Таинственная книга о торжестве высшей правды

Священник Андрей САВРИЦКИЙ

«Апокалипсис» - самая таинственная и загадочная книга Нового Завета. Она повествует о грядущих судьбах человечества, о втором пришествии в мир Спасителя, о конце всех времен и будущем Царстве славы. В нашем сознании слово «апокалипсис» чаще всего связано с картинами всеобщего хаоса и нестроений, ужаса и страха. Но это ошибочное представление и неправильное восприятие этой книги. Апокалипсис, напротив, оптимистично смотрит на историю мира и времен и утверждает то, что добро все равно победит.

В переводе с греческого «апокалипсис» означает «откровение». Эта книга имеет еще название «Откровение святого апостола Иоанна Богослова». Христианская традиция приписывает авторство книги апостолу Иоанну Богослову, который написал четвертое Евангелие. Существует несколько версий о времени возникновения этой священной книги. В любой случае ясно одно - книга создана в I ст., в самом начале христианской истории.
Изначально Апокалипсис был написан на греческом языке. У специалистов возникает впечатление, что автор писал по-гречески, думая по-еврейски. Он обнаруживает не просто глубокое знание Ветхого Завета, но и мыслит в системе древних образов, символов и средств выражения. Сотни цитат, прямых и косвенных, намеков, реминисценций, парафраз из Ветхого Завета показывают, что святой Иоанн буквально жил в мире Священного Писания, выражая открывшееся ему словами, издревле принятыми в священных текстах. Откровение подводит итог всему, что было сказано о конце времен в библейской традиции. Иоанн прибегает к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчеркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения.
Книга состоит из 22 глав. Она представляет собой мозаику из различных источников и подчинена сложной числовой системе, имеющей символическое значение. Данте, вдохновленный этой книгой, попытался построить свою «Божественную Комедию» на такой же системе чисел.
Сквозным символом, проходящим через всю книгу, является число 7, знак полноты, что указывает на полноту Божественных свершений в истории. «Апокалипсис» рассматривает историю в свете вечности. Число 6 означает неполноту и несовершенство, а половина семерки - это время испытаний, которые должны пережить христиане. Семь малоазийских церквей символизируют полноту Церкви. По принципу седмериц строится и композиция книги.
По содержанию и своему стилю «Апокалипсис» резко отличается от других текстов Нового завета. Это книга не описательного, не назидательного, а пророческого характера. Посредством видений святому Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на земле, второе пришествие Христа, конец света, Страшный суд. Книга Откровения заканчивается описанием победы добра и правды над грехом и злом. В обновленном творении Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга призывом «гряди, Господи Иисусе!», навсегда ставшим для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.
Книга написана «мучеником для мучеников» с определенной целью - укрепить верных в годину испытаний. Мучениками называют тех людей, которые за исповедание христианской веры претерпели жесточайшие гонения и даже смерть. Ведь во время своего становления христианство было гонимо, пережило невероятные испытания. Преобразив весь мир, оно одержало духовную победу.
«Апокалипсис» не используется в православном богослужении. Может быть, из-за сложности постижения его божественного смысла. К этой книге полезно приступать, имея за плечами опыт чтения Священного Писания и святоотеческой литературы. Опасны наивные, упрощенные и произвольные трактовки этой книги…
Мы, христиане, не разделяем пессимистический взгляд на конец человеческой истории. Ведь Божественное «Откровение» о конечных судьбах человечества содержит не только грозные предостережения отпавшему от Бога человечеству, но, главным образом, несет радостную весть о победе добра. Поэтому «Апокалипсис» - это книга не о конце света, а о конце тьмы и начале радостной обновленной жизни, о торжестве высшей правды и победе добра.