Владимир МИРОВ

Брэнды, как коньяк: от «выдержки» только выигрывают. А те, чья история насчитывает многие десятилетия, становятся национальным достоянием, являясь своего рода «визитной карточкой» страны.

Что случилось на «Немане»?
Именно так воспринимали во всем мире два десятка лет назад марку стеклозавода «Неман» - одного из старейших предприятий Беларуси со своей богатой историей и многовековыми традициями. В прошлом году завод отметил 125-летие со дня основания. Его изделия из хрусталя, цветного и бесцветного стекла завоевывали награды на многих престижных выставках, пользовались повышенным спросом в стране и за рубежом.
С 2000 г. у предприятия наблюдались значительные трудности со сбытом продукции, финансовая нестабильность, крайняя степень износа оборудования, высокие издержки производства, проблемные аспекты социального характера в моногороде.
В 2005 г. ОАО «Стеклозавод «Неман» возглавил Игорь БАТЯН - специалист с высшим техническим, да еще и экономическим образованием. О себе он говорит, что всю жизнь связан с тем, что льется: металл, пиво, эмали… Работал в литейке Молодечненского завода «Спутник», затем в ОАО «Лидское пиво» и «Лакокраска». А на «Немане» пришлось иметь дело с расплавленным стеклом - одним из самых сложных искусственных материалов, включающих в свой состав почти все элементы Периодической системы.
- К сожалению, завод тогда находился в не простом состоянии. И в это нелегкое время предприятие посетил глава государства.
Заводу, чтобы возродить былую славу брэнда, была оказана серьезная помощь. По Указу Президента РБ №141 «О мерах государственной поддержки открытого акционерного общества «Стеклозавод «Неман», который вышел в марте 2006 г., была реструктуризирована задолженность по платежам в республиканский и областной бюджеты на сумму более 900 млн. руб., предоставлен налоговый кредит по льготной ставке на ближайшие два года, дана отсрочка на выплату долга в Фонд социальной защиты населения. Предприятие было освобождено от уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования, предназначенного для реконструкции и модернизации нескольких производств. Было также принято решение о выделении бюджетного займа в сумме, эквивалентной 6,7 млн. долл. под 3% годовых и субсидий в размере 14,4 млрд. руб., которые перечислялись в течение двух лет на пополнение оборотных средств. Одновременно в коммунальную собственность были переданы объекты социальной сферы, принадлежавшие «Неману» и приносившие ему убытки: Дворец культуры и 4 общежития. Предприятие оставило за собой только профилакторий, который в дальнейшем был переоборудован в гостиницу с достойными номерами, где не стыдно поселить иностранных партнеров.
Предприятие также включили в Государственную программу развития стекольной промышленности, а в августе 2007 г. вышел Указ Президента РБ №387, который предусматривал новые меры государственной поддержки, в том числе списание части задолженности.
Это дало возможность оживить производство и на этой основе поднять заработную плату, которая тогда в среднем составляла 260 тыс. руб. В 2008 г. она выросла до 665 тыс. Люди поверили в то, что с помощью государства предприятие сможет вернуть звание «главного» мастера стекольных дел в Беларуси.
Конечно, оборудование на предприятии было практически со 100%-ным износом, и требовалась серьезная модернизация. Устаревшими оказались многие выпускаемые заводом изделия, которые, естественно, не пользовались спросом.
- По дизайну мы отставали лет на 30, поэтому пришлось в ускоренном режиме разрабатывать новинки, - говорит И.Батян. - Первое, что было предпринято - усилили штат отдела главного художника молодыми специалистами - выпускниками Белорусской Академии искусств. Сегодня практически на 70% обновлен ассортимент продукции со всевозможными видами декорирования. С целью увеличения продаж открыли в разных городах республики, в том числе в столице, 8 фирменных магазинов. И если в 2005 г. продавали в месяц продукции на 200 млн. руб., то сегодня - на 2 млрд.

От производства - к продажам
Для того чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию, на предприятии проведено техническое перевооружение. В частности, смонтирована современная дозировочно-смесительная линия приготовления шихты, что обеспечило высокую (0,1%) точность дозирования компонентов и дало возможность повысить качество выпускаемой продукции до 28%. Приобретены также печь и автоматизированная линия, где изделия из бесцветного стекла изготавливаются как прессованием, так и выдуванием. Это позволило серьезно увеличить производительность труда, снизив на этой основе себестоимость продукции, и уже на равных конкурировать с китайскими и турецкими изготовителями, наводнившими рынок дешевыми товарами.
Эффект дала и когенерационная установка для одновременной выработки пара, тепла и электричества. В 2008 г. 1 кВт•ч обходился в 37 руб., в то время как государственный тариф - 209 руб. Благодаря вводу энергомодуля затраты на электроэнергию в себестоимости продукции сократились до 1,6%.
Большое внимание уделяется упаковке. Введены в эксплуатацию два участка, где на современном оборудовании изготавливается индивидуальная полноцветная тара, а также упаковка из гофрокартона с флексографической печатью.
Между прочим, расходы на реконструкцию удалось сократить благодаря созданию собственного строительного управления, в котором уже работает 130 человек. Оно получило лицензии на все виды строительных работ и теперь к сооружению новых объектов и ремонту старых корпусов практически не привлекаются сторонние организации.
Следующий этап модернизации коснется производства хрусталя, на что требуется 3,5 млн. евро. Но из-за кризиса получить инвестиции непросто. Хочешь купить оборудование - договаривайся с поставщиком, чтобы он нашел возможность открыть кредитную линию в банке своей страны. Это для него тоже очень важно, поскольку он получает возможность продать свою технику. Так, предприятие вышло на старейший итальянский банк «Дель Боско», который откроет кредитную линию, а обслуживать ее будет ОАО «Белагропромбанк».
Гибкость, которую получило производство, дала возможность пересмотреть маркетинговую стратегию, особенно в отношении экспорта. Предприятие перестало работать на склад, начав выполнять конкретные заказы зарубежных потребителей. Только в Азербайджан, Украину и Казахстан сегодня ежемесячно поставляется продукции на 2 млрд. руб. Примерно столько же идет в Россию. Правда, в последнее время продавать продукцию там стало сложнее. Но следует отметить, что резко снизили выпуск хрустальных изделий традиционно сильные предприятия в Дятькове и Гусь-Хрустальном. Значит, освободились рыночные ниши, которые может заполнить «Неман». Поэтому было принято решение об открытии представительства в Москве во Всероссийском выставочном центре (бывшей ВДНХ), где в белорусском павильоне разместились офис и демонстрационный зал. Завязали контакты с крупной оптовой фирмой «Бизант», которая помогла войти в торговые сети «Пятерочка», «Аушан» и др. Туда уже отправлены первые партии стеклопродукции. Открыто также представительство в Нижнем Новгороде, планируется организовать такое подразделение в Новосибирске.
Хорошую поддержку оказывает торговый дом «Лида-регион», который учрежден Лидским горисполкомом, находится в Москве и является субъектом Российской Федерации. Он представляет интересы «Немана» в этой стране и работает в основном с теми, кто закупает небольшие партии изделий. Благодаря такому сотрудничеству проще решаются и вопросы, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость.
В кризисное время «открылись» рынки и стран дальнего зарубежья. С партнерами из Польши, где стеклозаводы резко сократили объемы выпуска, а некоторые даже закрылись, уже заключен контракт на 1 млн. евро. Начались также поставки в Швецию и Иран. Удалось вернуть позиции на рынке Германии, особенно по цветному стеклу и сувенирным изделиям.
На внутреннем рынке система продаж также претерпела изменения. Предприятие отказалось работать с дилерами-посредниками, которые зарабатывали на том, что вывозили продукцию «Немана» в Россию и неорганизованными действиями подрывали экспортную политику завода. Для всех оптовых потребителей установлены единые контрактные цены.
Завод активно сотрудничает со многими малыми предприятиями, которые реализуют его продукцию в своих магазинах на территории республики, используют посуду в собственных ресторанах, кафе и барах, а также дорабатывают изделия для создания новых товаров. Например, минская фирма «КЮМ» берет стеклянные цилиндры, раскрашивает их и продает в фирменном магазине «Немана». А предприниматель из Гродно обтягивает выпускаемые предприятием пивные кружки ажурным «пояском» из натуральной кожи, и получается хороший сувенир.
Сегодня ассортимент завода представлен 3 тыс. видов изделий для сервировки домашнего стола, кафе, ресторанов, интерьеров домов и офисов. Для организаций, предприятий и просто рядовых потребителей здесь могут эксклюзивно изготовить оригинальные художественные работы по индивидуальному заказу с праздничной символикой или именной монограммой. И в последнее время таких заказов поступает все больше.
- Есть пять факторов успеха в продвижении продукции, - говорит И.Батян, -цена товара, его качество, упаковка, реклама и, наконец, - нормальные человеческие отношения с партнерами, которые позволяют установить режим доверия. И если какое-то одно из этих слагаемых не работает, то продукт не продается. Хочу заметить, что сам я не сижу на месте: довольно часто выезжаю в разные страны, завязывая контакты с новыми потенциальными партнерами. Хороший эффект дает участие в крупнейших международных выставках во Франкфурте-на-Майне, Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Киеве, Ашхабаде.
Проводимая предприятием рекламная политика позволяет сделать продукцию завода еще более узнаваемой и популярной.

Трудности заставляют думать
Конечно, еще не все проблемы решены и, в частности, вопрос занятости населения в городе Березовка, где стеклозавод - градообразующее предприятие.
- С освоением производства стекловаты мы сможем предложить 100 новых рабочих мест, - отмечает Игорь Михайлович. - Наверное, впервые за всю историю завода решили диверсифицировать его деятельность. В дополнение к традиционно выпускавшейся посуде будет освоено производство стекловаты. Планируется изготавливать 5 типов изделий, каждый из которых может иметь различные параметры толщины, длины и ширины. Всего намечено выпускать 18 тыс. т стекловаты в год. Сегодня в республику завозится из-за рубежа около 10 тыс. т стоимостью 23 млн. долл. Значит, валюта на такую сумму останется в республике, да еще и от экспорта можно получить более 18 млн.
Примечательно, что 50-70% сырья составит стекольный бой. Производство не будет давать никаких выбросов, а все отходы пойдут на вторичную переработку. А поскольку печь здесь будет работать на электричестве, планируется приобрести еще один энергомодуль.
- Сейчас много говорится о мировом экономическом кризисе, - замечает Игорь Михайлович. - Конечно, нелегко всем, в том числе и нам, поскольку мы не успели полностью осуществить задуманное. С другой стороны, тяжелые условия заставляют человека думать и принимать новые решения. Но для этого нужна дружная, сплоченная команда единомышленников, в которой все доверяют друг другу как самим себе. Один известный бизнесмен заметил, что подчиненные должны обладать честностью, умом и энергией. Но если нет честности, то ум и энергия не нужны, потому что они погубят весь бизнес. Думаю, у руководителя должно быть право подбирать специалистов, отвечающих всем трем критериям, но сегодня трудовое законодательство, которое защищает интересы всех работников «огулом», по сути не дает такой возможности. Поэтому мне хотелось бы обратить внимание наших парламентариев на данное обстоятельство. Ведь от того, насколько уверенно будет чувствовать себя директор, зависит благосостояние предприятия и, в конечном итоге, всей нашей страны.

ОАО «Стеклозавод «Неман»
231306, Лидский р-н, г. Березовка, ул. Корзюка, 8
Тел.: (01561) 61-435, 62-518
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.neman.by