должен появиться нормативный акт, предусматривающий выделение до 10% объемов государственного заказа для исполнения субъектами малого предпринимательства. Это должно также прямым образом повлиять на развитие промышленной кооперации в Беларуси.
Однако стоит заметить, что здесь недопустима какая-либо «кампанейщина». Малым предприятиям важно знать, что их крупный партнер не просто отрабатывает «повинность», записанную в законодательстве, или сотрудничает, повинуясь приказу сверху. В этом деле должна быть экономическая целесообразность.
Субконтракция в Беларуси, несомненно, должна получить развитие. Однако ее темпы и результативность будут зависеть как от самих игроков рынка, так и от органов, регулирующих их деятельность. Белорусским предприятиям сейчас как никогда нужна максимальная открытость партнеров и государства и готовность всех заинтересованных сторон в развитии белорусской экономики в посткризисный период по принципам, основанным на доверии.