Кризис - лучшее время для инвестиций
Александр КОЗЫРЕВ

Существует мнение, что принадлежность той или иной страны к европейской цивилизации определяется присутствием на национальном «столе» основных продуктов питания, в число которых обязательно входит сыр. С этой точки зрения, современная Беларусь стала европейской страной не так уж давно, всего 70 лет назад. Именно тогда, по словам директора ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» Николая МИСЮКА, начался выпуск продукции на этом старейшем сыродельном предприятии страны.
История ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» берет начало в 1939 г. В 1967 г. был введен в строй новый завод, оснащенный современной техникой и технологией. Технические возможности и современные ресурсосберегающие и безотходные технологии дают возможность ОАО «Кобринский МСЗ» производить комплексную переработку молока, гибко реагировать на требования рынка, увеличивать производственные мощности. Сегодня предприятие перерабатывает более 300 т молока в сутки, что позволяет отнести его к разряду средних по мощности. Однако по качеству продукции оно уже давно занимает стабильные лидирующие позиции на рынке.
- Николай Степанович, обычно продукция небольших предприятий хорошо известна в своем регионе, но слабо представлена за его пределами. Насколько широк круг ваших потребителей?
- Наша продукция широко востребована не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами. Однако в октябре 2008 г. мы впервые ощутили приближение кризиса - последовал некоторый спад объемов продаж на главном рынке - в России, куда мы поставляем 70% вырабатываемых сыров сычужных полутвердых. Потому что покупатели, с которыми мы работали, ушли с рынка. В условиях экономического кризиса мы сумели быстро и эффективно отреагировать на все изменения и повернуть в свою сторону негативные тенденции. Кризисное время открыло возможность поставок выпускаемых сыров новым партнерам - в Санкт- Петербург и Казахстан. Стабильный спрос на нашу продукцию по достойной цене позволило сохранить производство, рабочие места, и со временем мы планируем расширить ассортимент вырабатываемой продукции.
- Однако от Кобрина до Варшавы и Вильнюса значительно ближе, чем до Москвы или Санкт-Петербурга. Есть ли возможность в ближайшем будущем выйти на рынок стран ЕС?
- Пока это невозможно, и не потому, что мы к этому не готовы, многим «молочникам» из Польши и Литвы уже сейчас есть чему поучиться у лучших белорусских предприятий. Скорее, Евросоюз не готов к честной конкурентной борьбе на молочном рынке. Возможно, программа «Восточное партнерство» привнесет «свежий ветер» и в экономическое сотрудничество, тогда мы сможем попробовать себя на этом престижном и емком рынке. Но не следует забывать о том, что рынок России представляет не меньший интерес.
- Учитывая близость Польши, вы должны быть знакомы с продукцией польских молочников не понаслышке. Есть ли существенные отличия в качественных характеристиках вашей и зарубежной продукции?
- На европейском рынке представлены несколько иные сыры, с более длительными сроками созревания. В настоящее время мы не можем выпускать сыры данного типа из-за отсутствия производственных площадей, необходимых для их созревания и хранения. Однако на перспективу задумка есть.
- А есть ли у вас возможность диктовать покупателям предельные ценовые параметры, поскольку вы напрямую заинтересованы в том, чтобы продукция не залеживалась на прилавках?
- У нас налажена хорошая «обратная связь» с покупателями, потому что понимаем, что должно поддерживаться оптимальное соотношение между ценой и качеством товара. К тому же у продавцов и производителей одна задача - «прикормить» потребителя, превратив его из разового в постоянного клиента. Этого можно добиться только при стабильном качестве, именно тогда покупатель идет в магазин за конкретным сыром «своего» производителя. Мы имеем возможность влиять на конечную цену, поскольку ее завышение тут же сказывается на спросе. Постоянно отслеживаем рыночную ситуацию, в курсе ценовых предложений белорусских производителей и стран-соседей. Поэтому если снижается цена на всю линейку продукции, то и мы вынуждены идти на это. И, наоборот, когда цены на рынке начинают расти, мы их также увеличиваем.
Хотелось бы отметить, что изделия торговой марки «Кобринские сыры» имеют самую высокую цену в своем рыночном сегменте и потребители приравнивают ее к продукции класса «премиум».
- Для такого быстрого реагирования необходимо иметь определенный запас прочности, чтобы за счет прибыльных позиций «перекрыть» некоторые временно нерентабельные направления. Всегда ли это удается?
- Что касается экспорта, то с убытком мы ничего не продаем. На внутреннем рынке по группе социально значимых товаров, где цены регулируются государством, иногда приходилось работать в убыток. И хотя сейчас многие жалуются на кризис и тяжелое финансовое положение, нам за четыре месяца текущего года удалось инвестировать в модернизацию производства в два раза больше средств, чем за тот же период прошлого года. Сейчас проводим реконструкцию цехов, обновляем оборудование, строим новый цех. Так что, все, что было ранее запланировано - выполняем. При этом 80% инвестиций осуществляем за собственные средства, остальное - за счет кредитных ресурсов. К тому же по сырам мы работаем с предоплатой. Сегодня ассортимент полутвердых сыров представлен 20 наименованиями, а чем шире ассортимент, тем больше возможность увеличения объемов продаж.
Это также позволяет более чутко реагировать на изменяющийся спрос, что зависит не только от региона, но и от времени года. Например, сыры, которые не востребованы в московском регионе, хорошо продаются в Казахстане и Санкт-Петербурге. В январе начали изготавливать три новых вида сыра: «Суворовский», «Успенский» и «Княжеский» жирностью соответственно 45, 50 и 55%. В ближайшее время освоим выпуск двух новых видов сыров для внутреннего рынка. Хотя разницы в качестве между продукцией, поставляемой на экспорт и в Беларусь, нет, существуют вкусовые предпочтения.
- Многие предприятия пищевой промышленности испытывают трудности с продвижением своей продукции на прилавки российских торговых сетей. Вы ощущаете эти сложности?
- В настоящее время мы эти сложности не ощущаем. За покупателя необходимо бороться, предлагая продукцию высокого стабильного качества. Конечно, небольшим предприятиям с крупными торговыми сетями сложно, так как они работают с отсрочкой платежа, что повышает рыночные риски. Нам проще сотрудничать с теми покупателями, которых устраивают наши условия - обязательная предоплата за поставляемую продукцию. При этом гарантируем, что однажды выбранные потребителями марки сыров всегда будут присутствовать в предлагаемом ассортименте.
Мы постоянно участвуем в Международных ярмарках и выставках как в республике, так и за ее пределами. Это усиливает наши позиции на рынке в России и Казахстане и открывает широкие возможности для роста. Торговая марка «Кобринские сыры» уже хорошо себя зарекомендовала на рынках этих стран, а когда у продукции есть имя, то и покупатель на нее всегда найдется.
Активно работаем не только над повышением качества своей продукции, но и с поставщиками сырья. Потому что от качества молока напрямую зависит и качество сыра. Созданный механизированный отряд по ремонту и обслуживанию животноводческих комплексов круглосуточно занимается сервисным обслуживанием, и премиальное вознаграждение зависит от качества поставляемого молока. За каждым сельскохозяйственным предприятием закреплен специалист, который по графику выезжает в хозяйства с целью контроля и оказания консультативной помощи по вопросам качества молока. Тем самым создаем задел на будущее, потому что все мы работаем в одной цепочке.

ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод»
225304, Брестская обл., г. Кобрин, ул. Советская, 128
Тел.: +375 1642 22065, тел./факс: +375 1642 22321
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.kobrincheese.com