Казанскую икону Божией Матери почитают белорусы
 
Геннадий ШЕЙКИН, кандидат исторических наук
 
Трудно себе представить дом благочестивого белоруса, в котором не было бы Казанской иконы Божией Матери. Свыше 30 православных храмов в Белорусском Экзархате освящены в ее честь.
Почитание этой иконы восходит еще к середине XVII в., когда в 1656 г. она была передана из Москвы в Витебский Свято-Троицкий (Марков) мужской монастырь как дар и благословение Святейшего Патриарха Никона.
Эта икона византийского и древнемосковского стиля написана на доске, обратная сторона которой ничем не была покрыта и оставалась белой. Ее поместили с левой стороны алтаря в особом киоте в окружении 17 небольших иконок, изображающих события, связанные с Пресвятой Богородицей.
Монастырские архивы сохранили многочисленные свидетельства исцелений, спасения от эпидемий, войн и пожаров, происходивших благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы.
В последующие времена почитание Казанской иконы Божией Матери в пределах территории современной Беларуси не имело широкого распространения по причине насильственно навязанной и утвердившейся здесь унии. У подавляющего большинства белорусов не было возможности исповедовать свою праотеческую веру - Святое Православие - на протяжении 243 лет.
Во второй половине XIX в. стали появляться храмы в честь Казанской иконы Божией Матери. В памяти благочестивых минчан до сего времени сохранились воспоминания о двух православных храмах, располагавшихся в районе современной площади Мясникова, которые были освящены в честь этой чудотворной иконы. В просторечии они именовались как «привокзальный» и «железнодорожный». Один из них был деревянным и весьма скромным по своему внешнему архитектурному облику, а другой, построенный из кирпича, отличался особой величественностью и изяществом архитектурных форм. Разными были обстоятельства их возведения, особыми оказались и исторические судьбы.
Предыстория возведения первого, деревянного храма такова. В 70-х гг. XIX в. Благодаря построенной Либаво-Роменской железной дороге (в дополнение к уже существовавшей Московско-Брестской) Минск стал крупным железнодорожным узлом, значение которого возросло в связи с учреждением в городе Управления железной дороги. Вблизи станции стали селиться многочисленные железнодорожные служащие. Однако существовавшие тогда в Минске три православных храма находились от привокзальной части города на довольно значительном расстоянии. И железнодорожники решили построить церковь недалеко от вокзала. После их многочисленных ходатайств в 1890 г. Либаво-Роменская железная дорога ассигновала на эти цели 10 тыс. руб., и уже через год в месте соединения тогдашних улиц Захарьевской и Московской (сегодня Советская и Мясникова) был возведен деревянный храм, который освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.
Вскоре, однако, обнаружилось, что построенный храм по причине своей малой вместительности не удовлетворяет нужды всех православных железнодорожных служащих. Настоятель Иоанн Квачевский побудил прихожан собрать средства на расширение храма. В 1896 г. соответствующие работы были произведены, хотя и не решили полностью проблему.
Вслед за этим было решено создать при церкви Братство, главной задачей которого стало изыскание средств на постройку нового вместительного каменного храма. В ответ на воззвания, которые оно распространяло среди железнодорожных служащих, вскоре начался обильный приток добровольных пожертвований. Особенно содействовал сбору средств начальник Либаво-Роменской железной дороги П.И.Шестаков. К концу 1908 г. Братство уже располагало капиталом более 40 тыс. руб. В 1912 г. по ходатайству нового начальника железной дороги Г.Генрихсена на строительство храма Министерством путей сообщения было отпущено 32 тыс. руб. А от Святейшего Синода Братство получило около 15 тыс. руб. Кроме того, ко дню празднования в 1913 г. 300-летия царствования Дома Романовых сумму в 1 тыс. руб. пожертвовал царь Николай II.
Храм сооружался по проекту инженера Прозорова под наблюдением членов специально созданного строительного комитета. Место для него выбрали в непосредственной близости от уже существовавшей деревянной церкви.  К началу 1914 г. храм был построен. Оставалось выполнить отделочные работы, которые к октябрю этого же года были благополучно завершены.
Храм возвели в византийском стиле в виде креста с тремя апсидами, он был рассчитан на 1000 молящихся. Фундамент выложили из булыжного камня, а стены – из белого кирпича. Пять куполов были покрыты оцинкованным железом. Иконостасы соорудили из дуба, а иконы выполнили на цинке в византийском стиле. Торжество освящения храма, собравшее огромное число молящихся, состоялось 17 (30) октября 1914 г. Его совершил епископ Минский и Туровский Митрофан (Краснопольский).
Службы в каменном Свято-Казанском храме, имевшем величественный вид собора, совершались до 1930 г., когда он был закрыт, а все церковное имущество разграблено либо уничтожено. После снятия крестов он был переоборудован под клуб железнодорожников. На сохранившихся фотографиях того времени над входными вратами мы видим портреты советских вождей и красные флаги. А в деревянной Свято-Казанской церкви разместили клуб для глухонемых.
В 1936 г. величественное здание каменного Свято-Казанского храма было взорвано. А деревянная Свято-Казанская церковь осталась невредимой. Во время оккупации Минска немецкими войсками в ней возобновились богослужения. После освобождения города в 1944 г. прибывший в Минск правящий Минский архиерей архиепископ Василий (Ратмиров) счел необходимым именно этот скромный храм сделать Крестовым. Здесь же, во дворе церкви, располагался дом с архиерейскими покоями и епархиальной канцелярией.
Так продолжалось до 1961 г., когда Свято-Казанская деревянная церковь была вначале закрыта, а затем по распоряжению властей снесена до основания.
Как уверяют старожилы, на том месте, где она располагалась (в непосредственной близости от Дома Правительства), образовался небольшой островок из лиственных деревьев.
В память о бывших когда-то в Минске Свято-Казанских храмах в Свято-Духовом кафедральном соборе вскоре был устроен особый правый придел, престол в котором освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Сюда же была внесена из разрушенной деревянной Свято-Казанской церкви особо почитаемая народом Божиим икона Пресвятой Богородицы «Казанская».

Штрихи истории

После покорения Казани Иваном Грозным возник пожар, уничтоживший большую часть города. Вскоре девятилетней дочери стрельца, вознамерившегося поставить себе новый дом на пепелище, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место, где надо было копать. Сначала девочке никто не поверил, безуспешными были и попытки вырыть икону, пока сама дочь стрельца не взялась за заступ и не обнаружила обернутый в ветхое сукно лик Богоматери, совершенно не пострадавший от огня.
Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в Благовещенский собор.
Были засвидетельствованы первые чудеса исцеления, особенно слепых, которые обрели зрение.
В дальнейшем были воспроизведены многочисленные списки (копии) иконы, один из которых сопутствовал Дмитрию Пожарскому при освобождении Москвы от поляков, а перед вторым молился  Михаил Кутузов накануне битвы с французами.
Существует множество других списков Казанской иконы Божией Матери, которые прославилось чудесами исцелений, за что православные полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.