Нонна РАБЕЦ

С вступлением 1 апреля в силу Указа Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. № 104 валютный контроль приобретает новые формы, более лояльные для субъектов хозяйствования. Во-первых, упрощаются правила регистрации внешнеэкономических сделок, а, во-вторых, расширяются возможности экспортеров и импортеров в части выбора варианта исполнения внешнеторгового контракта.
Контроль по минимуму
Настоящим Указом внесены изменения в Указ Президента РБ от 27 марта 2008 г. №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Все его нормы направлены на то, чтобы расчеты производились вовремя и при этом контрольные функции были минимизированы. В связи с этим Указ обязывает предусматривать в документах, посредством которых проводятся внешнеторговые операции, условия расчетов, под которыми понимаются обязательства сторон в осуществлении расчетов. Все другие обязательные условия внешнеторговых контрактов, предусмотренные Указам №178, отменены. Хотя это не значит, что таких условий в контракте может вообще не быть - надо учитывать, что проведение расчетов невозможно без указания банковских реквизитов, суммы и предмета договора, т.е. обязательной в этом случае информации.
Вместе с тем, данная норма Указа упрощает для банков выполнение функций агента валютного контроля. Ведь с вступлением в силу Указа № 104 регистрация паспортов сделок уже не потребуется.

Регистрация за пару минут
С 1 апреля банки будут регистрировать внешнеторговые сделки по представляемым клиентами документам - внешнеторговому договору или приложению к нему, если исполнение договора осуществляется на основании отдельно подписанного приложения.
Регистрации подлежат сделки на сумму 3 тыс. евро и более, причем независимо от того, предусматривает сделка поставку товаров или оказание услуг. Сама эта процедура включает только присвоение регистрационного номера и подпись работника банка с проставлением штампа.
Указом определены только два случая, когда банк будет иметь право не производить регистрацию сделки: если не представлены документы, посредством которых оформлено заключение внешнеторгового договора, либо когда документы представлены в банк, не обслуживающий счет экспортера или импортера. Каким образом банки будут проверять законность оформления сделки и будут ли проверять вообще, определит отдельный нормативный акт. Но надо отметить, что ответственность банков за отказ в регистрации сделки Указом не предусмотрена.
Следует подчеркнуть, что законодательство предоставляет широкие возможности в выборе банка для проведения расчетов. Количество открываемых счетов сегодня не ограничено, и сама процедура с 1 февраля значительно упрощена. Как известно, для этого требуется минимум документов без нотариального удостоверения и без представления дубликата извещения налогового органа.
Не требуется регистрация сделок также по внешнеторговым операциям, на которые не распространяется действие Указа (их перечень содержится в этом документе). В частности, валютному контролю не подлежат внешнеторговые операции по договорам аренды, лизинга, кредитным договорам и договорам займа, а также ряд операций с физическими лицами.

Расчеты в любом варианте
Указом дана возможность и по экспорту, и по импорту исполнять внешнеторговые контракты с применением неденежной формы расчетов. Способы такого прекращения обязательств определят Нацбанк и Совет Министров.
Важно отметить и появившуюся возможность осуществлять расчеты не только со счетов импортеров и на счета экспортеров. Экспортная выручка может быть зачислена на счет другого резидента, если между ним и экспортером заключен договор уступки требования. Вместе с тем по-прежнему запрещены расчеты в белорусских рублях при экспорте по внешнеторговому договору, заключенному между другим резидентом и нерезидентом, если на это не будет разрешения Нацбанка.
Оплата по импорту также может быть осуществлена другим резидентом по договору перевода долга. Следовательно, новые кредитор и должник становятся экспортером и импортером. Формы контроля банков при этом, следует полагать, также будут определены Нацбанком.
Введение данной нормы является положительным моментом в части ускорения расчетов. Субъекты хозяйствования в этом были заинтересованы давно, поскольку ситуация зачастую складывается таким образом, что участие в расчетах другого резидента рассматривается как самый приемлемый вариант их завершения. Указ №178 разрешал только получение выручки от другого нерезидента или проведение платежа по импорту в адрес другого нерезидента. То есть во внешнеторговых расчетах по одному контракту могли участвовать два нерезидента и один резидент. С 1 апреля участниками внешнеторговой сделки могут быть два резидента и один нерезидент.
Кроме того, в Указе содержится норма относительно прекращения внешнеторговых обязательств по экспорту путем заключения экспортером договора факторинга с банком. Хотя такая возможность существовала и ранее, практически она не использовалась, поскольку напрямую не вытекала из норм Указа №178.
Нет сомнения, что в нынешних условиях этот вариант исполнения обязательств может найти широкое применение. Однако все зависит от того, какие изменения будут внесены в законодательные акты Нацбанком, поскольку срок 90 дней для поступления экспортной выручки никто не отменял. К тому же факторинг является активной операцией банка с последующим созданием обязательного резерва в размере 0,5% суммы договора факторинга в соответствии с постановлением Нацбанка от 29 декабря 2008 г. №203 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе». Следовательно, чтобы такой способ прекращения обязательств нашел применение на практике, экспортеру необходимо иметь устойчивое финансовое состояние и прочные связи со своим партнером-нерезидентом. К тому же нужно быть уверенным в его платежеспособности. В противном случае банки рисковать не станут, особенно в нынешних условиях, когда поступление экспортной выручки на счета экспортеров резко сократилось и нерезидентами особенно часто нарушаются договорные сроки проведения платежей.
Наряду с факторингом не всем экспортерам будет доступно и завершение внешнеторговой операции путем получения страхового возмещения по договору между экспортером и страховой организацией. Хотя такая возможность имелась сразу после вступления в силу Указа №178, но практически не использовалась экспортерами, поскольку предполагает дополнительные расходы.
Однако следует отметить, что контроль за поступлением экспортной выручки остается прежним. Как и ранее, за исполнением каждого внешнеторгового контракта он осуществляется в отдельности, независимо от того, что с одним нерезидентом заключено несколько договоров. Если, например, по одному поступит денег больше, то зачесть их в исполнение другого контракта законодательство не позволяет.
Сроки исполнения обязательств не изменились, однако Указом дано право Нацбанку определять иные сроки исполнения обязательств по внешнеторговым контрактам. Также импортеры могут на основании разрешения Нацбанка производить расчеты по импорту без поступления товаров на таможенную территорию республики.
Очень важно для субъектов хозяйствования и для банков закрепленное Указом №104 за Нацбанком право давать разъяснения норм документа. Этим не только гарантируется оперативность получения нужной информации, но и исключается необходимость обращаться за разъяснениями в другие контролирующие органы.
Срок для приведения актов законодательства в соответствие с Указом установлен до 1 мая 2009 г.