Владимир КОМАРОВСКИЙ

Белорусскому экономическому «кораблю», ориентированному на зарубежные рыночные «моря», очень важно иметь хорошего «лоцмана», который смог бы проложить надежный курс. С такой ролью уже много лет прекрасно справляется Белорусская торгово-промышленная палата, оказывающая предприятиям существенную помощь во внешнеторговой деятельности.
 Особенно важна такая поддержка, когда мировой экономический океан «заштормило». Что может предложить палата в новых условиях? На этот и другие вопросы редакции отвечает председатель БелТПП Василий РОМАНОВ.

- Василий Васильевич, торгово-промышленная палата предлагает предприятиям довольно широкий спектр услуг. Какие из них Вы считаете главными, особенно в период мирового экономического кризиса?
- Сейчас особенно важно создать своего рода «подушку безопасности» при проведении сделок с зарубежными партнерами. Этому соответствует одна из наших услуг: аудит внешнеторговых контрактов до момента их подписания, который мы пока проводим бесплатно. Практика показывает, что порой такие документы составляются не в пользу наших субъектов хозяйствования, и это в дальнейшем порождает проблемы. Недавно к нам обратилось руководство Могилевского облисполкома с просьбой оказать содействие в решении вопросов по поставке и наладке итальянского оборудования фирмы FENCO (г. Парма, Италия) на Быховский консервно-овощесушильный завод в связи с рядом возникших проблем. С аналогичной просьбой обратился также генеральный директор ООО «Энергокомплект» в отношении итальянской фирмы LESMO (г. Милан). Названные проблемы возникли вследствие некорректно составленных внешнеторговых контрактов. И только благодаря вмешательству БелТПП оборудование на предприятия поставлено и ведется его наладка. А ведь и этих ситуаций можно было избежать, если бы контракты прошли соответствующий аудит в Палате еще на стадии их заключении.
В целом же, выполняя поручения правительства, мы в 2008 г. увеличили объем внешнеэкономических услуг на 42%, доведя их долю в общем объеме реализации с 21,4 до 24,8%. Расширена и их номенклатура, что способствует наращиванию экспорта наших предприятий и сокращению складских запасов.
- Сколько предприятий являются членами БелТПП? Какие льготы и преимущества они имеют?
- По состоянию на начало марта этого года действительными членами БелТПП являлись 1654 субъекта хозяйствования. Из них 17% - государственной формы собственности, 79 - частной, около 4,5% - индивидуальные предприниматели. Среди предприятий больше всего (57%) - представителей малого и среднего бизнеса с численностью сотрудников до 150 человек. Безусловно, они не могут содержать мощные отделы внешнеэкономической деятельности, и палата предлагает им и другим членам свои знания и опыт. В частности, предоставляет информацию о нормативных документах Республики Беларусь и стран СНГ, международных выставках, проводимых БелТПП в Беларуси и за рубежом, оказывает содействие в их посещении, а также участии и организации выставочных стендов. Значительное место в поддержке субъектов хозяйствования занимают консультационные услуги по вопросам ведения бизнеса, поиску партнеров для сотрудничества, распространению инвестиционных проектов, экспортных и коммерческих предложений среди иностранных компаний и потенциальных инвесторов.
Передовой опыт в сфере корпоративного обучения, республиканских и международных обучающих программ и семинаров, информационных, выставочных, страховых и IT-услуг активно изучает наше учебно-консультационное унитарное предприятие - «Центр делового образования» и совместно с командой высококвалифицированных специалистов, тренеров-экспертов передает белорусским субъектам хозяйствования. С более подробным перечнем предоставляемых услуг можно ознакомиться на сайте http://www.edu-tpp.by.
В то же время платные услуги оказываются членам палаты со скидками, которые могут достигать 25%. БелТПП предоставляет информацию о зарубежных фирмах с указанием адреса, направлений деятельности, предложений о сотрудничестве, о рынках сбыта продукции. Наши специалисты проводят сертификацию происхождения продукции, работ и услуг собственного производства, оценку имущества и материальных ценностей, регистрируют товарные знаки, патентуют изобретения и полезные модели.
- Что делается БелТПП для привлечения иностранных инвестиций?
- Главное направление в этой работе - организация деловых поездок белорусских бизнесменов за рубеж: в 2008 г. их состоялось 64, в том числе 24 - в страны ЕС. Во время таких визитов мы даем информацию по инвестиционным проектам и проводим переговоры с потенциальными инвесторами.
Второе направление - прием в Беларуси иностранных делегаций и отдельных фирм с проведением переговоров. БелТПП и наши областные отделения ведут эту работу постоянно. Так, в 2008 г. было принято 90 делегаций и фирм, в том числе 39 - из стран ЕС. Например, представители компании «Фольксваген» посетили ряд белорусских предприятий с целью изучения возможности производства комплектующих в нашей стране. В результате на четырех белорусских заводах уже изготовляются детали для немецких автомобилей, при этом объем заказов в 2008 г. составил 14 млн. евро.
Третье направление - организация инвестиционных форумов и семинаров. Проводятся они как на республиканском, так и на областном уровне. В 2008 г. мы провели Первый финансовый и инвестиционный форум в тесном сотрудничестве с Деловым советом «Беларусь - ЕС». В работе данного масштабного мероприятия приняло участие более 200 человек. При поддержке Совета в 2009 г. также планируется провести второй Финансовый инвестиционный форум и семинар по инвестиционным возможностям нашей республики.
Таким образом, в результате комплексной многогранной работы при непосредственном участии БелТПП в 2008 г. было создано 19 предприятий с иностранными инвестициями.
- Торгово-промышленная палата в числе других организаций предлагает свое содействие потенциальным участникам зарубежных выставок. В чем здесь ваши преимущества?
- Хочу сразу отметить, что БелТПП имеет хорошие международные связи, являясь активным членом Мировой и Европейской торговых палат. Нами налажено хорошее сотрудничество со многими подобными организациями большинства стран мира, в том числе и входящих в СНГ. Это дает возможность добиваться снижения стоимости работ и услуг, предоставляемых белорусским предприятиям на зарубежных выставочных мероприятиях. Так, в 2008 г. для наших экспонентов участие в выставках, проводимых в Германии, России, Украине, Объединенных Арабских Эмиратах, было дешевле на 30-50%.
Кроме того, выставки под патронажем БелТПП дают наибольший эффект для белорусских участников благодаря подключению ресурсов палаты страны пребывания, в том числе привлечению ее членов к проведению переговоров, организации различных дополнительных мероприятий.
- Насколько полно, на ваш взгляд, используются имеющиеся в республике выставочные площади?
- Их катастрофически не хватает. Два павильона Национального выставочного центра «Белэкспо» давно устарели и не приспособлены под современные экспозиции, да и места в них не так уж много для широкомасштабных мероприятий.
Республике требуется современный многофункциональный центр, где бы помимо выставочных площадей были гостиницы, торговые точки, пункты общественного питания, парковки, места для проведения конференций, бизнес-встреч, симпозиумов и развлечений. Правительство Республики Беларусь ведет активную работу в этом направлении. В районе поселка Щемыслица, около Минской кольцевой дороги, уже выделено 40 га земли для будущего центра, а в перспективе туда планируется провести и линию метро.
Значение центра для нашей палаты трудно переоценить: это будет своего рода мощный «лайнер» для прокладывания новых маршрутов в «океане» мирового рынка. Мы активно включились в работу по поиску инвесторов для реализации этого проекта. Уже есть предварительные проработки с турецкими, немецкими, австрийскими и канадскими бизнесменами.
- Какова отдача региональных отделений БелТПП, а также представительств в России, Германии и Китае?
- Об этом можно судить по величине прироста экспорта белорусских предприятий, участвующих в мероприятиях, проводимых нашими подразделениями. Всего БелТПП удалось достичь прироста экспорта в размере около 650 млн. долл. Из них вклад центрального аппарата составил 111,6 млн. долл., а остальную сумму обеспечили наши областные отделения, выставочное УП «Белинтерэкспо» и зарубежные представительства.
БелТПП создан ряд общественных представительств в 13 странах мира (где работает 25 представителей), в плане - открытие еще трех. Активно работают все представительства палаты, но услуги представительства в Китае наиболее востребованы. Конкретную информацию о них можно получить на сайте www.belarus-cci.by на русском и китайском языках.

 


Белорусская торгово-промышленная палата
220029, г. Минск, ул. Коммунистическая, 11
Тел.: (375 17) 290-72-50, факс: 290-72-48
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., www.cci.by