Владимир РУДЕНКОВ, доктор технических наук, профессор

Станислав Василевский, кандидат экономических наук, Елена Милашевич, научный сотрудник

Совершенствование механизма развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь обусловливается единством двух факторов: сложившимся процессом развития национальной экономики и необходимостью преодоления глобального экономического и финансового кризиса. На этом этапе рационализация внешних экономических связей является важнейшим средством смягчения неблагоприятных последствий кризиса, формирования источников накопления и последующего экономического возрождения страны.

Уникальность сложившейся ситуации состоит в том, что в настоящее время как в стране, так и в мире отсутствует опыт адаптации экономики к особенностям складывающегося кризиса. Поэтому разрабатываемые мероприятия последующего развития внешнеэкономических связей должны максимально использовать предшествующий опыт страны (особенно 1994-1995 гг.) по выходу из кризиса и ее переходу на рельсы социально ориентированной рыночной экономики. Республика должна по возможности сохранить экономический рост на основе сбалансированности экспортно-импортных отношений, ибо всякое ее нарушение в новых условиях будет способствовать снижению всех макроэкономических показателей страны (включая уровень дефицита государственного бюджета, крах многих видов промышленного и потребительского производства, безработицу и неконтролируемый рост социальной напряженности).
Особенности вхождения и выхода страны из кризиса требуют по новому решать задачи по совершенствованию внешнеэкономической деятельности: необходимо перейти от системной разработки механизмов хозяйствования к мобилизации ситуационных и организационных основ управления всеми процессами. Организационные и экономические методы воздействия на внешнеэкономические процессы должны стать основными инструментами оперативного реагирования на складывающиеся ситуации в конкретном периоде.
Это касается:
•     либерализации внешнеэкономической деятельности, по возможности исключающей протекционизм;
•    развития экспорта как основного источника валютных поступлений и обеспечения импортных поставок в объемах и структуре, достаточных для адаптации национальной экономики к новым условиям хозяйствования;
•    расширения интеграционных связей со странами СНГ и мировым сообществом, а также поиска путей эффективного продвижения белорусских товаров на новые мировые рынки;
•    проведения структурно-инвестиционной политики, обеспечивающей возможности наращивания экспортного потенциала и расширения производства наукоемкой, неэнергоемкой, высокодоходной и конкурентоспособной продукции.
Республика Беларусь должна найти финансовые, экономические и другие инструменты для отхода от «торговых войн» и обеспечения жизнестойкости на этапах выхода из финансового экономического кризиса. При этом все действия должны быть подчинены двум фазам преодоления кризисных отношений: первая фаза - это поиск инструментов и системы последовательно активных шагов по преодолению кризиса, вторая фаза - активная, заключается в оптимальном использовании экономических рычагов, комплексно решающих ранее обозначенные проблемы: продовольствие - жилье - экспортный потенциал.
Как в первой, так и во второй фазе республике необходимо:
•    сохранить и завоевать новые рынки сбыта;
•    обеспечить в необходимых объемах поставки в страну топливно-сырьевых и материальных ресурсов на взаимовыгодной основе;
•    максимально оптимизировать сотрудничество в области информационной, инновационной, производственной деятельности, формирование новых внешнеэкономических организационных структур и создание новой инфраструктуры;
•    осуществить кооперацию и согласованность усилий стран СНГ, союза России и Беларуси в структурных преобразованиях национальных экономик.
Исходя из такого подхода предлагается:
в направлении стимулирования наращивания экспорта
    использование как общих для всех экспортеров методов государственной поддержки, так и дифференцированных подходов в отношении важнейших, ключевых отраслей или отдельных крупных производственных комплексов. Они должны стать в последующем базой для разработки целевой комплексной национальной программы поддержки экспортеров;
    разработка проектов законодательных актов по рациональному снижению налогового давления на производителей-экспортеров, особенно высокотехнологичной и наукоемкой продукции, сокращению необоснованных ограничений и запретов с целью расширения базы налогообложения и, как следствие, сокращение дефицита государственного бюджета;
    предоставление льгот, направленных на увеличение в структуре экспорта полуфабрикатов и готовых изделий, устранение барьеров на пути экспорта продукции и услуг. Должна быть продолжена работа по максимально эффективному использованию преференциальных торговых льгот развитых стран в рамках Всеобщей системы преференций и расширению перечня этих стран. Одно из приоритетных направлений - получение страной возможности пользоваться преференциальными торговыми режимами таких стран, как Япония, Новая Зеландия, Австралия, Швейцария, Норвегия;
    меры по созданию инфраструктуры внешней торговли, которая станет адекватной новым экономическим условиям. Формирование новой системы информационного обеспечения торговли с равным и гарантированным доступом к информационным массивам предприятий вне зависимости от их форм собственности;
    внешнеэкономическая поддержка экспортных возможностей малых предприятий всех форм собственности.
в направлении осуществления гибкой импортной политики
    создание экономически обоснованной системы дифференцированного допуска на внутренний рынок зарубежных товаров, исходя из факта отечественного производства аналогов этих товаров на недостаточном, достаточном или избыточном уровнях. Цель этого подхода - как оптимальное насыщение внутреннего товарного рынка, так и защита национального производства;
    создание правовой системы применения односторонних ограничений импорта в строгом соответствии с нормами ВТО с целью защиты национальных производителей и отдельных отраслей отечественной промышленности и потребительского рынка;
    пересмотр списка стран, на которые распространяются преференционные таможенные ставки, исходя из принципа взаимности.
Особого внимания заслуживает сохранение рынков и торгово-экономических отношений на территории Союзного государства.
В последнее время, с началом мирового финансового и экономического кризиса, накопился ряд новых взаимных претензий по доступу товаров на рынки Беларуси и России.
Данная ситуация создает предпосылки очередной «торговой войны» в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Осуществляя мероприятия по защите внутреннего рынка и поддержке белорусских производителей в условиях кризиса, необходимо уйти от принятия в Беларуси решений на различных уровнях, в том числе на уровне облисполкомов и горисполкомов, в прямом виде ограничивающих поступление российских товаров в республику.
Практика применения ограничительных мер во взаимной торговле противоречит работе по созданию Союзного государства и Таможенного союза.
Озабоченность в связи с ограничениями импорта российских товаров в Республику Беларусь в феврале 2009 г. уже высказали ряд отраслевых союзов России и Российский союз промышленников и предпринимателей, направив в адрес Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике В.А. Зубкова соответствующие обращения.
Все это происходит на фоне заявлений в российской прессе о якобы вводимых Беларусью мерах по ограничению импорта товаров, в том числе из России.
Российская сторона приняла ряд мер по ограничению доступа белорусских товаров на российский рынок:
- Приказ Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. №427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд» содержит дискриминационную преференциальную поправку в размере 15% при поставках товаров российского производства при осуществлении государственного или муниципального заказа;
- приказ Россельхозбанка запрещает кредитование и субсидирование импорта сельскохозяйственной техники, в том числе из Республики Беларусь;
- Правительство Российской Федерации, начиная с 2009 г., субсидирует процентные ставки по кредитам, направленным на приобретение сельхозтехники исключительно российского производства;
- Минсельхозом России в декабре 2008 г. утвержден Реестр сельскохозяйственной техники и оборудования для реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям и потребительским кооперативам на условиях финансовой аренды (лизинга) на 2009 г., из которого исключены белорусские производители сельхозтехники - РУП «МТЗ», РУП «МАЗ», ОАО «Амкодор», что существенно ограничивает возможности реализации белорусской техники на российском рынке;
- Советом директоров ОАО «Росагролизинг» утверждены новые условия приобретения сельхозтехники в лизинг, согласно которым право пользования новыми условиями финансовой аренды в 2009 г. предоставлено только совместным белорусско-российским сборочным предприятиям, работающим на территории России;
- Министерство регионального развития России рекомендует Государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства России при предоставлении финансовой поддержки для замены лифтового оборудования за счет средств Фонда учитывать использование продукции только российских производителей.
Российская сторона, предпринимая меры по ограничению импорта сельскохозяйственных машин, автомобилей, лифтов и другой промышленной продукции в Россию, распространяет их и на товары, произведенные непосредственно в Беларуси. В то же время проведенный анализ показывает, что доля белорусской продукции в общем объеме российского импорта невысока, например, по прицепам - 5 %, грузовым автомобилям - менее 7 %. Доля же российских комплектующих в белорусских машинах доходит до 50% и выше.
Прямые последствия кризиса на экспорт белорусской продукции в Россию:
1. Снижение денежной массы и платежеспособного спроса на продукцию.
2. Резкое уменьшение объема получаемых кредитов и доли заемных средств в оборотном капитале предприятий (не превышает 20%).
3. Рост ставок за пользование кредитами (кредитовались по ставке 12-15% годовых, с октября 2008 г. - под 20-30% годовых).
4. Нарастание напряженности во взаиморасчетах предприятий в связи с задержкой банками выдачи кредитных ресурсов.
5. Усиление протекционизма в России:
Правительством Российской Федерации в ноябре 2008 г. обнародован «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», который состоит из 55 пунктов, разбитых на 10 блоков. Ряд мероприятий данного документа содержит требования приоритетной закупки товаров российского происхождения, что ущемляет интересы белорусских экспортеров. Так, среди определенных Правительством России мер: обеспечение приоритетности закупки отечественных товаров по государственным и муниципальным программам (п. 11); установление ценовых преференций (от 5 до 25%) для поставщиков российских товаров при размещении госзаказа (п. 12); установление преференций для поставщиков российских товаров (п. 13), реализация проектов по лизингу техники, технологического оборудования и транспортных средств отечественного производства (п. 40). Можно предположить, что такого рода требования появятся в рекомендациях и других документах, разработка которых предусмотрена пп. 16, 17, 36 названного выше Плана.
В России уже восстановлен режим промышленной сборки автокомпонентов, свернутый с октября 2007 г. по требованию ВТО, повышены с 25 до 30% ставки ввозных таможенных пошлин на автомобили, повышаются ставки на другие товарные позиции.
С целью минимизации влияния российского кризиса на белорусский экспорт продукции целесообразно:
•    Продолжить работу по выполнению белорусско-российского Плана совместных действий по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, утвержденного 30 января 2009 г. в г. Москве, прежде всего, в части обеспечения равных условий для субъектов хозяйствования Беларуси и России (в равной степени учитывать интересы белорусской и российской сторон при принятии решений об оказании мер государственной поддержки отечественным производителям и введении ограничений во внешней торговле).
•    В Республике Беларусь более оперативно порядке пересматривать и корректировать цены на экспортируемую нефтехимическую продукцию в связи с быстрым и резким изменением цен на входной ресурс (нефть). Экспортеры из Юго-Восточной Азии корректируют цены каждые 2 недели, у нас это происходит через 1-1,5 месяца.
•    Рассмотреть возможность увеличения сроков возврата валютной выручки при поставках в Россию по экспортным контрактам до 180 дней, а также возможность предоставления товарных кредитов субъектам товаропроводящей сети белорусских предприятий в Российской Федерации.
•    Инициировать с российской стороной рассмотрение взаимовыгодных проектов в сфере АПК, нефтехимии и машиностроения (в области сельхозмашиностроения - создание совместных субъектов хозяйствования по внедрению достижений аграрной науки за счет бюджета Союзного государства, в сфере автомобилестроения - привлечение стратегического российского инвестора на РУП «МАЗ», в области нефтехимии - создание белорусско-российского холдинга с участием государственной российской компании «Роснефть»).
•    Проработать вопрос о создании Общего продовольственного рынка в рамках Союзного государства. Необходимо четко обозначить место Беларуси в развитии общего продовольственного рынка с учетом ее национальных интересов (взаимные поставки товаров, создание СП по критическому импорту, единые стандарты и контроль за качеством продукции, транзит, разделение труда и др.).
•    Решением Совета Министров Республики Беларусь создать специальную рабочую группу с участием Национальной академии наук Беларуси по подготовке предложений о сотрудничестве с Россией в области сельского хозяйства и разработке проекта Соглашения «Об интеграции в сфере АПК и создании общего рынка продовольствия». В ходе такой работы весьма важно идти на опережение по внесению на рассмотрение российской стороны белорусских проектов совместных программ.
•    Вопросы применения Россией ограничительных мер в отношении белорусской продукции целесообразно предупреждать на этапе их рассмотрения заинтересованными органами государственного управления России в рамках Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства и на двусторонних переговорах.
С целью принятия превентивных мер по недопущению ограничений белорусской продукции (услуг) на российском рынке необходимо интенсифицировать встречи представителей белорусских министерств, производственных концернов и объединений с представителями российских ассоциаций.
Налаживание связей с ассоциациями и союзами производителей, которые в настоящее время активно лоббируют интересы своих субъектов хозяйствования в госструктурах (Администрация Президента, Госдума, министерства, администрации регионов Российской Федерации) целесообразно организовать под патронажем Белорусской торгово-промышленной палаты при поддержке Российской торгово-промышленной палаты, в которую входят на правах членства вышеназванные и ряд других ассоциаций и союзов.
Перспективным представляется реальная возможность участия белорусских субъектов хозяйствования в целевых российских программах по следующим направлениям:
- развитие транспортной системы, в первую очередь, дорожное строительство;
- строительство жилья;
- развитие физической культуры и спорта;
- социальная поддержка инвалидов (строительство специнтернатов, обеспечение мотоколясками и т.д.);
- социальное развитие села и восстановление плодородия почв;
- программа «Дети России» и целевая программа по образованию;
- программа «Электронная Россия»;
- федеральные программы развития регионов:
а) Калининградской области;
б) Башкортостана;
в) г. Сочи - как горноклиматического курорта;
г) Дальнего Востока, Курильских островов и Забайкалья;
д) программа «Юг России».
Механизм участия белорусских предприятий в федеральных и региональных хозяйственно-экономических программах, финансируемых с привлечением российских бюджетных средств, требует совершенствования. Интересным в этом направлении является использование формулы коммерческого предложения по участию в таких программах по принципу «техника + схема финансирования».
Необходимо внедрять эффективные схемы финансирования банками торговых операций, прежде всего при заключении договоров по поставке природного газа в Беларусь.
Эффективной для развития торговли между Беларусью и Россией является схема обычного овердрафтного кредитования, реализуемая рядом российских банков, и использование факторинговых схем, позволяющих производить отгрузку продукции в Беларусь и Россию с отсрочкой платежа, что повышает ее конкурентоспособность.
Беларусь должна отменить запрет на предоплату по импортным внешнеторговым контрактам (договорам) резидентов, введенным в действие с ноября 2008 г.
Ее стратегическая задача - значительно активизировать использование всех финансовых инструментов в целях недопущения разрушительных процессов в экспортно-импортных отношениях Беларуси и России.
Свободное перемещение товаров и услуг между странами требует снятия барьеров и ограничений во взаимной торговле.
Определенным стимулом развития реального сектора экономики двух стран должно явиться производство и экспорт высокотехнологичной продукции, для чего необходимо развернуть работу по подготовке и реализации приоритетных программ сотрудничества, включая сохранение и развитие производственных и кооперационных связей на всех уровнях.
Рынок тяжело завоевать, но легко потерять. Сдавая свои позиции в любой нише рынка, следует понимать, что обратного хода не будет. Россия на всем историческом пути была, есть и будет надежным партнером. Как США и Канаду связывает «вансдорфский коридор», так и Беларусь должна найти силы и средства, чтобы сохранить и приумножить партнерские, рыночные, союзнические коридоры. В этом видится сегодня и в будущем залог ее выживания и успешного развития.