Приватизация: не повторить чужих ошибок
Александр ГАЛЬКЕВИЧ

В Минске, в отеле GROWNE PLAZA при поддержке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) прошла международная конференция «Приватизация и рыночная либерализация в Республике Беларусь».
Организаторами конференции выступили юридическая фирма «Власова, Михель и Партнеры» ООО, прибалтийский альянс TLS Alliance, объединяющий ведущие юридические фирмы Литвы, Латвии и Эстонии, Европейский банк реконструкции и развития и инвестиционная компания «Юнитер».
Как отмечалось, в условиях кризиса, когда финансовые ресурсы становятся все менее доступны, наиболее эффективной мерой может стать прямое участие инвесторов в капитале белорусских предприятий. Пока же около 70% ВВП страны формирует государственный сектор.

Часто простое становится сложным
Заместитель директора Фонда государственного имущества Республики Беларусь Владимир КОВАЛЕВСКИЙ подчеркнул, что прошедший год стал знаковым, поскольку были акционированы такие гиганты белорусской промышленности как МАЗ, Минский моторный завод, Минский механический завод им. Вавилова, а суммарно уставные фонды сменивших организационно-правовую форму предприятий в 2008 г. составили более 4 трлн. руб.
Сейчас готовится указ главы государства о продаже пакетов акций 16 акционерных обществ по конкурсу и 28 - на открытых торгах (аукционах). Правда, трудно предугадать судьбу этих предложений, потому что, как показывает практика продажи госимущества, только каждый третий объект находит нового хозяина. Для активизации этих процессов принято решение снижать цену выставляемых на продажу объектов после первых несостоявшихся торгов на 20, после вторых - на 50%, а в конечном итоге - до 80% первоначальной стоимости. Объекты недвижимости будут продаваться с правом аренды земельного участка, на котором они расположены.
Начальник Главного управления банковского надзора Нацбанка Сергей ДУБКОВ отметил, что главной целью программы развития банковской системы Беларуси является повышение ее конкурентоспособности на европейском финансовом рынке. А учитывая незначительные масштабы белорусской экономики, была поставлена задача расти прежде всего качественно. Это может привлечь в банковский сектор иностранных инвесторов. Сейчас в уставном капитале 10 белорусских банков более 50% иностранного капитала, есть также 8 банков со 100%-ным иностранным участием. На 1 января 2009 г. иностранный капитал в банковской системе составлял 25, тогда как годом ранее - 10%.
В прошлом году было принято решение о приватизации крупнейших государственных банков, поскольку доля их активов достигала 70% всей банковской системы страны. При этом в Белпромстройбанке и Белинвестбанке государство готово реализовать контрольный пакет акций, а в Беларусбанке и Белагропромбанке - до 25%. Однако, как подчеркнул С.Дубков, известные всем события несколько поубавили оптимизма, потому что во всем мире наблюдается обратный процесс - национализация банков.
В то же время отказов от предполагаемых инвесторов пока не поступало, поэтому Нацбанк рассчитывает в среднесрочной перспективе реализовать эти планы. Выработаны критерии отбора инвесторов, прежде всего для Беларусбанка и Белагропромбанка. Учитывая, что они играют очень важную роль в экономике страны, принято решение, что инвесторы должны быть из верхнего эшелона мировой банковской элиты, которые, выполняя условия инвестиционного договора, могли бы значительно увеличить уставный капитал и принести с собой современные технологии. Сейчас разрабатываются условия создания Агентства финансового развития, которое будет работать над реализацией государственных программ.
Начальник управления госсобственности Минпрома РБ Людмила БЕЛОУСОВА заявила, что 40% государственной собственности подведомственных предприятий уже преобразованы в частную. Однако, по нашим сведениям, в большинстве случаев просто произошла смена названия: на так называемых частных унитарных предприятиях большую долю по-прежнему составляет государственный капитал. В прошлом году из 51 организации, путем слияния с дочерними компаниями, создано 35 акционерных обществ. В этом году планировалось преобразовать в ОАО 53 организации, однако из данного списка исключен «Гомсельмаш», который будет акционирован в 2011 г.
В 2009 г. планируется приватизация 11 предприятий, в основном станкостроительной отрасли: МЗАЛ, МЗОР, «Кузлитмаш» и т.д. Всего с 1991 г. в системе Минпрома на частную форму собственности было переведено более 200 предприятий, из которых 11 продано на конкурсной основе. В этом году в открытые акционерные общества преобразуются производственные объединения «Витязь», «Интеграл» и БелАЗ.
Сейчас Минпром разрабатывает проект законодательного акта, который предусматривает создание производственных объединений холдингового типа. 75% уставного фонда управляющих компаний будет формироваться из акционерного капитала предприятий-партнеров, и, следовательно, блокирующие пакеты останутся в тех ОАО, которые войдут в холдинг. Минпром надеется, что это позволит привлечь инвестиции как в управляющую компанию, так и на предприятия, входящие в новое хозяйственное объединение.
При отборе инвесторов предпочтение будет отдано тем, кто имеет необходимые финансовые ресурсы для развития приватизируемого предприятия, а также технологии и рынки сбыта. И если у Госкомимущества и Минфина при приватизации на первом месте стоят деньги, то отраслевые министерства больше заботятся о том, чтобы преобразованные предприятия работали лучше, чем до реформирования.

Не в деньгах «счастье», а в профессионализме и прозрачности
Представитель ЕБРР в Беларуси Дмитрий МИКЛУШ в своем докладе коснулся эффективности приватизации. Проведенные банком исследования показали, что существует причинно-следственная связь между качеством приватизации и экономическим ростом, причем в странах с переходной экономикой предприятия с иностранным капиталом являются более эффективными. Важность этой составляющей отражена в ежегодных исследованиях банка, так как 3 из 9 показателей, которые оцениваются от 1 до 4 баллов, имеют непосредственное отношение к приватизации. При этом у стран-лидеров итоговая оценка 4, а Беларуси - всего 2 балла.
В то же время исследования показали, что если индекс ЕБРР повышается на 0,1 балла, то это способствует экономическому росту более чем на 1% в последующий год. То есть у Беларуси при выходе на уровень в 4 балла есть возможность увеличить ВВП на 20%. Второе исследование, проведенное ЕБРР и охватившее более 9 тыс. приватизированных предприятий, выявило, что иностранные компании имеют на 40% более высокую производительность труда и объемы продаж в расчете на одного рабочего, чем частные и государственные предприятия с национальным участием. Хотя не исключено, что при этом иностранному капиталу изначально удалось приобрести наиболее эффективные компании.
Представитель ЕБРР подчеркнул, что во время финансового кризиса трудно ожидать, что в Беларусь ринутся инвесторы, поэтому высокого спроса на активы не предвидится. На приватизационном рынке могут появиться спекулянты, которые будут покупать предприятия с целью их дальнейшей продажи. Поэтому ЕБРР в нынешних условиях предлагает заняться предприватизационной подготовкой субъектов хозяйствования, в чем готов оказать финансовую и интеллектуальную поддержку правительству Беларуси.
Этот механизм уже отработан в ряде стран. На первом этапе ЕБРР покупает 10-15% акций и помогает повысить инвестиционную привлекательность компании с точки зрения как увеличения стоимости активов, так и привлечения стратегических инвесторов. Через несколько лет осуществляется конечная приватизация предприятия. При этом пользу получает и государство, и ЕБРР, так как стоимость активов обычно повышается в 7-8 раз.
Советник правительства Литвы, бывший глава Фонда имущества Статис ВАЙТКЕВИЧЮС отметил, что его стране пришлось заниматься не только приватизацией, но и реституцией ранее национализированной собственности. На первоначальном этапе, когда было приватизировано около 30% госсобственности, от 5 до 50% ее стоимости оплачивалось «живыми» деньгами, остальное - ваучерами. При этом с использованием ваучеров приватизировались мелкие предприятия, а большие и средние - только за деньги.
Однако, как было подчеркнуто, приватизация - это чаще всего политический процесс, поэтому со сменой правительств менялись и подходы к ней. Впоследствии большие предприятия разрешили выкупать менеджерам и трудовым коллективам за ваучеры и кредитные ресурсы, что привело большинство из них к банкротству. Еще одной весьма распространенной ошибкой было то, что часто предприятия продавались не стратегическому инвестору, а за несколько большую сумму спекулянтам, которым нужны были, скорее, земельные участки, а не работающие предприятия.
Сейчас в комиссию по приватизации кроме представителей правительства входят представители оппозиции, что позволяет обеспечивать большую прозрачность этого процесса для общества. На каждого жителя Литвы приходится около 1 тыс. евро средств, вырученных от приватизации, а инвестиции в экономику страны составили около 1 млрд. долл. В заключение прозвучало предложение к правительству Беларуси сделать процесс приватизации более открытым, потому что у многих литовских инвесторов есть желание принять в нем участие, но они ощущают информационный «голод».
Бывший глава Управления приватизации Приватизационного агентства Латвийской Республики Дайна ПРУСЕ подчеркнула, что первые 4 года в Латвии этому процессу не хватало прозрачности, потому что не было единого управляющего органа, а закон о приватизации появился только по прошествии трех лет после ее старта. Вначале была проведена приватизация мелкого бизнеса и банковской сферы, а наиболее неудачно, по мнению Д.Прусе, прошла приватизация сельскохозяйственных и рыболовецких колхозов.
Позже комиссию по приватизации возглавил министр экономики, а ее членами стали представители всех фракций политических партий, представленных в парламенте. Всего госимущества было продано на 5 млрд. долл., при этом ставилась задача не заработать деньги, а создать в стране благоприятную для деятельности частного капитала среду. Ныне любой гражданин может в судебном порядке обжаловать решение правительства в отказе от приватизации госсобственности. Чтобы донести информацию до всех заинтересованных сторон, в СМИ страны постоянно размещались соответствующие сведения. Специальную телевизионную программу смотрел каждый десятый житель республики.
В заключение Д.Прусе призвала не повторять латвийских ошибок, прежде всего в использовании средств, полученных от приватизации. Первоначально планировалось вернуть их в экономику путем оказания финансовой поддержки бизнесу, но чаще всего они использовались правительством для «затыкания» бюджетных «дыр».
Партнер инвестиционного банка GILD Bankers (Литва) Томас МАРЦИНКУС заметил, что часто государство в процессе приватизации налагает определенные ограничения на некоторые сектора промышленности. В одних странах к «священным коровам» относят алкогольную промышленность, в других - железные дороги и т.д. По мнению докладчика, такой подход может применяться только к тем отраслям, которые не способны функционировать без помощи государства.
Государство должно принять реалистичную стратегию приватизации и обеспечить надлежащий контроль за ее выполнением. Лучше всего продавать госсобственность за наличные деньги, а не за ваучеры. Только в таком случае предприятие действительно обретет стратегического инвестора, а активы не будут подвержены «распылению». При этом, по мнению Т.Марцинкуса, необходимо сразу передавать контрольный пакет акций инвестору, иначе это будет расцениваться как промежуточная сделка, что не только повлияет на конечную цену, но и не позволит инвестору активно реструктуризировать компанию и вложить деньги в производство.
Предостерег докладчик и от выбора предпочтительных инвесторов задолго до самой приватизации, так как такие сделки должны осуществляться на прозрачной основе. А имеющийся опыт показывает, что чем дольше проходят переговоры, тем больше вероятность их «нулевого» исхода. Так что данный процесс нужно максимально ускорить, а это невозможно без участия профессионалов: юристов, экономистов, бухгалтеров и т.д., которых могут предоставить частные консультационные фирмы.
Старший партнер юридической фирмы Berwin Leighton Paisner (Великобритания) Харольд ПАЙЗНЕР подчеркнул, что в свое время по политическим мотивам многие отрасли промышленности в его стране, и в первую очередь металлургическая, периодически то национализировались, то приватизировались. Все изменилось с приходом к власти Маргарет Тэтчер, так что развитие экономики справедливо делится на период «до и после» «железной леди». В результате этих перемен роль частного сектора резко повысилась, а нагрузка на налогоплательщиков значительно снизилась.
Но некоторые приватизационные шаги оказались неудачными, в частности, в системах канализации и водоснабжения с приходом частных инвесторов качество воды и услуг ухудшилось вдвое и настолько же выросла прибыльность этого бизнеса. В 1995 г., во время продолжительной засухи, водопроводные компании попали под шквал общественной критики, потому что потребителям не хватало воды. Это привело к более жесткому контролю со стороны государства и сыграло положительную роль. То есть политика государства должна базироваться на принципе: доверяй, но проверяй.
Еще одной ошибкой докладчик назвал дробление. Когда после приватизации железной дороги там вместо одного «хозяина» появилось около 150 мелких компаний, это привело к ряду аварий с многочисленными жертвами, что вынудило власти вновь ее национализировать.
Директор инвестиционного департамента инвестиционной компании «Юнитер» Роман ОСИПОВ призвал к большей информационной открытости приватизационных процессов. Например, очень трудно найти данные об итогах хозяйственной деятельности компании, которая подлежит приватизации. Но даже обладая этими сведениями, сложно, ввиду активно применяемого перекрестного субсидирования, понять действительное экономическое состояние предприятия, например в нефтехимическом комплексе. Серьезный дисбаланс складывается в страховой сфере, где превалирует обязательное страхование, которым могут заниматься только государственные организации.
Очень низок темп реформирования энергетического сектора, а присоединение к белорусским компаниям непрофильных активов - убыточных сельскохозяйственных предприятий - также снижает их рыночную стоимость. Не добавляют плюсов нашей экономике и неравные условия хозяйствования, когда, например, в строительной индустрии средствами инновационного фонда могут пользоваться только государственные организации.
Но в целом в Беларуси в 2008 г., по данным компании «Юнитер», было совершено приватизационных сделок на 831 млн. долл. (без учета недвижимости и покупки «Газпромом» акций «Белтрансгаза»). При этом поток прямых инвестиций в прошлом году достиг рекордных показателей, превысив 2 млрд. долл. Как считают эксперты компании, судя по соцопросу потенциальных инвесторов, в этом году большой популярностью будут пользоваться вложения в продуктовые розничные сети, пищевую и перерабатывающую промышленность, фармацевтическую, область телекоммуникаций, логистику, а также в финансовую сферу - банки и страховые компании.
Тот же опрос зарубежных инвестиционных фондов показал, что сейчас наблюдается спад интереса к рынку недвижимости (последнее место) и производству строительных материалов, в то же время он усиливается к отраслям, работающим на удовлетворение потребительского и инфраструктурного спроса. Резко уменьшилась база инвесторов, что привело к снижению ценовых ожиданий. Например, банки в мире сейчас продаются с коэффициентом 0,5 к собственному капиталу. Поэтому есть сомнение, что приватизация в Беларуси пойдет в ускоренном режиме, но даже сейчас находятся инвесторы, которые хотят войти в белорусскую экономику. Главное - предоставить им такую возможность.