Геннадий ЛЫЧ, доктор экономических наук, профессор, академик НАН Беларуси

После более чем двадцатилетнего устойчивого подъема мировая экономика в очередной раз погрузилась в глубокий кризис. Начавшись в США, он стал захватывать в свои удушающие объятия одну за другой все новые и новые страны, связанные между собой множеством экономических и политических нитей. Не избежала этой участи и Беларусь, о чем недвусмысленно свидетельствуют серьезные трудности, возникшие со сбытом продукции, финансовым обеспечением производственно-хозяйственных и социальных программ, обеспечением полной занятости трудоспособного населения.
Однако кризис - это время не только экономических трудностей и потерь, народных бедствий, но и осмысления пройденного пути, внесения кардинальных изменений в проводимую социально-экономическую политику и закладки основ принципиально новой экономики качественно более высокого уровня. Для нас особенно важно объективно, без какой бы то ни было предвзятости оценить сложившуюся организационно-отраслевую структуру национально-хозяйственного комплекса и правильно определиться с направлениями ее дальнейшего радикального совершенствования. Дело в том, что ныне существующая белорусская экономика сформировалась как органическая часть единого народно-хозяйственного комплекса Советского Союза, предназначенная для того, чтобы на основе топлива, сырья и материалов, поступающих из других союзных республик, производить для общесоюзных нужд грузовые автомашины, трактора, станки и другие готовые промышленные изделия. Она создавалась практически всеми союзными республиками и последующее воспроизводство ее основных фондов также должно было осуществляться их объединенными усилиями.
Оставшись один на один со «сборочным цехом» бывшей союзной державы, Беларусь смогла более-менее удовлетворительно обеспечивать лишь точечное воспроизводство своих основных производственных фондов. На основной же массе предприятий они все более и более безнадежно физически снашивались и морально устаревали. В результате, чтобы продавать свою продукцию, не обладающую надлежащим качеством, на зарубежных рынках, предприятия были вынуждены все более занижать на нее цены, опуская их до уровня себестоимости, а затем и ниже ее. В итоге производители экспортных продуктов попадали в тупиковую полосу «обедняющего роста», характерными признаками которого являются «проедание фондов», сравнительно низкий уровень заработной платы и неоправданная экономия на природоохранных мероприятиях.
Вместе с обеднением предприятий, само собой разумеется, беднело и государство, что нашло свое отражение прежде всего во все возрастающем отрицательном сальдо внешнеторгового оборота. Чтобы покрывать его, правительство вынуждено было с каждым годом прибегать ко все увеличивающимся внешним заимствованиям. Когда же наступало время их возвращать, ему ничего иного не оставалось, как брать еще большие кредиты, поскольку долги надо отдавать с процентами. В результате государство все более и более опускается в долговую яму, обрекая на нищенское существование не только нынешнее, но и будущие поколения своих граждан.
Первым шагом на пути выхода из тупика должно стать более четкое определение приоритетов экономического и научно-технического развития. Наши нынешние приоритеты для этого совершенно не годятся. Они слишком общие и далеко не соответствуют нашим реальным ограниченным возможностям. С учетом весьма существенного технологического отставания отечественного производства и исключительно острого дефицита инновационно-инвестиционных ресурсов наши приоритеты должны быть предельно узкими. Иначе не избежать пагубного распыления ограниченных ресурсов по множеству направлений научно-технологического прогресса, отраслей и производств.
Не менее важно при этом учесть и весьма большую ресурсо- и энергоемкость белорусской экономики, а также отсутствие необходимых возможностей для ее быстрого существенного снижения. Последнее предполагает, что приоритеты должны быть не только узкими, но и связаны с такими отраслями и производствами, которые для своего функционирования не требуют импорта в больших объемах дорогостоящих энергоносителей, сырья и материалов. В наибольшей мере данному требованию удовлетворяют сельское хозяйство, переработка сельскохозяйственного сырья, лесная, деревообрабатывающая и целлюлезно-бумажная и все другие отрасли промышленности, работающие преимущественно на местном сырье. При этом опять-таки, следуя изложенным выше соображениям, к приоритетным должны быть отнесены не все, а только такие отрасли сельского хозяйства, для развития которых в Беларуси сложились наиболее благоприятные природные и иные условия. Это, прежде всего, мясомолочное скотоводство, льноводство и картофелеводство. Наряду с ними к приоритетным следует отнести также наукоемкие, высокотехнологичные производства, располагающие необходимыми предпосылками для производства конкурентоспособных на мировом рынке продукции и услуг. Вкупе со строительством, транспортом и связью, без которых не может обойтись ни одна целостная экономическая система, названные отрасли должны составить ядро будущей реальной экономики Республики Беларусь. Обеспечение их выживаемости в условиях финансово-экономического кризиса и создание необходимых предпосылок для обеспечения их опережающего устойчивого развития в послекризисный период должно стать первоочередной, наиважнейшей задачей белорусского правительства.
В системе мер по повышению эффективности и конкурентоспособности выделенных приоритетных отраслей и производств одно из центральных мест надлежит отвести их кластеризации с целью обеспечения организационного единства предприятий и организаций, представляющих единую технологическую «цепочку»: от заготовки исходного сырья до получения конечного готового продукта. Помимо производственных предприятий в каждый из создаваемых кластеров желательно включить также достаточно мощную научно-исследовательскую организацию, способную обеспечить его полноценное обслуживание по соответствующему направлению научно-технологического прогресса. Вследствие недостаточного развития в стране фирменной (корпоративной) и отраслевой наук, возможно, для этого понадобится пойти на передачу кластерам некоторых научно-исследовательских институтов НАН Беларуси либо их отдельных структурных подразделений, специализирующихся на выполнении преимущественно научно-технических разработок.
Для осуществления надлежащей кластеризации национально-хозяйственного комплекса, вполне вероятно, потребуется также соответствующая реорганизация машиностроения и металлообработки в направлении их максимальной ориентации на удовлетворение запросов приоритетных отраслей и производств. С учетом этого, возможно, отдельные из предприятий машиностроения и металлообработки должны будут войти в состав создаваемых кластеров с тем, чтобы организационно стать ближе к предприятиям, призванным решать конечные стратегические задачи дальнейшего социально-экономического развития.
Что касается предприятий, которые не попадут в состав кластеров, то им целесообразнее всего предоставить права свободного плавания в безбрежном море мировой экономики. В частности, они должны получить полную свободу выбора способа выживания в условиях кризиса, включая право вхождения в различного рода международные холдинги, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации и создаваемые ими стратегические альянсы и глобальные производственно-сбытовые и инновационные сети. Естественно, воспользоваться ею реально смогут лишь единичные белорусские предприятия, которые будут представлять собой определенный интерес для ведущих транснациональных корпораций. Предприятия, не располагающие потенциальными возможностями для эффективного выпуска общественно полезной продукции, конкурентоспособной если не на внешних, то хотя бы на внутреннем рынке, целесообразно будет незамедлительно подвергнуть банкротству, сняв их таким образом с государственного «довольствия», а их фонды, пригодные для производственного использования, - продав коммерческим структурам. При этом преимущественное право на их покупку следует предоставить отечественному бизнесу с целью обеспечения его ускоренного развития. В этом случае можно будет особенно не торговаться по ценам, понимая, что собственность никуда из страны не уходит и будет использоваться во благо не только бизнесменов, но и рядовых граждан. В том числе посредством создания новых рабочих мест. А это в условиях кризиса с его угрозой массовой безработицы главное. Средства, высвободившиеся вследствие прекращения государственной поддержки бесперспективных убыточных предприятий, а также полученные от продажи их имущества, целесообразно направить прежде всего на переподготовку кадров, оказавшихся временно без работы, выплату пособий по безработице, а также на субсидирование создания новых рабочих мест малым и средним бизнесом.
Разумеется, предлагаемая отраслевая и организационная реструктуризация национально-хозяйственного комплекса - задача не одного года. Ее решение потребует осуществления целого комплекса масштабных мероприятий, тесно взаимоувязанных между собой во времени и сбалансированных по требуемым ресурсам. Но движение в данном направлении необходимо начинать уже теперь, помятуя, что кризис - наиболее подходящий для таких кардинальных структурных преобразований период.
Последнее, однако, не означает, что здесь нужна безоглядная спешка. Как раз, наоборот, в данном деле, как может быть ни в одном другом, необходима предельная предусмотрительность. Каждый шаг на пути к конечной стратегической цели должен быть обстоятельно подготовлен предшествующими действиями. Особенно важно строго соблюдать последовательность в осуществлении мероприятий. Нельзя, например, приступать к передаче научно-исследовательских институтов НАН Беларуси производственным предприятиям либо их ассоциациям, не решив предварительно вопрос их равноправного экономического партнерства в рамках создаваемых научно-производственных объединений. Иначе может повториться горький опыт 90-х гг. прошлого столетия, когда промышленные предприятия Беларуси, попав в тяжелое финансовое положение, посадили заводскую и отраслевую науку на голодный паек, обусловив их повальную деградацию.
Учитывая вышесказанное, практическому решению рассматриваемой судьбоносной задачи следует предварить разработку развернутой государственной целевой программы реструктуризации национально-хозяйственного комплекса. В дополнение к ней по всем предприятиям, получившим право на дальнейшее существование, должны быть разработаны свои индивидуальные целевые антикризисные программы. В них необходимо отразить меры не только по технологической модернизации производства, но и по совершенствованию его организации и управления. В тех случаях, когда предприятие подлежит включению в состав создаваемого кластера, крайне важно предусмотреть меры по обеспечению его надлежащей сопряженности со всеми другими предприятиями-участниками кластера. Главной целью всех этих мероприятий должно стать кардинальное повышение производительности труда.
При разработке мероприятий по технологической модернизации производства особое внимание надлежит уделить ресурсо- и энергосбережению, поскольку время дешевых энергоносителей и других природных ресурсов, необходимых для развития материального производства, безвозвратно уходит в прошлое. Они будут оставаться относительно дешевыми на мировом рынке лишь пока экономика находится в рецессии. Как только в мировом хозяйстве начнется оживление, цены на топливо, сырье и материалы станут стремительно расти, и горе тем странам и хозяйствующим субъектам, которые сегодня вопросам ресурсо- и энергосбережения не уделяют должного внимания.
Предлагаемые меры по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности должны быть дополнены формирование такой экономической среды, которая, с одной стороны, вынуждала бы предприятия максимально использовать имеющиеся у них внутренние резервы для всемерного повышения своей конкурентоспособности, а с другой - создавала бы для этого все необходимые предпосылки. Как свидетельствует мировой опыт, эта двуединая задача лучше всего решается на основе конкурентного рынка. Для Беларуси создание такого рынка крайне важно еще и по ряду других соображений.
Во-первых, это позволит более объективно подойти к оценке отдельных предприятий на предмет их реальных возможностей для эффективного производства конкурентоспособной продукции. Во-вторых, создание конкурентного рынка приведет в соответствие экономические отношения, утверждающиеся в белорусской экономике, с теми отношениями, на основе которых функционируют национальные экономики преобладающего большинства других стран мира, а также строятся производственные связи между ведущими хозяйствующими субъектами мировой экономики. Тем самым для белорусских предприятий будет существенно облегчен доступ в международные стратегические альянсы и глобальные производственно-сбытовые и инновационные сети. В-третьих, практически только таким способом можно отучить руководителей предприятий от иждивенческих ожиданий государственных подачек и заставить их по-настоящему заняться поисками внутренних резервов для выживания. Кроме того, это позволит отечественным предприятиям накопить опыт работы в условиях жесткой конкуренции, столь необходимый им для организации эффективного, взаимовыгодного делового партнерства с зарубежными компаниями и корпорациями.
Одно из центральных мест в государственной антикризисной программе должно быть отведено вопросам занятости населения. Дело в том, что массовой безработицы Беларуси, скорее всего, не избежать. Особенно если страны, импортирующие белорусские товары, начнут все более широко использовать протекционистские меры для защиты своих товаропроизводителей от иностранных конкурентов: повышать ввозные пошлины, субсидировать отечественных покупателей товаров местного производства, предоставлять своим предприятиям различного рода преференции и т. д. Успешное преодоление таких искусственно создаваемых барьеров на пути экспорта продукции для преобладающего большинства белорусских предприятий-экспортеров может оказаться непосильной задачей. Как уже отмечалось, даже сегодня многие из них от продажи своей продукции за рубежом не получают надлежащей прибыли, необходимой для обеспечения воспроизводства фондов на качественно новой технико-технологической основе. Поэтому любое дальнейшее занижение ими экспортных цен в целях обеспечения конкурентоспособности своей продукции на зарубежных рынках грозит неминуемым и очень скорым банкротством, обрекающим занятого на этих предприятиях персонала на безработицу.
Положение серьезно усугубляется тем, что денежные сбережения преобладающего большинства граждан нашей страны также весьма скромные. Долго продержаться за их счет, оказавшись без работы, наши люди не смогут. Не окажет им надлежащей помощи и государство, стремительно обрастающее долгами. Единственный выход из такого положения - возможно более быстрое предоставление безработным новых рабочих мест.
В ситуации, которая сложится в нашей стране в случае массового банкротства предприятий, реально возможны лишь два пути решения данной задачи - ускоренное развитие малого и среднего бизнеса и предоставление возможности жителям города, лишившимся работы, на время выехать в деревню, чтобы там заняться сельскохозяйственным трудом и таким образом свою семью продуктами питания. Второй путь следует рассматривать как запасной, на тот случай, когда безработица примет угрожающие масштабы, а бизнес окажется не в состоянии занять большую часть людей, лишившихся всяких заработков.
Хочу сразу же подчеркнуть, что использование этих способов борьбы с массовой безработицей - далеко не простое дело. В частности, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса у нас уже сегодня сильно тормозится отсутствием необходимых для этого средств, причем как у государства, так и у бизнесменов, а также у граждан, изъявивших желание заняться предпринимательской деятельностью. По мере углубления кризиса все они, естественно, будут становиться лишь беднее.
Эта же причина может стать серьезной преградой и на пути предоставления жителям города, лишившимся работы, возможности на время переехать в деревню. Наряду с трудностью осуществления кардинальной перемены рабочей профессии (предположим, профессии станочника-слесаря на профессию полевода или животновода), что, кстати говоря, также может потребовать немалых затрат времени и средств.
Вот почему правительству необходимо уже сегодня заняться решением данной проблемы. Как мне представляется, без радикального перераспределения расходной части государственного бюджета в пользу финансирования предлагаемых мероприятий по повышению занятости трудоспособного населения нам не обойтись. В частности, целесообразно отказаться от строительства дорогих спортивно-культурных объектов и законсервировать уже начавшиеся такие стройки, сократить военные расходы, не связанные непосредственно с обороноспособностью страны; переориентировать строительные организации на первоочередное создание новых рабочих мест в системе малого и среднего бизнеса. Было бы также правильно радикально уменьшить государственные расходы на управление. При этом не только за счет сокращения численности персонала органов власти и управления, но и снижения заработной платы государственных чиновников, депутатов и всех других высокооплачиваемых работников указанных органов. В конце концов они больше других повинны в финансово-экономическом кризисе, поразившем нашу страну, а потому должны разделить материальные тяготы с рядовыми гражданами.
Наряду с этим бизнесменам, создающим новые рабочие места, необходимо предоставить максимально возможную свободу экономической деятельности, значительно упростив законодательную регламентацию открытия и ведения бизнеса, оградив их от излишних проверок и вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность не в меру ретивых чиновников, защитив не только от криминального, но и от чиновничье-бюрократического рекета, и до минимума снизить налоговое бремя. Предпринимателей, которые проявляют особенно большую активность в создании новых рабочих мест либо работают в особо сложных условиях, на время кризиса и в первые годы после его окончания целесообразно полностью освободить от налогов и сборов, полагая, что они оправдывают свое существование уже тем, что дают согражданам работу и тем самым помогают им выживать в исключительно тяжелое для страны время.
Наконец, правительству необходимо позаботиться и об укреплении единства белорусского народа перед лицом надвигающихся угроз. Причем оно должно строиться не на страхе, а на тесном доверительном сотрудничестве государства с гражданским обществом. Ибо достойно ответить на этот очередной судьбоносный вызов мы сможем только тогда, когда будем едины в своих устремлениях, когда каждый гражданин нашей страны на своем рабочем месте будет трудиться с полной отдачей сил, а труд каждого из них будет должным образом скоординирован верховной властью.