Не ценой единой…

Александр КОЛЫЧЕВ

В последнее время основной выигрышный фактор белорусских компаний - цена - отходит на «второй план». Так считает директор предприятия «Механизированная колонна №87» ОАО «Западэлектросетьстрой» Владимир ТАРАНОВ, ответивший на вопросы редакции.

- Владимир Игнатьевич, по мнению ряда ученых, выход из кризиса лежит в повышении производительности труда. Как с этим показателем обстоят дела у вас?
- В последние годы мы добились положительной динамики. Однако необходимо сделать еще очень многое, и прежде всего более активно обновлять технологическое оборудование. На нашем предприятии процент износа основных фондов составляет 66,7%. В прошлом году инвестировали в модернизацию около 400 млн. руб. собственных средств, почти на 28% больше, чем в предыдущий период. Примерно на такую же сумму получили техники от головной организации.
Что касается организации труда, то чтобы повысить мотивацию, в прошлом году ввели сдельную оплату труда. Благодаря этому общий рост объемов строительно-монтажных работ увеличился на 28,8%, а средняя заработная плата за этот же период выросла на 26,1% и составила около 1,3 млн. руб. Но производительность труда растет не такими темпами, как хотелось бы. С новой техникой могли бы увеличить потенциал предприятия на 50-60%.
В ОАО «Западэлектросетьстрой» уже давно внедрена система качества ИСО 9001. Это залог того, что нас не вытеснят с рынка.
- Вы работаете в достаточно специфическом сегменте. Присутствует ли здесь конкуренция?
- У себя в регионе на линиях напряжением 110 кВ и выше мы практически монополисты. Однако уже сейчас на внутреннем рынке в строительстве линий 0,4-35 кВ появилось много частных компаний, которые со временем могут освоить и наш сегмент. Есть большое число организаций, специализирующихся на прокладке кабельных линий, монтаже подстанций и т.д. Очень жесткая конкуренция на всех направлениях в России, где также выполняем заказы.
Так что для сохранения лидерских позиций необходимо все время «держать форму». При этом одинаково важны и скорость, и качество. Ведь иногда нам приходится принимать участие в ликвидации аварий, а в этом случае необходимо все делать в кратчайшие сроки. Например, в прошлом году, когда плавучий кран повредил высоковольтную линию, которая пересекает Днепр, мы вместе с «Речицаэнерго» всего за сутки восстановили подачу электроэнергии.
- Как часто вам приходится работать в России?
- Практически постоянно: экспорт работ в последние 5 лет, за исключением 2007 г., составлял от 6,3 (2006 г.) до 32,3% (2005 г.) их общего объема. Ведь в советские времена нашими основными регионами были Брянская и Смоленская области, хотя приходилось работать и в Республике Коми, Украине, Молдове. После развала СССР трудились в Выборге, Новгороде, Саратове. Сегодня в Ростове на-Дону монтируем очень серьезный объект - линию напряжением 500 кВ.
- Что помогает выигрывать тендеры за границей: низкие цены или высокое качество?
- Трудно назвать какой-то один критерий, потому что важно все: цена, качество, сроки. Лет 5-6 назад первую «скрипку» играли цены. Сегодня же на первый план вышли качество и скорость проведения работ. Например, мы строили практически все энергетические объекты в Брянской области. Три года назад, когда там на одной из линий напряжением 110 кВ ураганом «положило» сразу 8 опор, вновь выручили российских коллег. Всего за 12 дней полностью восстановили ее работоспособность, поэтому руководство «Брянскэнерго», удовлетворенное таким сотрудничеством, планирует привлекать МК-87 на свои объекты и в будущем. Так что энергетика продолжает оставаться наиболее интегрированной отраслью, очень часто бесперебойная подача электроэнергии зависит не только от местных специалистов, но и от коллег из соседних стран.
Наша работа специфична еще и тем, что объекты расположены на значительном расстоянии от предприятия. К примеру, самый близкий от нас находится в 163 км, а до самого дальнего - 1,4 тыс. км. Этот фактор не учитывается при подготовке некоторых нормативных актов. Так, существующее ограничение на использование служебного и специального легкового автотранспорта оправданно лишь для компаний, которые не покидают пределы своего города. Но нам необходимо выезжать в ту же Россию для заключения договоров, проверок по технике безопасности, разработки регламента работ и т.д. К тому же объекты находятся, как правило, в ненаселенной местности, куда на общественном транспорте не доедешь. А как же тогда работать? Приходится вместо легкового автомобиля использовать грузовой, а это увеличивает топливные и эксплуатационные расходы.
У нас достаточно напряженная работа еще и потому, что обычно под линии электропередач отводят земли, которые не могут использоваться в хозяйственном обороте: болота, скальные выносы и т.д. Поэтому достаточно часто приходится выступать в роли «первопроходцев», а на многих участках можем вести работы только при устойчивой морозной погоде, отчего зимой нагрузка у нас иногда больше, чем летом. Большинство линий уже исчерпали срок эксплуатации, поэтому приходится демонтировать старые и строить параллельно новые, которые обычно вводим в строй небольшими участками. При этом любую работу приходится тщательно планировать, поскольку иногда для ремонта или «врезки» дается очень небольшое временное «окно».
- Ваша загрузка прямо пропорциональна планам развития энергетической инфраструктуры. Насколько «далеко» вы можете планировать свои работы?
- До этого особых проблем не испытывали, но сейчас уже отчетливо ощущаются кризисные явления. На ближайший год контракты заключены, однако планировать на более далекую перспективу пока сложно. Потому что от строительства многих объектов заказчики как в России, так и в Беларуси стали отказываться. Хочется верить, что это временные трудности, поскольку в энергетике нельзя надолго останавливать модернизацию, ибо такая «экономия» может привести к значительным потерям в будущем. Пока продолжаем набирать новый персонал.
- К вам приходят уже готовые специалисты или вы вынуждены готовить их самостоятельно?
- Бульдозеристы, экскаваторщики, водители автомобилей, как правило, приходят уже с опытом работы, а электромонтеров линий электропередач готовим сами. Поскольку работы, например, на линиях напряжением 500-750 кВ, где каждая фаза состоит из 2-5 проводов, им приходится вести, демонстрируя мастерство воздушных гимнастов и канатоходцев. Ведь через определенные промежутки, для предотвращения механического контакта, на провода ставятся специальные распорки, а их можно установить, только передвигаясь по «воздуху». Такую работу способен выполнить не каждый, поэтому настоящими специалистами у нас становятся минимум через 5 лет. Неудивительно, что многие сетевые эксплутационные службы с удовольствием берут на работу «воспитанников» МК-87.
Наша работа связана с командировками, поэтому чтобы удержать людей, необходимо предлагать не только высокую зарплату, но решать и социальные вопросы. В прошлом году смогли помочь построить своим работникам две квартиры, в дальнейшем планируем оказывать помощь в таком же объеме ежегодно. Приятно и то, что у нас работает много трудовых династий. А если на работу люди приводят своих детей, значит доверяют компании и ее руководству, верят в будущее предприятия.


«Механизированная колонна №87» ОАО «Западэлектросетьстрой»
246007, г. Гомель, ул. Федюнинского, 7
Тел.: (0232) 683-5-34
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.