Спор в мирном варианте

Юрий БЕХТЕРЕВ

Основные экономические конфликты между предприятиями необходимо урегулировать на досудебной стадии путем переговоров и взаимных уступок. Во многих случаях роль инициаторов в этом процессе должна принадлежать местным органами власти, - считает председатель хозяйственного суда Минской области Анатолий Гарновский. По просьбе редакции он поделился своим видением возможностей адаптации судебной системы республики к работе в условиях экономического кризиса.

- Анатолий Адамович, неисполнение, сегодня особенно часто вынужденное, субъектами хозяйствования договорных обязательств объективно приводит к увеличению числа судебных исков. Статистика уже «увидела» эту тенденцию?
- Вообще-то рост количества обращений в хозяйственные суды - тенденция 7-10 последних лет. И мы всегда считали ее положительной, отражающей рост деловой активности и отражающей готовность субъектов хозяйствования отстаивать свои права и законные интересы. При этом рост деловой активности сопровождался и укреплением платежной дисциплины. По итогам 2008 г. мы еще констатировали тенденцию (впервые она наметилась в 2006 г.) уменьшения количества рассмотренных дел в отношении споров по расчетам. Например, в 2006 г. было рассмотрено 3 700 таких дел, в 2007 - 3 500, а в 2008 г. их количество уменьшилось до 3 200.
Однако в этом году наблюдается резкое увеличение количества обращений в хозяйственный суд. В исковом производстве рост количества рассмотренных судом исков в I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составило 52%, в то время как в 2008 г. - 8,2, а в 2007-м - 1,3%. Наибольшее количество споров отмечается с участием субъектов предпринимательской деятельности таких районов, как Борисовский, Молодечненский и Минский. Многие субъекты хозяйствования, испытывая острую потребность в денежных средствах, максимально нацелены на оперативное взыскание долгов, в том числе образовавшихся несколько лет назад.
Вместе с тем следует отметить рост количества сложных дел, особенно вытекающих из договоров строительного подряда, перевозки, аренды, внешнеэкономических сделок. Активизировались корпоративные споры, что, на мой взгляд, также может свидетельствовать о косвенном влиянии экономического кризиса. Как показывает судебная практика, чаще всего в основе таких споров лежат стремление к переделу собственности, борьба за установление контроля над бизнесом. Пока бизнес был на подъеме, он аккумулировал достаточный объем прибыли, чтобы удовлетворить потребности его владельцев. Теперь ситуация изменилась, учредители оказались перед необходимостью сократить свои расходы. Не все, однако, к этому готовы. В некоторых случаях участники хозяйственного общества начинают искать выход в перераспределении в свою пользу денежных потоков внутри компании. Кроме того, нередко обостряется борьба вокруг стратегической линии развития в кризисных условиях. Последним полем «сражения» участников за власть в компании часто становится зал судебных заседаний.
- Нагрузка на судей в последние годы считалась очень высокой, дальнейший рост количества обращений может привести к увеличению сроков рассмотрения исков, снижению качества судопроизводства. Как вам видится решение этой проблемы?
- По итогам прошлого года средняя нагрузка на судью составляла порядка 85 дел в месяц. Если темпы роста количества подаваемых в исковом производстве заявлений первого квартала текущего года сохранятся, то в конце года средняя нагрузка составит свыше 120 дел. Такое положение может создать трудности не только для судей, но и для лиц, обращающихся за судебной защитой, поскольку перегрузка судов негативно сказывается на судопроизводстве в целом. Вместе с тем, мы понимаем, что дальнейшее развитие системы хозяйственных судов не может быть простым наращиванием количества судей вслед за постоянным увеличением количества рассматриваемых дел. В этой связи в текущем году мы активнее пытаемся использовать более рациональные методы отправления правосудия, а именно: приказное производство и посредническую процедуру при урегулировании спора.
Анализ судебной практики при подготовке выездных сессий хозяйственного суда в Борисовский, Вилейский, Воложинский, Крупский и Столбцовский районы показал, что около 70% дел, рассмотренных хозяйственным судом с участием субъектов предпринимательской деятельности этих районов в исковом производстве, могли быть рассмотрены в порядке приказного производства, а значит более оперативно и экономно для сторон.
Вместе с тем некоторые субъекты хозяйствования, часто обращающиеся в суд, требования которых удовлетворяются и не оспариваются должниками, взыскивают задолженность исключительно или преимущественно через исковое производство, уплачивая большие суммы госпошлины, которая затем возлагается на ответчиков, а не используют процедуру приказного производства.
Вот только один пример. Акционерное общество, расположенное в Борисовском районе, предъявило 3 исковых заявления на общую сумму свыше 751 млн. руб. к сельскохозяйственным организациям. Сумма уплаченной истцом и взысканной с ответчиков госпошлины составила в общей сложности 25 млн. руб. А если бы требования рассматривались в приказном производстве, то на госпошлину пришлось бы потратить 525 000 руб. В этом случае затраты сельскохозяйственных предприятий - контрагентов заявителя составили бы всего по 175 000 руб. вместо 8,1 млн.
- Бизнес всегда делает то, что ему выгодно и удобно. Если альтернативные судебные процедуры остаются маловостребованными, значит в них есть какой-то изъян. Давайте попробуем разобраться, какой именно?
- То, что в настоящее время многие предприятия недостаточно широко используют институт приказного производства, можно объяснить несколькими причинами. Одна из них - необходимость дальнейшей дифференциации ставок государственной пошлины с заявлений о возбуждении приказного производства.
Как показывает судебная практика, очень многое в применении приказного производства зависит от руководителей и юридических служб предприятий, при этом как кредиторов, так и должников. К сожалению, нам приходится сталкиваться с непониманием преимуществ приказного производства для предприятий как способа, позволяющего в значительной степени сэкономить денежные средства, неумением, а порой и нежеланием договориться с кредитором исходя из интересов своего предприятия. Многие руководители особо не задумываются о финансовых затратах, связанных с судебным взысканием долга, и последствиях такого взыскания. Кроме того, как известно, одним из условий обращения в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении приказного производства является наличие актов сверки расчетов, которые с каждой стороны должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером. К примеру, заявлено требование о взыскании суммы основного долга и процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, которое подтверждено документально и основано на законодательстве. Однако руководитель предприятия-должника акт сверки не подписывает, поскольку считает судебный порядок более безопасным с точки зрения возможных претензий к руководителю.
Что касается посредничества, то оно начало практиковаться хозяйственными судами с сентября 2008 г., и несмотря на столь непродолжительный срок уже успело широко войти в практику разрешения хозяйственных споров. Так, только за 4 месяца текущего года хозяйственным судом Минской области урегулировано в процедуре посредничества свыше 350 дел. При этом необходимо отметить, что стороны достигли соглашения с помощью посредника по 150 сложным спорам, вытекающим из отношений строительного подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, комиссии и др. Таким образом, с помощью посредников были урегулированы споры, разрешение которых в исковом производстве вызвало бы значительные затруднения.
Большинство субъективных факторов, препятствующих развитию посредничества, так или иначе замыкается на вопросах кадрового обеспечения этого института. В хозяйственном суде Минской области процедуру посредничества проводят наиболее грамотные специалисты, обладающие опытом правовой работы и знанием судебной практики. Вместе с тем они являются должностными лицами суда и прежде всего обязаны выполнять свои непосредственные обязанности. Посредническая же процедура требует значительного времени и усилий посредника по созданию доверительных отношений между сторонами, определения и изучения объема информации для обсуждения, выработке способов решения конфликта. Совмещать два этих направления сложно. Посредник, как и судья, испытывает острейший дефицит времени, что, конечно, не идет на пользу делу.
- А насколько достижение сторонами согласия по делу способствует своевременному исполнению принятого решения?
- Преимущества посреднической процедуры видны и на стадии исполнения судебного постановления. Анализ судебной практики показывает, что после заключения мирового соглашения, которое, как правило, является результатом разумного компромисса, должник самостоятельно стремится рассчитаться по долгам, принимая во внимание уступки со стороны взыскателя в мировом соглашении. В случае, если условия мирового соглашения не выполняются, взыскатель всегда может возбудить исполнительное производство и потребовать принудительного исполнения.
В целом количество исполнительных производств растет пропорционально количеству рассмотренных дел. И, как показывает практика, около 90 % выносимых нами судебных постановлений через месяц-два оказываются в отделе исполнения судебных постановлений, ибо взыскатели сегодня стремятся получить свои средства как можно быстрее. Месяц назад вынесено решение, прошла неделя после возбуждения исполнительного производства, а уже поступает обращение: что вы сделали по исполнению? Учитывая, что средняя нагрузка на исполнителя в хозяйственном суде Минской области около 400 производств, понятно, что такое оперативное исполнение во многих случаях трудноосуществимо.
- Какова роль хозяйственного суда в смягчении негативных последствий нынешней экономической ситуации и содействии сохранению партнерских деловых отношений между субъектами предпринимательской деятельности ?
 В условиях нынешней экономической ситуации хозяйственный суд Минской области предпринимает различные меры, чтобы убедить представителей сторон, руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей, представителей органов государственной власти в районах области в преимуществах процедуры приказного производства, а также посредничества как процедур оперативных и позволяющих в значительной степени сэкономить денежные средства.
Так, при организации выездных сессий хозяйственного суда в районы области в обязательном порядке для руководства района готовится аналитическая информация о практике рассмотрения дел и исполнения судебных постановлений с участием субъектов хозяйствования данного района, а также вносятся предложения по закреплению в решениях райисполкомов положений о необходимости максимального использования приказного производства и посредничества с целью экономии денежных средств субъектов хозяйствования. В частности, такие положения нашли свое отражение в решениях Воложинского и Столбцовского райисполкомов. Соответствующие предложения в решения также были внесены Березинскому, Вилейскому, Крупскому и Червенскому райисполкомам.
Взвешенную позицию хозяйственный суд занимает и при исполнении судебных постановлений, особенно в отношении сельскохозяйственных организаций. В ряде случаев погашение задолженности не представляется возможным без активного участия местных исполнительных органов. По каждому из проблемных должников мы предлагаем на уровне районной власти составить реальные графики погашения задолженности по исполнительным производствам, разъясняем руководителям должников возможность заключения со взыскателями мировых соглашений.
Такие примеры говорят о том, что взаимодействие хозяйственных судов с местными органами власти сегодня приобрело исключительную актуальность. С одной стороны, суды имеют возможность предложить ряд эффективных мер по минимизации последствий экономического кризиса. С другой, - крайне важно остановить рост количества направляемых в суды заявлений, особенно разрешаемым в исковом производстве, что возможно лишь в случае локализации на уровне предприятий с помощью местных органов власти большинства хозяйственных конфликтов. Это и будет государственный подход к решению задач стабилизации экономики в условиях кризиса.