В своем отечестве пророков нет?

Александр ГАЛЬКЕВИЧ

Приятно видеть, когда буквально на «пустом месте» создаются частные предприятия, которые будут определять будущее белорусской экономики. Причем чаще всего они возникают скорее вопреки, чем благодаря стараниям многочисленных государственных структур, отвечающих за экономическое развитие страны. СООО «Спецтехника Центр» относится как раз к той новой «волне», которая неизбежно придет на смену отжившим свой век неповоротливым и неэффективным гособразованиям. По мнению директора предприятия Виктора ЛЕЩЕНКО, белорусское машиностроение может быть конкурентным на мировом рынке. Но для этого необходимо развивать субконтрактацию, создавать узкоспециализированные производства, а не пытаться «усидеть сразу на нескольких стульях».

- Виктор Павлович, в прецизионной металлообработке, в виду того что вход в этот бизнес достаточно дорог и трудоемок, частные компании скорее исключение, чем правило. А с чего начинали вы?
- Начинали с изготовления быстроизнашивающихся деталей оборудования и инструментальной оснастки. В 1997 г. судьба свела меня с голландским бизнесменом, который поверил в то, что Беларусь, с точки зрения прецизионной обработки металла, более перспективна, чем страны Азии. Ведь у нас значительно выше квалификация персонала, чем в том же Китае или Малайзии. К тому же, по моему глубокому убеждению, белорусское машиностроение по квалификации персонала ничем не уступает европейскому.
Мне удалось убедить его в том, что мы можем работать с самыми требовательными европейскими заказчиками. Начали с запасных частей к оборудованию, с помощью которого фирма «Филипс» на 140 заводах, разбросанных по всему миру, изготавливает электролампы. Тем самым доказали себе и иностранным партнерам, что можем работать ничуть не хуже, а в некоторых аспектах даже лучше европейских машиностроителей. Однако, когда в 2001 г. случился кризис, остались без заказов на запасные части и соответственно без работы. Мы вынуждены были создать предприятие «Точная механика», которое специализировали на изготовлении оснастки, потребность в которой существует всегда, а затем СООО «Спецтехника Центр». К участию в капитале нового предприятия пригласили российских инвесторов, поскольку в России наконец-то поняли, что только нефтью и газом «сыт не будешь». К тому же россияне пришли не только с инвестициями, но и с новыми заказами, в том числе и для российской оборонной отрасли. Сейчас специализируемся на эксклюзивной работе, которая под силу далеко не каждому металлообрабатывающему предприятию.
Продолжаем работать с зарубежными партнерами, с тем же «Филипсом», с французским предприятием DUBUS Industrie. Выполнили очень сложный и ответственный заказ немецкого автомобильного концерна AUDI - оснастку для роботизированной линии сварки кузова автомобиля. Эта работа была примечательна тем, что никаких готовых чертежей нам не предоставили. Вместо этого прислали диск с информацией об основных параметрах сварочного стапеля, а конструкторскую документацию мы должны были разработать самостоятельно. Начинаем сотрудничать с заказчиками из США, изготавливаем для них очень сложную по форме деталь, которая является определяющей в надежности и долговечности работы нефтепроводных задвижек.
Работа с иностранными партнерами, кроме профессионально роста, приобщает к лучшему мировому опыту в организации производства. Оказывается, в США станок принадлежит фирме, а инструмент, на выделяемые предпринимателем кредитные ресурсы, покупает рабочий. Компания выплачивает деньги за его аренду, поэтому чем дольше прослужит инструмент, тем больше рабочий заработает. У нас же получается так, что инструмент стоимостью 300 евро рабочий может сломать еще не приступив к работе, и очень сложно бывает предъявить ему претензии. Поэтому со временем хотели бы внедрить у себя такие простые капиталистические «штучки», которые послужат повышению эффективности производства. Важно, чтобы белорусское законодательство было готово к таким новым формам работы.
Но некоторые западные новшества у нас не прижились. Например, разработали систему учета и анализа производства с применением штрих-кодов - от разработки технологии обработки до окончательного изготовления и контроля детали. Как только деталь поступала или уходила на определенную операцию, сканером считывалась информация, и мы знали, где и сколько времени она «провела». Но мы ведь живем не в изолированном обществе. А когда такая система стране не нужна, то приходится от новаций отказываться. Не можем также пока использовать системы японского бережливого производства, поскольку они основаны на преданности работника предприятию, а наши люди ничем не привязаны к предприятию. Необходимо изменить и отношение предпринимателей к наемному персоналу, поскольку это один из главных капиталов любой компании.
- Что бы вы назвали определяющим в становлении компании?
- Самое главное, что удалось сделать за эти годы - создать коллектив, которому по плечу решать самые сложные задачи. Наши рабочие, технологи, а теперь и конструкторы ни в чем не уступают своим западным коллегам. Начинали с самых простых деталей, которые изготавливали на простых станках. Затем удалось убедить иностранных инвесторов в том, что мы готовы осваивать более сложные заказы, но для их выполнения необходимо оборудование иного рода, с числовым программным управлением.
Однако, как оказалось, мало иметь хорошее оборудование, важно научиться его правильно использовать. Прежде всего необходим инструмент от лучших мировых производителей, поскольку отечественный для этих целей не подходит. И хотя импортный обходится в 3-4 раза дороже, зато во столько же раз эффективнее, поскольку позволяет проводить металлообработку на высоких скоростях, значительно сокращая время обработки, и получать высокую чистоту обработки, что позволяет отказаться от дополнительных операций.
Для эффективного использования современного оборудования и инструмента нужны и технологи нового поколения. При их подготовке применяли голландскую методику. Там выпускник вуза может стать технологом лишь после того, как пару лет поработает на станке, прочувствует все технологические тонкости обработки металла. Поэтому любой голландский инженер, приезжая к нам, мог стать за станок и изготовить деталь любой сложности. Большинство же наших инженеров не владеют навыками практической работы на станках, что не позволяет им подсказывать и требовать от рабочих производительно использовать оборудование.
За десять лет удалось вырастить плеяду высококлассных специалистов: и технологов и рабочих. И теперь уже иностранные коллеги завидуют нам, не скрывая того, что хотели бы видеть таких профессионалов у себя. Потому что наши специалисты «на лету» перенимают передовой зарубежный опыт. Например, если по советской традиции пресс-форму изготавливал в основном слесарь, то теперь это прерогатива технолога, который пишет программы для станков с ЧПУ. А слесарь-инструментальщик превратился в слесаря-сборщика. Поэтому представитель предприятия из Калуги, где изготавливают крыльчатку вентилятора для систем охлаждения автомобилей ВАЗ, был приятно удивлен, что сделанная нами пресс-форма не потребовала никакой доработки и повторного испытания.
- Ощущали вы сложности с определением стоимости оказываемых услуг, особенно при выполнении заказов для западных партнеров?
- Вначале определение справедливой цены было для нас одним из самых трудных решений. Здесь есть два подхода. Можно сравнивать себестоимость производства у нас и у них, а можно назначать цену просто исходя из того, что в Беларуси эта деталь должна стоить в несколько раз дешевле. Таким заказчикам мы сразу отказываем, потому что уважаем себя. Ибо знаем что на Западе один час работы на станке с ЧПУ стоит примерно 60 евро, мы вначале делали за 8 евро, но и обрабатывали деталь мы значительно дольше.
Поэтому первоначально голландцы определяли, сколько времени они дают на изготовление той или иной детали. Когда мы начинали, зарплата у наших рабочих была около 100 долл., а сейчас средний заработок - 2 млн. руб. Но по времени обработки мы уже почти сравнялись с западными специалистами, поэтому продолжаем выигрывать в конкурентной борьбе. Так что постоянно приходится торговаться, они знают, сколько это стоит у нас, а мы знакомы с их ценовыми параметрами. Например, когда работали с фирмой AUDI, то цену определял заказчик, но она нас устраивала.
- Вы работаете с крупнейшими мировыми брэндами, что лишний раз подчеркивает важность той роли, которая отводится на Западе малому и среднему бизнесу, тесно завязанному на субконтрактации. У нас же по-прежнему каждое крупное госпредприятие пытается все выполнить собственными силами. Сможем ли мы переломить ситуацию? Станут ли в будущем вашими заказчиками не только AUDI и Philips, но и отечественные МАЗ, МТЗ, Гомсельмаш?
- Я двумя руками «голосую» за такую реструктуризацию, потому что больно смотреть на то, как мы сами себя лишаем конкурентных преимуществ. Например, на Белорусском металлургическом заводе, который иностранные подрядчики возводили по образу и подобию аналогичных европейских предприятий, первоначально не было никаких вспомогательных производств. Все необходимое приобреталось за рубежом. А сегодня БМЗ как океанский лайнер «оброс» целым шлейфом непрофильных служб, которые только тормозят его рыночный «ход».И так устроены все госпредприятия.
К сожалению, в отличие от торговли в машиностроении очень мало частных предприятий. Поэтому мы часто ощущаем себя некими «изгоями», ибо наши ведомства интересуются исключительно государственными предприятиями. Но мы своей работой с требовательными западными заказчиками уже доказали, что можем трудиться так же качественно и быстро, как наши коллеги в Германии или США. К тому же субконтрактация работает сама на себя, ведь в получаемых из-за рубежа заказах мы изготавливаем лишь 50-60% деталей, остальное отдаем партнерам.
Ведь современное машиностроение немыслимо без тесной кооперации. Я бы взял больше заказов у AUDI, если бы нашел партнеров, способных обрабатывать быстро и качественно большие детали, которые сегодня особенно востребованы на рынке. За рубежом уже давно существует специализация не только по видам работ: токарные, фрезерные, шлифовальные, но даже среди одного вида работ есть более детальная «разбивка». Ибо нельзя охватить всего, что пытаются делать наши предприятия. Ведь если деталь весом в несколько сот грамм обрабатывают на станке, предназначенном для крупногабаритных деталей, то она никогда не будет рентабельной.
Мы сотрудничаем с некоторыми белорусскими предприятиями: УП «Белкоммунмаш», Барановичским станкостроительным заводом, ЗАО «Атлант», НПО «Центр», УП МЗОР, Осиповичским заводом автомобильных агрегатов. Сейчас решили освоить еще одно направление. Если наши рабочие и технологи могут работать на западный рынок, то почему бы и конструкторам не попробовать? В Германии нашли партнеров, инжиниринговую фирму, которая занимается проектированием средств автоматизации сборочных процессов в автомобилестроении.
Работа очень интересная, потому что под определенный технологический сегмент необходимо спроектировать и изготовить уникальный роботизированный комплекс. Для этого нужна хорошая конструкторская школа, поэтому создали с немцами конструкторское бюро, которое называется LSM Bel. Надеемся на то, что больше будем работать на внутренний, чем на внешний рынок. Хотим использовать немецкие технологии и их конструкторскую школу в нашем машиностроении, моторостроении, сельхозмашиностроении. В качестве главных конструкторов будем приглашать инженеров из Германии, использовать их конструкторскую базу и богатый опыт, потому что только так можно создать собственную школу. Нам нужно перестать распылять средства и пытаться специализироваться во всем, пора найти свое место в мировом разделении труда, которым может стать, например, сельхозмашиностроение или приборостроение Такая концентрация создаст конкурентные преимущества, без чего невозможно выстоять в конкурентной борьбе на мировом рынке.
От редакции:
Очень жаль, что наши многочисленные правительственные структуры не замечают инновационных ростков белорусского машиностроения будущего. Поэтому таким предприятиям как СООО «Спецтехника Центр» приходится больше работать на повышение конкурентных преимуществ иностранных фирм, чем отечественных. Почему частные инновационные компании с их богатейшим интеллектуальным капиталом не включают в различные государственные программы? Такая «близорукость» удручает, ибо история уже давно все расставила по своим местам. Исключительно частная инициатива являлась движителем прогресса человечества на протяжении всей истории его развития. По иному и быть не может.

СООО «Спецтехника Центр»
220108, г. Минск, ул. Корженевского, 12
Тел.: (017) 207-04-88
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.