К цифровому телевидению готовы!

Владимир СВЕРКУНОВ

Еще недавно казалось, что достаточно поставить «тарелку», и весь телевизионный мир придет в дом - только выбирай. На практике все иначе: при огромном числе спутниковых каналов русскоязычных не так уж много, и рассчитаны они в основном на бывших соотечественников, проживающих за рубежом.
Поэтому столь большое распространение получили кабельные телевизионные сети, предлагающие абонентам набор разнообразных программ на русском языке, сигналы которых поступают не только со спутников, но и по обычному эфиру и кабельным линиям.
Одним из лидеров столичного рынка кабельного телевидения уже многие годы является СООО «Космос ТВ», генеральный директор которого Вячеслав ЮХНОВИЧ ответил на вопросы редакции.

- Вячеслав Станиславович, между вашей компанией и вторым лидером - предприятием «Минские телевизионные информационные сети» (МТИС) - уже давно идет соперничество. Не изменилась ли ситуация в последнее время?
- Каждый из операторов работает в своем направлении и со своей категорией потребителей. Всего в столице десяток операторов, и каждый старается предложить что-то оригинальное. Это касается, прежде всего, количества каналов и набора оказываемых услуг. Мы, например, занимаем ведущее место по эфирному телевидению в системе MMDS: располагаем собственной антенной и транслируем программы туда, где нет кабельной сети. Сегодня наши абоненты принимают 19 каналов, а в ближайшее время их будет более 40. Эту услугу мы оказываем жителям Минска и пригородов - в отдельных случаях сигнал принимается на расстоянии до 40 км. Дополнительно к кабельному телевидению обеспечиваем высокоскоростной доступ в Интернет, и у нас уже более 50 тыс. пользователей.
Минские телевизионные и информационные сети также предлагают солидные пакеты программ и «пропуск» во Всемирную сеть, и такая конкуренция дает возможность потребителям сделать выбор. В то же время МТИС - это предприятие коммунальной (городской) собственности, как говорится, телевидение «по умолчанию». В новых домах прокладываются телевизионные кабели за счет собственников домов, которые передаются этой организации в эксплуатацию. Мы же не имеем права использовать данные коммуникации и должны проводить свои линии. Это делается по обращениям жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), товариществ собственников и просто скооперировавшихся жильцов. И случаев осознанного выбора наших услуг немало. Достаточно сказать, что «Космос ТВ» стабильно занимает в Минске 30%-ную долю рынка кабельного телевидения. Многие люди хотят смотреть познавательные, спортивные, детские программы, которых немало в нашем пакете. Каждый месяц число абонентов увеличивается на 2 тыс. и столько же подключается к Интернету. Недавно мы перешагнули 100-тысячный рубеж абонентов, а еще полтора года назад их было на четверть меньше.
- Не расточительство ли - каждому оператору тянуть в дома свои кабели? Ведь современные оптоволоконные линии позволяют одновременно передавать сотни, если не тысячи каналов.
- Технически это возможно, и нет никаких препятствий закладывать в проектах такие «общие» линии. Но дело в том, что сегодня к домам подводится не оптоволоконный, а обычный коаксиальный кабель, пропускная способность которого гораздо ниже, да он еще и дороже «волокна». Однако проблема не в самом кабеле, а в оборудовании, которое делает возможным трансляцию через оптоволоконные линии. А его стоимость выше, чем техника предыдущего поколения. Но, думаю, развитие информационных технологий уже в ближайшем будущем заставит менять линии на более современные. Между прочим, мы уже сами начали прокладывать в дома оптоволоконный кабель: например, в микрорайоне Шабаны. Кроме передачи телевизионных каналов это дает возможность предлагать абонентам другие виды услуг. Мы уже ввели в опытную эксплуатацию систему, позволяющую осуществлять бесконтактный съем показаний приборов учета воды, тепла и электроэнергии - данные сразу же поступают в жилищно-коммунальные службы, которые не только контролируют расход тепло-, энергоресурсов, но и управляют работой приборов.
- Что делается компанией для улучшения качества вещания?
- В этом году планируется перейти на цифровой стандарт. Оборудование уже установлено, протестировано, осталось только получить разрешение службы Министерства связи, ведающей в республике использованием радиочастот. Думаю, это займет не более двух месяцев. Кроме улучшения четкости «картинки» появится возможность увеличить количество транслируемых каналов. По нашим исследованиям, половина абонентов уже имеют жидкокристаллические телевизоры, способные принимать программы высокой четкости. Но должен отметить, что для достижения высокого качества вещания нужно менять антенные кабели, которые проложены от щитков к квартирам. Нередко они не соответствуют современным требованиям, особенно в части экранирования, поскольку воспринимают посторонние излучения, например, от сотовых телефонов и микроволновых печей и др. Поэтому мы включили в «арсенал» услуг замену такой проводки.
- Какова ваша политика формирования пакетов программ?
- Сегодня у нас одно предложение, включающее 47 каналов. Мы отказались от дополнительных пакетов, пойдя навстречу пожеланиям людей, которые хотели бы иметь, как говорится, «все в одном». Между прочим, на рынке представлено более 100 русскоязычных каналов, так что есть из чего выбрать. Прежде чем включить какой-либо новый канал, изучаем общественное мнение. Мы пользуемся несколькими источниками, которые определяют рейтинг программ, в частности, помогают Институт социологии НАН Беларуси и соответствующая кафедра БГУ. Мы сами ежегодно проводим опросы, в которых участвует до 1 тыс. абонентов, недавно сделали это на последней выставке Tibo. По просьбам телезрителей включили в пакет каналы «Охота и рыбалка», «Ностальгия», новые детские и музыкальные программы. Семь каналов показывают только художественные фильмы и способны удовлетворить любой вкус.
- А какой будет судьба отключенных российских каналов ТВЦ и Рен-ТВ?
- Сейчас идет диалог между министерствами информации наших стран об обмене программами. Белорусская будет транслироваться в столице России, а московские - в нашей республике. Мы неправомочны решать такие вопросы, ведь включение того или иного канала в свой пакет согласуем с Министерством информации, и такой порядок, надо подчеркнуть, существует во всех странах.
- Кто ваши абоненты?
- Это люди с повышенным интересом к истории, культуре, науке, искусству, растительному и животному миру, загадочным явлениям. Среди них много молодежи. Для нее не имеет значения разница в 5-6 тыс. руб. в месяц - на столько «Космос ТВ» дороже МТИС. Зато они получают вдвое больше «окон» в мир. А если брать цену в пересчете на один канал, то у нас она - одна из самых низких в городе и составляет немногим более 300 руб. А за весь пакет абоненты платят 15 тыс. руб. в месяц.
- Можно ли с такими ценами добиваться рентабельности?
- У нас не было периодов убыточной деятельности, а техническое обновление ведем только за счет прибыли. Например, на цифровую технику уже потратили более 1,5 млн. долл. Кроме того, ежегодно инвестируем 3-4 млрд. руб. на развитие сети. Освоили такие районы, как Шабаны, Ангарская, Масюковщина, Филимонова и Столетова. Причем охват квартир в отдельных домах достигает здесь 50-70%. В ближайшее время начнем осваивать центр города.
С учетом сложной экономической ситуации, которая затронула наших абонентов, стараемся сдерживать рост цен. В этом году не повышали тарифы, они увеличились на 5% только за счет местного сбора, который идет в бюджет Минска.
- Наверное, лидером станет оператор, который осуществит проект интерактивного телевидения. Насколько вы близки к этому?
- Основа этого уже заложена: телеканалы и Интернет «упакованы» в один кабель. В планах - IT-телефония, возможность заказа программ и фильмов по желанию. Этот интерактивный проект планируем осуществить после внедрения цифрового стандарта - в следующем году.

СООО «Космос ТВ»
220029, г. Минск, ул. Киселева, 13
Тел.: 210-17-00, 289-29-10, факс: 210-13-79
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.cosmostv.by