Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Олимпийский девиз - быстрее, выше, сильнее - в «переводе» на язык экономики звучит: больше, лучше, дешевле. И, как считает директор ОАО «Белкультторг» Викентий МАКАРЕВИЧ, в условиях финансового кризиса эта формула становится все более актуальной. Чтобы выжить, необходимо привлечь дополнительное число клиентов, а это невозможно без расширения ассортимента и повышения качества услуг, а также применения принципов логистики.
- Викентий Викентьевич, как проходила трансформация компании из чисто торговой в логистическую?
- В 2005 г. было принято решение о создании на базе ОАО «Белкультторг», которое занималось розничной и оптовой торговлей различными товарами, системы складов для временного и таможенного хранения грузов при Управлении делами Президента Республики Беларусь. В середине 2006 г., когда я пришел на должность директора, поставили перед собой цель: резко увеличить объем оказываемых услуг, прежде всего в сфере помощи субъектам хозяйствования по таможенной «очистке» грузов.
Изменение профиля проходило довольно болезненно, ведь задачи кардинально поменялись, поэтому пришлось полностью обновить команду, сделав упор на повышении качества и ассортимента оказываемых услуг. Если 2005 г. был завершен с убытком 80 млн. руб., то в 2006 г. получили чистую прибыль 560 млн., в 2007 г. - 900 млн., а в прошлом - 1,9 млрд. руб. С момента перепрофилирования средняя заработная плата на предприятии также возросла с 260 тыс. до 1,6 млн. руб.
Но самое главное - создан современный пункт таможенного оформления, а также склады для хранения грузов, которые соответствуют всем международным стандартам. Это подтвердили и международные перевозчики в ходе недавно проведенного семинара, организатором которого выступила Белорусская ассоциация международных перевозчиков (БАМАП). Принцип «одного окна» не только ускорил прохождение всех необходимых бюрократических процедур, но и обеспечил их прозрачность. Во время этого процесса владелец груза имеет минимальный контакт с сотрудниками таможенных органов, что практически исключает почву для возникновения коррупции.
- Что это дало вашим клиентам?
- Исчезли традиционные при таможенном оформлении очереди, и сейчас грузы проходят «очистку» буквально «с колес», сразу после пересечения таможенной границы Республики Беларусь. А одной из важнейших государственных задач как раз и является упрощение бюрократических процедур. Ведь сокращение времени продвижения товаров от производителя к потребителю способствует ускорению оборота средств, а значит улучшает финансовые показатели наших клиентов.
Для решения этих задач мы создали расчетно-кассовый центр, позволяющий проводить платежи на месте. Информационно-справочная система помогает отслеживать на экране монитора прохождение документов, благодаря чему можно узнать, на каком этапе и у кого они находятся в данное время. Это немаловажный фактор, поскольку экспедиторы могут точнее спланировать время конечной доставки груза получателю.
Для водителей оборудовали комнату отдыха и кафе, в ближайшее время откроем душевые. Планируем также построить гостиницу: проектные работы уже завершены. Будем расширять и грузовой терминал, что позволит обрабатывать больший объем грузов.
А так как с момента ввода в эксплуатацию в середине 80-х гг. прошлого столетия комплекса зданий, которые сейчас находятся в нашем распоряжении, никаких ремонтно-строительных работ не производилось, нам пришлось осуществить работы по ремонту и восстановлению инженерных коммуникаций, ремонту складских помещений и административного корпуса, открытых площадок для движения и стоянок грузового автотранспорта и ряд других работ.
В одиночку своевременно и качественно выполнить эти работы и оперативно решить вставшие перед нами задачи было бы сложно. Поэтому мы благодарны Управлению делами Президента Республики Беларусь и лично Управляющему делами Н.Ф.Домашкевичу, который в целях оказания помощи провел на нашем предприятии не одно совещание с участием представителей Государственного таможенного комитета, Министерства торговли Республики Беларусь, Минского облисполкома и других органов государственного управления, от которых зависело решение отдельных проблем.
Например, только площадка для размещения транспортных средств с товарами, находящимися под таможенным контролем, расширена почти в 3 раза: с 70 стояночных мест до 201. Общая площадь складов временного хранения (СВХ) составляет более 37 тыс. кв. м, а таможенные склады занимают почти 8,5 тыс. кв. м.
В реконструкцию и обустройство всего комплекса за последние 3 года вложено более 3,5 млрд. руб. Все это сказалось на пропускной способности. Если в 2006 г. оформлялось 60-70 транспортных средств в сутки, то в прошлом году эти цифры увеличились до 160-170. Причем владелец груза, после прохождения таможенной «очистки», может сразу забрать товар либо воспользоваться нашими услугами по его хранению.
- В этом году из-за финансового кризиса, по мнению экспертов ВТО, мировая торговля сократится на 9%, а значит упадут и объемы перевозки грузов. Сумеете ли вы в такой непростой ситуации удержаться на завоеванных позициях?
- Кризис имеет две стороны медали. Это не только период общего падения объемов, но и время усиления позиций на рынке сильных компаний. Мы собираемся это сделать за счет предоставления комплексных услуг, системы скидок, оказания услуг в рассрочку и т.д.
Сейчас у нас осуществляется круглосуточный прием грузов и транспортных средств на СВХ, а таможенное оформление проводится ежедневно с 8 до 20 часов, в том числе и в выходные дни. Малому и среднему бизнесу, занятому в торговле, предоставляем услуги по хранению и перевозке грузов. Ведь не все небольшие торговые точки имеют просторные складские помещения для хранения крупногабаритных товаров: холодильников, газовых плит, мебели и т.д. А с нашей помощью предприниматели могут по мере необходимости пополнять ассортимент товаров в магазине. Уже сейчас предоставляем весь комплекс услуг, что особенно важно для тех, кто только входит в рынок. Ведь они ограничены в ресурсах и не могут приобрести транспортные средства, складские помещения, содержать таможенных агентов, водителей, охранников.
С постоянными клиентами переходим от разовых договоров к круглогодичной контрактной системе обслуживания, чего пока не делают наши конкуренты. К примеру, предприниматель планирует, что в течение какого-то времени он, по заключенным ранее контрактам, закупит товары. В договоре на комплексное обслуживание мы берем на себя обязательства по их таможенному оформлению, сертификации, складированию, транспортным перевозкам, погрузочно-разгрузочным работам и т.д. А субъект хозяйствования ежемесячно перечисляет на наш счет усредненную сумму планируемых платежей, которые рассчитываются исходя из предполагаемой стоимости и объема ввозимого товара.
При этом в случае необходимости решаем также все вопросы с другими ведомствами, например, с Министерством связи, Госстандартом, Минсельхозпродом и т.д. Таким образом, наши партнеры навсегда избавляются «от головной боли» по самостоятельному прохождению всей логистической цепочки, за них это делаем мы. А клиенты, получая груз из-за рубежа, в случае использования услуги интернет-банкинга, могут вообще не покидать свой офис. К тому же своим постоянным партнерам мы всегда готовы предоставить скидки, которые выгодны обеим сторонам. Поскольку понимаем, что в это сложное время выживет тот, кто сможет в короткий срок предоставить услуги лучшего качества за меньшие деньги.

ОАО «Белкультторг»
223021, Минский р-н, 500 м восточнее д. Богатырево
Тел.: (017) 507-60-02
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.