Хранитель Православия и Покровитель Белорусской земли Святитель Кирилл епископ Туровский (+1183; память 28.04/11.05)

Людмила ДРИНЯЕВА

Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) говорил: «Переживаемые нами годы очень трудны и очень опасны… большинство людей образованны по-мирски и мчатся с высокой мирской скоростью. В старину же существовал подвижнический дух. Каждый старался подражать хорошему… и ни зло, ни нерадение не могли устоять. Было изобилие добра…было много богатырей духа…Образцом в духовной жизни должны быть Святые…».

Образ святости многоразличен. Полнота Церкви Христовой включает в себя всю жизнь, своды Церкви покрывают вселенную.
Знакомство с житиями святых обогащает нас духовным опытом, который воплощает Евангелие в реальной жизни. Здесь сокровищница живой веры, мужества, терпения, истинно христианской любви. Благодарная память народа бережно и благоговейно хранит имена первых просиявших на белорусской земле святых, среди которых особо почитается святитель Кирилл Туровский.
Святителями называют архиереев: патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов, причисленных к лику святых. Святитель Кирилл является самым выдающимся архиепископом Туровским за все время существования Туровской земли.
Основным источником изучения нашей истории X-XII вв. являются древнерусские летописи. К сожалению, многие из них погибли во время войн, в огне пожаров и лихолетья, вследствие чего освещение исторических событий фрагментарно.
Первое упоминание о городе Турове содержится в «Повести временных лет» (Лаврентьевский список 1377 г.): «В лето 648 … бе бо Рогволодъ прише из-за морья, имяше власть свою в Полотьске, а Туры в Турове, от него же Туровцы прозвашася…». По современному летоисчеслению это был 980-й год.
По преданию, великая княгиня Ольга, приплыв по Днепру и Припяти в начале 960-х гг., основала первую церковь в этом месте Полесья, впоследствии названном Туровом.
Однако христианство, как мощная консолидирующая и просвещающая сила в религиозной, культурной и политической жизни на белорусских землях, неразрывно связано с крещением в 988 г. Руси и киевским князем Владимиром.
Туровская епископская кафедра основана в 1005 г. Епископы на кафедру поставлялись киевскими митрополитами, находившимися в то время под покровительством Вселенских (Константинопольских) Патриархов. Кафедральным центром Туров стал неслучайно, ибо уже в Х в. являлся столицей одноименного княжества. К X-XI вв. относятся сведения о существовании на Туровщине деревянных храмов.
Особую роль в становлении духовно-нравственного образования в X-XII вв. играли монастыри. Почти при каждом из них были школы и библиотеки, велось летописание, составлялись жития святых. С монастырями древней Туровской Епархии связаны и первое на Руси «Туровское Евангелие», датируемое XI в., и «Поучения» святителя Кирилла Туровского (середина XII в.).
Согласно преданию в 30-х гг. XII в. в Турове было около 75 церквей и монастырей. В 1113 г. вдова великого князя Святополка II Изяславовича гречанка Варвара, состоящая в родстве с домом византийских императоров Комниных, основала на окраине древнего города женский монастырь в честь своей покровительницы святой великомученицы Варвары.
В 1115 г., после канонизации первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в их честь был освящен кафедральный Туровский собор. Археологические раскопки подтверждают, что в городе существовали четыре мужских монастыря, сооружались крупные храмы.
Основным источником наших знаний о святителе Кирилле Туровском является его краткое житие в апрельском Прологе под числом 23: «Этот блаженный Кирилл родился… в городе Турове… богатых родителей был сын». (Наиболее вероятный год его рождения - 1113 г.)
По предположению белорусского ученого А.А.Мельникова святитель родился не просто в богатой, а в знатной семье, возможно, даже княжеской. Об этом свидетельствуют его провизантийское воспитание, классическое греческое образование и духовное восхождение. Судя по творчеству святителя Кирилла, он серьезно изучил полную грамматику, богословие, Священную Историю. Не вызывает сомнения хорошее знание агиографичной и святоотеческой литературы, толкований Священного Писания, что позже дало ему возможность самому рассуждать. Не исключено, что кроме домашнего он получил и монастырское воспитание, которое привило юному Кириллу любовь к Церкви.
В 1123 г. будущий святитель ушел в монастырь, принял постриг с именем Кирилла и священный сан. Спустя некоторое время он стал игуменом обители во имя святителя Николая. Около 1148 г. святой Кирилл оставил обитель и должность игумена и удалился в затвор (уединился в устроенной им башне). Здесь, в уединении, он усердно молился, читал святоотеческую и светскую литературу, благодаря чему стал образованнейшим человеком своего времени. Многие обращались к нему за советом в духовной жизни.
Вдохновенные творения, святость жизни и образованность обратили на подвижника всеобщее внимание, и около 1158 г. по настоянию князя и народа он стал епископом Турова. Именно на поприще архиерейского служения святитель Кирилл стал широко известен как «русский Златоуст».
До нас дошла только часть его обширного наследия: 8 «Слов», «Притча о душе и теле», «Повесть о беспечном царе и его мудром советнике», «Сказ о черноризном чине», «Канон и стихиры на успение равноапостольной Ольги», «Канон молебный», «Канон покаянный» и больше чем полсотни молитв и духовных стихов. Ученые насчитывают всего 68 сохранившихся произведений. Среди не дошедших до нас творений святителя можно назвать «Толкования на Священное Писание» и послания святому князю Андрею Боголюбскому.
Удивляют его совершенное владение древнеславянским языком, свобода словотворчества, экспрессия и афористическая гибкость содержания. Святитель Кирилл вместе с немногими в то время книжниками: Нестором-летописцем, митрополитом Илларионом, князем Ярославом Мудрым и другими - разработал тот обобщенный вариант древнеславянского языка, который был принят позже как богослужебно-литургический канон во всех славянских православных церквях.
Святитель Кирилл Туровский является основателем отечественной гимнографии и красноречия. Его проповеди, слова, послания были открытием для большинства современников; они распространялись в многочисленных рукописных копиях, а после тиражировались в «печатнях».
Поучения святителя помещались в духовных сборниках наряду с древними святоотеческими творениями. Его сохранившиеся до нашего времени проповеди отличаются высокими литературными достоинствами, мудростью и убедительностью.
Скончался святитель около 1183 г., и вскоре началось его местное почитание, а во второй половине XIII в. в Прологе он уже именуется святым. Первое изображение лика Кирилла Туровского на свинцовом образке для напрестольного креста, найденном археологами при раскопках городища древнего Турова, датируется XIII- XIV вв.
К середине XIX ст. стало бесспорным, что епископ Кирилл Туровский по праву является одним из величайших представителей нашей древней истории. Митрополит Макарий (Булгаков), написавший многотомную «Историю Русской Церкви», считал святителя Кирилла Туровского одним из самых выдающихся иерархов Русской Церкви всего периода ее бытия (т.е. девяти веков к моменту написания его «Истории»). Труды и влияние святителя на жизнь Русской Церкви столь значимы, что о нем необходимо говорить не только как о проповеднике, книжнике, но и как об аскете, молитвеннике, епископе во всей многогранности христианской духовной жизни. Достойны подражания его сила любви к Богу, человеку и неравнодушие к происходящим вокруг событиям.
Современники прозвали его Златоустом, для потомков же он - Хранитель Православия и Покровитель Белорусской Земли. В честь святителя Кирилла Туровского по всей Беларуси создаются приходы и строятся храмы, называются братства. Его имя носит Минская Духовная Академия, воспитанники которой становятся высокообразованными священнослужителями, способными к плодотворному диалогу с современным обществом и самостоятельному богословскому и интеллектуальному творчеству.
Не случайно в учебных заведениях нашей страны изучают его жизнь и творческое наследие. Ведь личность Кирилла Туровского показывает уникальный пример сочетания самоотверженного подвига веры и благоговейную любовь к науке и знанию. Его заслуги признаны обществом и государством - памятники святителю украшают площади городов и университетские дворики.
Для нас, живущих в XXI в., так же актуальны и значимы его слова: «Если бы я говорил от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову…раздаю Слова Божии, лучше золота и… слаще чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в Церковь… но вас, приходящих… благословляю».