Павел ВЛАДИМИРОВ

В 2008 г. в соответствии с планом государственной стандартизации в Республике Беларусь было принято 436 государственных стандартов, внесены изменения в 174 и отменено 188 документов.
Эта информация прозвучала на прошедшей в Национальном пресс-центре пресс-конференции «Совершенствование технических нормативных правовых актов (ТНПА) в сфере стандартизации, строительных, санитарных и противопожарных норм и правил». Открывая встречу, первый заместитель председателя Госстандарта Республики Беларусь Виктор НАЗАРЕНКО отметил:
- Техническое нормирование и стандартизация - достаточно живой процесс, он протекает в непосредственном взаимодействии тех, кто разрабатывает документы, и тех, кто применяет их в промышленности. Процесс этот постоянный и осуществляется в нашей стране на системной основе. С целью выявления документов, требующих сегодня своего развития, пересмотра, внесения изменений и дополнений или отмены органами госуправления проводится работа, итогом которой становится выходящий ежегодно план государственной стандартизации - аккумулирующий документ, включающий результаты проработки самых разных направлений. Очень важной составляющей нашей работы является проверка действующих сегодня в стране научно-технических документов для того, чтобы учесть новые тенденции, изменения экономической ситуации, так как меняются требования не только промышленности, но и требования потребителей.
В последнее время сокращены и упрощены процедуры, которые совершают учреждения санэпидслужбы на республиканском и региональном уровнях. И, как заметила заместитель главного врача Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Нелли ГИНДЮК, эта работа будет продолжена Минздравом в рамках выполнения плана первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 г., утвержденного главой Администрации Президента РБ и премьер-министром Республики Беларусь.
О сложности такой работы говорит тот факт, что только нормативно-технический комплекс составляет порядка 1,5 тыс. документов - строительных норм и правил, стандартов. Все это, безусловно, осложняет работу и проектировщиков, и строителей, которые ждут упрощения системы.
По словам начальника управления надзора и профилактики МЧС Республики Беларусь Сергея ПАЛАНЕВИЧА, в этом направлении удалось многое сделать. Основным критерием при переработке технических нормативных правовых актов является исключение дублирования, устаревших норм, а самое главное - трудновыполнимых мероприятий, т.е. тех, выполнение которых сомнительно или слишком дорого обходится. В частности, сегодня нормы позволяют проектировщику гибко подходить к проектированию того или иного объекта. Достигается это разработкой и внедрением различных методик, позволяющих автору проекта на основании расчетов показать, что безопасность людей или устойчивость здания будет обеспечиваться при различных вариантах пожара. Есть возможность при подтверждении расчета путей эвакуации людей принимать объемно-планировочные решения, которые где-то, может быть, идут вразрез с нормами. Также отныне можно более широко эксплуатировать здания из незащищенных металлических конструкций. Иными словами, по определенным методикам просчитывается возможная критическая температура на этих конструкциях, благодаря чему исключается их огнезащитная обработка, что позволяет значительно снизить стоимость строительства объекта и обоснованно принимать решения.
К слову, в пределы огнестойкости строительных конструкций устанавливаются ГОСТом 30247, основанном на стандарте, принятом 17 ноября 1994 г. Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (МНТКС). И нормы эти значительно мягче белорусских. К сожалению, наша страна тогда не подписала этот документ, как это сделали Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Российская Федерация.
Сегодня у нас, чтобы спроектировать жилое здание, необходимо учесть требования пожарной безопасности, изложенные во многих технических нормативных правовых актах, подведомственных Министерству архитектуры и строительства, а также в национальных стандартах и технических условиях, устанавливающих пожарно-технические показатели продукции и материалов, и нормах пожарной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям. По сравнению с нормативной базой СССР количество технических нормативных правовых актов значительно возросло, отдельные противопожарные требования также усложнились. Выбор конструктивных решений у проектировщиков очень ограничен, а использование в Беларуси российской нормативной информационной базы огневых испытаний строительных конструкций, по мнению некоторых специалистов, административно сдерживается органами государственного пожарного надзора. Поэтому на практике вынужденно используется, например, завышение (по сравнению с требованиями норм проектирования) фактических требований и нормативов пожарной безопасности или «приравнивание» результатов испытаний схожих конструкций, что, однако, не дает точности результатов. Чаще применяются только негорючие строительные конструкции (пусть даже и более дорогие), что с экономической точки зрения неоправданно.
Таким образом, пересмотр ТНПА в строительстве и других отраслях может дать существенную экономию. Но, конечно, любое изменение требований и нормативов в сторону их ужесточения или смягчения должно быть обосновано результатами отечественных или зарубежных научных исследований или сопровождаться аргументированным технико-экономическим обоснованием.