Прицеп «вывез» в лидеры

Владимир КОМАРОВСКИЙ

В числе победителей соревнования 2008 г. на Республиканскую Доску почета занесено дочернее предприятие «Вороновская сельхозтехника» Гродненского УП «Облсельхозтехника». Что же совершила эта небольшая организация для того, чтобы ее признали лидером всей Беларуси?
На этот и другие вопросы отвечает директор Николай РОЗУМ

- Николай Аркадьевич, в связи с низкой платежеспособностью села многие предприятия, подобные вашему, балансируют на грани банкротства. А в чем секрет вашего успеха?
- Должен сразу сказать, что мы не прекращали заниматься обслуживанием сельского хозяйства. Большое внимание уделяем бесперебойной работе молочно-товарных ферм, оснащенных современным оборудованием, обслуживать его способны только квалифицированные специалисты. Располагаем также механизированным отрядом, который производит известкование кислых почв, вносит органику и минеральные удобрения. Обновили автомобильный парк и стали осуществлять перевозки по заказам сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций и дорожников.
Но если бы мы ограничились только обслуживанием сельского хозяйства, то не выжили бы. Наряду с традиционными видами деятельности стали заниматься промышленным производством. Завязали контакты с Минским моторным заводом, для которого выпускали корпуса масляной центрифуги. Затем необходимость в этих деталях отпала и мы получили еще один заказ на изготовление металлической технологической тары, которая ранее закупалась нашими заводами в Волгограде. Производили также сеноподборщики и насытили этой техникой хозяйства.
А в последние два года стали выпускать прицепы. Самая новая модель - цельнометаллический двухосный ПСС-15 предназначен для перевозок зеленой массы, зерна, свеклы, другой продукции растениеводства, а также органических и минеральных удобрений. Немаловажным его преимуществом является то, что для разгрузки не нужно поднимать кузов: содержимое выталкивается передним бортом, имеющим гидравлический привод. Это важно в стесненных условиях ферм и различных хранилищ. Такая техника даст нам хорошие перспективы развития. За основу взяли прицеп, выпускаемый немецкой компанией «Флигель», и совместно с Институтом механизации сельского хозяйства НАН Беларуси разработали собственную конструкцию. Причем цена наших агрегатов почти втрое ниже, чем немецких аналогов.
- Можно ли говорить о том, что вы наладили производственный процесс полного цикла?
- Все узлы и детали прицепов изготавливаем собственными силами, за исключением рессорной подвески, получаемой из Италии. Для освоения серийного выпуска техники мы полностью переоснастили парк оборудования, приобрели фрезерные и токарные станки, современные сварочные автоматы, инвестировав в 2008 г. 500 млн. руб. В текущем году планируем продолжить переоснащение, на что выделяем 1 млрд. руб. Это даст возможность увеличить объемы выпуска и освоить новые модификации техники. Две из них уже проходят испытания. Один прицеп сможет не только перевозить грузы, но и разбрасывать органические удобрения. Готовится к выпуску и самосвальный прицеп. Вообще, намерены изготавливать целый шлейф такой техники различной грузоподъемности и уже задумываемся о строительстве нового корпуса.
- А какими еще «способностями» обладают ваши агрегаты?
- Не меньшим спросом пользуется и прицеп для перевозки рулонов из соломы. Прогрессивные технологии, внедренные в последние годы в сельском хозяйстве, позволили отказаться от скирдования, и вся срезанная солома теперь скручивается в «клубки». Но их перевозка вызывала трудности. На нашем 12-метровом прицепе можно одновременно транспортировать 50 рулонов. По желанию покупателей они могут оснащаться транспортерами для облегчения разгрузки. И работает такая техника, как правило, почти круглый год, поскольку на фермы для подстилки скоту нужно постоянно подвозить солому. Ею заинтересовались и льнопереработчики, для которых мы изготовили первую партию модернизированных прицепов.
- Как смена «специальности» отразилась на экономических показателях?
- Мы увеличили выпуск продукции в 2008 г. почти втрое. Только по промышленной деятельности объем производства составил 9, а в целом по предприятию - 11 млрд. руб. Достигли рентабельности 17% и этого, думаю, вполне достаточно, в противном случае техника была бы по цене неподъемной для села.
Благодаря развитию промышленного производства удается поддерживать один из самых высоких в Вороново и среди родственных предприятий области уровень заработной платы. В среднем в прошлом году она составила 1 млн. 25 тыс. руб. А это дает возможность добиваться стабильности коллектива. Более того, мы создали 70 новых рабочих мест, что немало для нашего городского поселка. Всего же у нас трудится около 200 человек, и предприятие, являясь самым крупным промышленным в районе, дает наибольшую сумму налоговых платежей в местный бюджет.
- Затронули ли вас трудности, связанные с мировым кризисом?
- Программа этого года предполагает выпуск 20 прицепов разных моделей в месяц. Однако уже возникли проблемы со сбытом. Министерство сельского хозяйства и продовольствия проводит тендеры в январе-феврале. По их итогам заключаются договоры на поставку нашей продукции с сельскохозяйственными предприятиями республики. Пока удалось набрать конкретных заказов не более 70% от уровня прошлого года. А ведь потребителям выгодно покупать технику, поскольку цена фиксируется в начале года и именно по ней будет поставляться в дальнейшем продукция, несмотря на инфляционные процессы. Нас это тоже устраивает, поскольку такая система обеспечивала гарантированные объемы производства.

Дочернее предприятие «Вороновская сельхозтехника» Гродненского УП «Облсельхозтехника»
231391, Гродненская обл., Вороновский р-н, д. Бояры
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.