Экономике нужны иные решения

Уважаемые читатели!

В истекшем месяце информация о мировом финансово-экономическом кризисе была крайне противоречива: от нарастания безработицы и продаже неэффективных активов до повышения цен на нефть (60 долл. за баррель) и сокращения непроданной недвижимости в США.
В России все тоньше становится созданная ранее «подушка безопасности». Сокращается стабилизационный фонд, и впервые за последние годы принято решение о возобновлении внешних заимствований. Пока стабилизационный фонд не исчерпан, сохраняется надежда на приемлемые проценты за привлекаемые кредиты. Вместе с тем принимаются активные меры по противодействию негативным явлениям. Снижена до 12,5% ставка рефинансирования ЦБ, и для коммерческих банков установлен предел маржи в 3%. В итоге ставка по кредитам не должна превышать 15,5%. Несмотря на сохраняющийся рыночный подход к организации экономики, государство выкупает неэффективные предприятия, особенно если их продукция связана с оборонным заказом, или предоставляет предприятиям займы. Руководство России делает ставку на развитие несырьевых высокотехнологичных производств и повышение производительности труда до 2020 г. в 4 раза. При этом эффективные производства россияне готовы создавать не только у себя, но и за рубежом.
Состоявшееся в Минске заседание Республиканского совета директоров с участием российских и казахских дипломатов показало, что как россияне, так и казахи готовы к организации с белорусами совместных предприятий, чтобы общими усилиями удерживать традиционные рынки сбыта и искать новые рыночные ниши.
Беларусь же пока остается на прежних позициях. Пишутся планы о либерализации экономики и принятии антикризисных мер, но дальше обсуждения их в правительственных кругах дело не идет. Нет попытки консолидации усилий по преодолению негативных последствий даже на уровне бизнес-среды. Ассоциации по-прежнему не видят друг друга, а их предложения не проработаны и, за редким исключением, не соответствуют задачам времени.
Займы остаются недоступными для предприятий. Ставки по рублевым кредитам, как правило, 28 и по валютным - 22%. Банки практически не заинтересованы в привлечении депозитов. Нет кредитов - нет и необходимости привлекать деньги. Между тем запасы продукции на складах продолжают увеличиваться, и на большинстве предприятий их величина превысила месячные производственные программы. Но неповоротливость государственных предприятий и привычка к гарантированной заработной плате приводят к тому, что без ответа остаются даже запросы о закупке продукции. Об этом с удивлением и горечью говорили россияне на заседании Республиканского совета директоров.
Структурной перестройки по-прежнему не происходит и, несмотря на либерализацию создания малых предприятий, за последние месяцы число занятых в малом бизнесе возросло всего на 46,7 тыс. чел.
Государство, не создавая рыночных механизмов, пытается продлить жизнь административной системе управления. В связи с этим принимаются меры по формированию бюджета в прежнем объеме. Учитывая то, что рентабельность в 2009 г. сократилась почти в 7 раз и возрастает количество убыточных предприятий, планируется с 1 июня 2009 г. уменьшить налог на прибыль с 24 до 20%, отказаться от набивших оскомину оборотных налогов (1%), местных налогов с продаж (5%) и целевого сбора (3%). Минфин оценивает уменьшение поступлений в результате предлагаемых изменений в 2,8 трлн. руб. При этом наверняка расчет сделан по данным в целом благополучного 2008 г. Для восполнения потерь бюджета с 1-го же июня предлагается увеличить НДС до 22%.
При этом Минэкономики как обычно говорит об уменьшении налоговой нагрузки на предприятия, утверждая, что частные потребители оплатят увеличение НДС. Но, несомненно, больше придется платить трудоемкому и нематериалоемкому производству. Очевидно, что такими мерами мы вновь поощряем переработку дорогого сырья с низкой добавленной стоимостью, а также банки, которые будут выдавать дорогие кредиты для пополнения оборотных средств импортерам.
Между тем, белорусской экономике для повышения эффективности нужны малые и средние частные узкоспециализированные, а следовательно, и высокопроизводительные предприятия. Такие коллективы на основе субконтрактации могли бы активно работать с валообразующими флагманами, освобождая их от излишней численности и непрофильной деятельности.
Вместо этого в республике вновь принимаются меры по наращиванию жилищного строительства, в котором видят, как и в 90-е гг., локомотив экономики. В 2010 г. намечено ввести 9 млн. м2 жилья, а в 2011 - 10 млн. Для этого предусматривается выделить 10,3 трлн. руб. льготных кредитов. Но это путь поощрения неплатежеспособного потребления, разогрев экономики за счет следующего поколения, что и явилось первопричиной кризиса.
Более того, строительство социального жилья в областных городах и столице порождает, как нами уже отмечалось еще в феврале 2004 г., дополнительную нагрузку на бюджет. Неизбежное высвобождение работающих для обеспечения конкурентоспособности продукции приведет в результате ускоренного строительства такого жилья к тому, что государство будет платить не только пособие по безработице, но и содержать жилье безработных, нести расходы по обеспечению его жизнепригодности.
Надо активнее строить жилье в малых городах и на селе, инициируя переезд туда населения из областных городов. В Минске же лучше снизить ставки по кредитам, предоставляемым на строительство коммерческого жилья. Приемлемой может быть ставка 11% в валюте и 15% в рублях. У населения достаточно средств, чтобы обеспечить платежеспособный спрос в Минске. Кроме того, это создаст дополнительный стимул к труду взамен иждивенческого подхода.

С уважением, главный редактор           А.Ковтуненко