Кому - кризис, а кому - стимул

Владислав ПАВЛУХИН

Еще два десятка лет назад хорошая книга была в большом дефиците. А сейчас зайдешь на любую книжную ярмарку - глаза разбегаются! И проблема формулируется уже по-другому: как продать выпущенную полиграфическую продукцию? И справедливо заметил директор Минской фабрики цветной печати Александр АКСЕНЕНКО, что книга - тот товар, который сегодня не каждый человек покупает в первую очередь.

Надо перевооружаться!

Минская фабрика цветной печати - одно из крупнейших полиграфических производств Республики Беларусь. Первую полноцветную продукцию предприятие выпустило в январе 1985 г. Фабрика выполняет заказы по изготовлению тиражей книг всех видов и групп сложности, высокохудожественных альбомов, журналов, газет, плакатов, афиш, раритетных изданий эксклюзивного характера, многочисленной рекламной и этикеточной продукции, а также бумажно-беловых товаров для школ и офисов. Продукция МФЦП отмечена множеством престижных международных призов и наград, а за успешную работу в 2008 г. предприятие номинировано на занесение на республиканскую Доску почета.
Однако в этом году работать стало намного сложнее. В условиях кризиса, когда падает покупательная способность населения, первой начинает это чувствовать именно полиграфия.
- Вся полиграфическая отрасль и у нас, и в России сегодня недогружена, - говорит Александр Аксененко. - Многие родственные российские предприятия просто не выживают, а другие перешли на 3-4-дневную рабочую неделю из-за снижения реализации издательской продукции на 30-40%. У МФЦП объем российских заказов в 2009 г. уменьшился на 90%. А загрузка, которую нам обеспечивают белорусские издательства и предприятия, для наших мощностей недостаточна. Поэтому сегодня приходится напряженно искать заказчиков в других странах и осваивать новые виды продукции.
С другой стороны, у кризиса обнаружились и положительные стороны. Европейские цены на полиграфическое оборудование значительно снизились, что создает условия для замены устаревшего и изношенного технологического оборудования со значительно меньшими финансовыми затратами. Нам необходимо воспользоваться этим.
- Однако для этой цели необходимы заемные средства, - говорит А.Аксененко. - Но, к сожалению, кредитные ставки белорусских банков - просто неразумные. Ну как можно брать деньги под 17-20% годовых?! В этом случае придется работать только на обслуживание займа.
Основное технологическое оборудование на фабрике находится в эксплуатации с 1985 г. И с самого начала оно работало практически в три смены, ведь именно тогда и был пик ажиотажного спроса на книжную продукцию и упаковку. Для небольшого предприятия с шестью сотнями работающих стоимость нового оборудования очень чувствительна: одна печатная машина тянет на 1,5-2 млн. евро, а таких на фабрике - 15. Значит, чтобы полностью обновить только их парк, нужно до 30 млн. евро. Но ведь есть и другие технологические процессы: немалых денег стоит, например, переплетно-брошюровочное оборудование. А чтобы обеспечивать надлежащий уровень качества выпускаемой продукции и при этом существенно снизить ее себестоимость, необходимо иметь современное, технологическое оборудование, подразумевающее совершенно иные трудовые затраты и большую производительность. Ведь, как полагает А.Аксененко, при условии, что объемы существенно расти не будут, завтра в выигрыше на рынке останется тот, кто с меньшими издержками произведет более качественную продукцию, а в полиграфии еще очень важны минимально короткие сроки выполнения заказов.

Борьба за «кочевника»

Пока явной конкуренции между тремя крупными полиграфическими предприятиями Беларуси, обладающими мощной полиграфической базой, не наблюдается. Но она вполне может обостриться, если падение объема заказов будет продолжаться.
- Мы не специализируемся, как, например, Белорусский Дом печати, на периодике, хотя и печатаем некоторые журналы, - замечает А.Аксененко. - Делая ставку на основной печатный парк фабрики - многокрасочные машины, - мы выпускаем наиболее трудоемкие по объему, формату и цвету издания, за которые возьмется далеко не каждое полиграфическое предприятие. Например, еще один крупный субъект рынка - полиграфкомбинат им. Я.Коласа, который, кстати, тоже сейчас недогружен, - в большей степени специализирован на однокрасочной продукции. Но это не означает, что он не в состоянии вторгнуться в нашу «епархию». Главная проблема в том, что весь существующий сегодня в стране объем заказов любое из трех наших предприятий может выполнить в одиночку. И главным критерием в борьбе за заказчиков тогда становится уровень цен, который предлагает производитель. А потенциальные заказчики кочуют между ними, сравнивая стоимость, качество и сроки исполнения. Поэтому сейчас особенно важно направить все усилия на привлечение этого самого «кочевника».
 Прошлый год фабрика завершила, выполняя уже принятые ранее заказы и не ощутила недогрузки. Но с января 2009 г. объемы резко снизились. Первый квартал коллектив трудился напряженно, но так и не добился запланированных показателей. Прирост к марту прошлого года все же достигнут: хоть и не 10-12%, как предполагалось, но 7% в сопоставимых ценах удалось обеспечить. Что сулит второй квартал, просчитать пока чрезвычайно трудно.
- Работаем, как говорится, с колес, - признается директор. - Если удается «оторвать» заказ у издателя - нашего или российского, - то готовый продукт он получает через три-четыре дня. Если нужна срочность - организуем работу в несколько смен и даже в выходные дни.

Будет и светлая полоса!

Александр Аксененко на предприятии - со времени строительства фабрики, куда он пришел в 1983 г. главным механиком, а затем стал главным инженером. В должности директора - с 1993 г. Прошлые кризисы, по его словам, МФЦП прошла без особых потерь. И, как он надеется, так же минует и нынешний.
Когда прежде случались тяжелые времена, на многих предприятиях закрывались столовые и другие социально-бытовые объекты. На МФЦП этого позволить себе не могли, ведь фабрика находится на окраине города, и поблизости нет ни одной точки общепита. Чтобы работающий человек мог нормально пообедать, предприятие дотирует свою столовую за счет прибыли. И как бы тяжело ни приходилось, общежитие, где живет значительная часть сотрудников, содержится в надлежащем состоянии.
- К жестким решениям по персоналу - сокращениям и увольнениям - не прибегали, - говорит директор. - Надеемся и в дальнейшем обойтись без резких движений. Люди это понимают и работают, хотя зарплаты, в отличие от цен на продукты и коммунальные услуги, не растут. Стремимся сохранить коллектив, который завтра, когда пройдет «черная полоса» и закончится кризис, будет вновь востребован. Но чтобы скорее наступила «светлая полоса», надо быстрее провести техническое перевооружение предприятия, обновив технологические процессы и повысив качество печати. Только это даст возможность привлечь новых заказчиков и обеспечить рост объемов производства.

ПРУП «Минская фабрика цветной печати»
220024, г. Минск, ул. Корженевского, 20
Тел.: 278-77-01, факс: 278-08-20
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.color-book.com