Чтобы не упасть, надо расти

Владимир СВЕРКУНОВ

«Для нашей фабрики кризиса не существует!» - так считает директор ОАО «Слониммебель» Анатолий ЖУК, и это негласное «распоряжение» разделяют все работники предприятия.

- Сейчас все говорят о мировом финансовом кризисе и, к сожалению, очень многие списывают на него свою нерасторопность, подтверждая известный афоризм: «кризис - это для ленивых», - говорит Анатолий Константинович. - Но наше предприятие занимает совершенно иную позицию. Мы не должны сбавлять достигнутых темпов развития, а для этого надо прилагать все усилия. Конечно, ситуация непростая. Именно поэтому необходимо действовать смелее, порой методом проб и ошибок. Но просчеты можно исправить, приобретя полезный опыт. Только так, действуя и постоянно совершенствуясь, можно идти вперед.

Без оглядки на кризис

Надо отметить, что речь идет не о фабрике «с иголочки», а о зрелом предприятии, на котором, безусловно, существуют проблемы, перешедшие из «старых» времен. В сентябре ОАО «Слониммебель» отмечает 70-летие. В 1939 г., на базе кожевенного завода, была организована артель «Красный столяр», где работало 50 человек. А в 1956 г. она была преобразована в Слонимскую мебельную фабрику, которая в 1997 г. стала открытым акционерным обществом. Еще через 9 лет предприятие получило статус коммерческой организации с иностранными инвестициями. 

Непрост и рынок, на котором работает предприятие. Конкуренция здесь не ослабевает уже много лет: за покупателя борются 23 организации, входящие в концерн «Беллесбумпром», и около 350 частных компаний. К тому же мебель не относится к товарам повседневного спроса, и при падении реальных доходов ее приобретение многие семьи откладывают «на потом». 

Тем не менее и в сложных условиях ОАО «Слониммебель» в текущем году нарастило объемы производства на 10%, при этом рост производительности труда составил 12%.
Такой результат дал разработанный на предприятии бизнес-план, стержнем которого стала система антикризисных мер. 

- Конечно, мы пошли нелегким путем, - отмечает А.Жук. - Ведь по итогам работы за 8 месяцев 2009 г. фабрика выполнила план на 110%. Работа в ускоренном режиме дает возможность занять персонал, не допускать опасного роста кредитов, вовремя платить налоги, а также по счетам за электроэнергию и газ. Должен заметить, что мы сразу отклонили как «антикризисную» меру переход на неполную рабочую неделю или сокращение штата. Поставили задачу: не допустить снижения заработной платы, которая даже увеличилась на 4,4% и сегодня в среднем составляет 950 тыс. руб.

Предприятие не только увеличило выпуск изделий, но и расширило ассортимент, причем мебель стала интереснее по дизайну и сложнее в изготовлении. Доля новых изделий в общем объеме производства достигла 44,4%. Освоен выпуск наборов для спальни «Венера», «Каролина», «Новелла», «Регина», корпусной мебели «Гранд». Наибольший удельный вес в структуре продукции (63%) занимают спальные гарнитуры. Кроме того, предприятие выпускает наборы для гостиных, прихожих и так называемую однопредметную мебель. В последнее время разработана линейка комодов для поставок в страны дальнего зарубежья.

Торговать с Западом предприятие могло бы и раньше - такие предложения поступали. Однако более выгодными были условия работы на внутреннем рынке, а также поставок на экспорт - в Россию, Казахстан и Таджикистан. Кризис заставил пересмотреть структуру продаж. В Беларуси реализация мебели несколько снизилась, и чтобы компенсировать возможные потери, было решено вернуться к предложениям западных партнеров. Проведя переговоры, заключили договор на поставку пробной партии комодов в Германию на сумму 40 тыс. евро. Они были отправлены туда в мае, и почти сразу же поступило предложение на заключение долгосрочного контракта.

Основа - заказы партнеров

Безусловно, проблема сбыта выпущенной продукции сегодня волнует каждого руководителя. В ОАО «Слониммебель» ее стали решать задолго до кризиса. От обезличенного производства предприятие постепенно перешло на выпуск изделий по конкретным заказам, удельный вес которых достигает 70-80%. Особенно четко эта работа налажена с зарубежными партнерами, которые заключают контракты на крупные партии мебели. И здесь преимуществом является широкий ассортимент: когда предлагается три десятка наименований, это привлекает потребителей, которым удобно оформить один заказ сразу на несколько видов изделий. Предприятие изготавливает модели для разных по обеспеченности слоев населения.

- Мы 20 лет ездили на выставки за рубеж и только расстраивались, видя, как отстали, - замечает Анатолий Константинович. - Но когда появилось новое оборудование и мы смогли делать мебель не хуже, чем на Западе, то даже психологически стали чувствовать себя совершенно по-другому, более комфортно и уверенно. И должен сказать, что, например, российские потребители уже не гоняются за итальянской мебелью, поскольку убедились в высоком качестве белорусских изделий. Мы применяем шпон ценных пород дерева, изготавливаем мебель также из массива, а это привлекает солидных покупателей. Много изделий из МДФ, что позволяет сделать более разнообразным дизайн.

И хотя в начале года фабрика столкнулась с существенным снижением экспорта, к июлю удалось полностью восстановить объем внешних поставок в натуральном выражении. Чтобы достичь этой цели, предприятие еще активнее стало участвовать в международных выставках, где завоевало престижные награды. Например, по итогам выставки «Мебель-2009», проходившей в Минске, ОАО «Слониммебель» получило диплом победителя в номинации «Производственно-технический уровень». Предприятие также удостоено премии Правительства  Республики Беларусь  за достижения в области качества.

Но результаты участия в международных ярмарках были бы еще весомее, если бы для предприятий упростили порядок продажи выставочных образцов. Ведь порой лучшая реклама - отзывы и рекомендации покупателей. Пока же приходится идти на расходы, доставляя экспонаты домой. Ведь выполнить все требования, установленные для их реализации в стране проведения выставки, очень сложно. К тому же чрезмерно высоки налоги.

Говоря об экспорте, стоит заметить, что хотя в натуральном выражении он у предприятия вырос, в долларовом эквиваленте не удалось достичь уровня прошлого года. Произошло это из-за того, что девальвация российского рубля и казахстанского тенге была более значительной, чем белорусского рубля. Но этого почему-то не «видит» статистика, оцениваюшая темпы роста экспорта без учета реального соотношения разных валют.

Важной стороной успешной работы под конкретные заказы является низкий уровень складских запасов. Остатки готовой продукции на предприятии ниже доведенного концерном норматива и составляют 48,9% среднемесячного объема производства при задании 90%. И тем удивительнее, что слонимским мебельщикам наряду с другими предприятиями отрасли довели новый, как, видимо, представляется его авторам, «антикризисный» показатель. Он регламентирует величину реализации по отношению к объему выпуска продукции в размере 103%.

С другой стороны, складские запасы в мебельном производстве не всегда следует рассматривать как признак неблагополучия.

- Рынок мебели непредсказуем, - поясняет А.Жук. - Часто спрос формируется стихийно. Однажды буквально в считанные дни раскупили наборы для спальни «Патрисия», и мы запланировали на следующий месяц увеличение выпуска этой мебели. Однако спрос на нее упал, зато увеличился на другую мебель. Пришлось «перекроить» план. Все эти колебания предусмотреть невозможно. Но в любом случае, качественная мебель раскупается в течение квартала или полугодия. Вообще, у мебельщиков «мертвый сезон» - весна, и только с июля начинается оживление.

В идеале мебельщики могли бы ориентироваться на планы ввода нового жилья: новоселы, как правило, приобретают обстановку. Это позволило бы в определенные месяцы увеличивать объемы выпуска, а в другие - сокращать, выдерживая темпы роста в целом по году. А когда ежемесячно доводятся показатели роста на 10% каждый месяц, то как можно приспособиться к «пикам» строительства?! По мнению Анатолия Константиновича, предприятия должны обладать большей свободой в планировании. В период спада спроса можно было бы даже всей фабрикой отправиться в отпуск, что, кстати, практикуется на Западе. Это разумно и с точки зрения производства, ведь когда на отдых уходят по 10-30 человек, им приходится искать замену, а это непросто.

Один в поле не воин

Такой подход вполне применим и в спокойные времена, а в период кризиса мог бы стать маневром, позволившим сгладить колебания спроса. А они особенно сильны на внутреннем рынке. Резко уменьшившаяся платежеспособность торговли вынудила ОАО «Слониммебель» отказаться от работы с отечественными магазинами по предоплате, как это практиковалось в предыдущие годы. За 8 месяцев 2009 г. на 1,249 млрд. руб. увеличилась дебиторская задолженность белорусских контрагентов. А срок поступления денежных средств от покупателей составляет в среднем 60 дней.

- До сегодняшнего дня нам практически не нужна была фирменная торговая сеть, располагаем только магазином в Слониме, - говорит А.Жук. - Но если с нашими партнерами, реализующими мебель в розницу, проблемы обострятся, придется создавать собственные торговые предприятия. Думаю, в ближайшее время удастся открыть магазин в Минске. Одновременно проводим различные акции по продаже мебели, активизировали и рекламную деятельность.

Конечно, неплатежи приводят к обрывам в цепочке от поставки сырья до отправки готовой продукции, но на предприятии уверены, что все проблемы можно решить, было бы у партнеров желание работать на общий результат. В этом отношении показателен пример взаимодействия с ОАО «Ивацевичидрев», откуда слонимские мебельщики получают плиты ДСП. Там всегда идут навстречу, если речь идет о небольшой - на 1-2 недели - отсрочке оплаты продукции.

Но такой ответственный подход характерен не для всех, кто причастен к производству и реализации отечественной продукции.

- Мне не совсем понятно поведение во время кризиса Белорусской железной дороги, - замечает Анатолий Константинович. - Она, на мой взгляд, должна быть «коренником» в упряжке, которая продвигает отечественные изделия на зарубежные рынки. Но, судя по всему, транспортники в первую очередь заботятся собственной выгоде. Приведу пример: если бы мы перевозили по железной дороге мебель до станции Осиновка, расположенной на границе с Россией, то платили бы за вагон по внутриреспубликанским тарифам 490 тыс. руб. Но если станция назначения российская или казахстанская, то на том же участке пути применяются международные расценки, а они составляют ни много, ни мало - 4,6 млн. Причем тариф вырос вдвое именно в текущем году, самом трудном для промышленности. Ладно бы, речь шла о развитии железной дороги, повышении уровня обслуживания. Но этого нет, более того, транспортники практически свернули деятельность на станции Слоним, и все отгрузки продукции нам чаще всего приходится осуществлять из Барановичей, а это влечет за собой дополнительные затраты. Повышение тарифов привело к тому, что цена каждого комплекта мебели возросла на 50 долл., а покупатели не всегда согласны платить больше. Как это соотносится с тем, что экспорт в республике является приоритетным направлением в экономике?!

Когда предприятия концерна подняли этот вопрос, на правительственном уровне было принято решение компенсировать 50% затрат за перевозку экспортных грузов по территории республики из инновационного фонда концерна. Но разве для таких целей предназначена отраслевая «копилка»? Надо ли говорить, что на большинстве производств далеко не полностью решены проблемы технического переоснащения и внедрения современных технологий.

В частности, в Беларуси пока так и не освоено массовое производство плит МДФ, хотя имеется соответствующая программа. А закупки импортного материала ставят перед предприятием трудноразрешимую дилемму. Более дешевый материал у польских производителей мебельщики покупать не могут - приобретение сразу включается в статью «импорт», а его величина сдерживается. Проблема решается, если брать тот же польский МДФ у белорусских посредников, - они почему-то считаются отечественными поставщиками. Но разве это не самообман? Ведь из республики так или иначе валюта уходит?! К тому же у посредников материал стоит дороже, а это - дополнительные затраты. Директор ОАО «Слониммебель» считает так: то, что не производится в Беларуси, должно без всяких ограничений закупаться за ее пределами, особенно когда речь идет о предприятии, которое на 15% превысило задание по показателю положительного сальдо внешней торговли.

А.Жук считает, что предприятию не хватило двух лет для того, чтобы полностью переоснастить производство: помешал экономический кризис. Стоит отметить, что начиная с 2001 г. здесь освоено инвестиций на сумму 3,7 млн. долл. Остался нерешенным вопрос отделки деталей: планировали приобрести автоматизированную линию стоимостью 700 тыс. евро.

Но тем не менее реализация инвестиционной программы продолжается, пусть и не в таком объеме, как планировалось. В частности, внедрено более пяти деревообрабатывающих центров с ЧПУ, установлен раскройный станок, который по компьютерной программе вырезает детали с наименьшими отходами, освоена технология вакуумного прессования. Наряду с традиционными источниками , финансирования - из инновационного фонда концерна «Беллесбумпром», от участия предприятия в эксперименте по стимулированию развития промышленного производства и собственные средства - ОАО «Слониммебель» привлекло и иностранного инвестора. Его удалось убедить в том, что предприятие может даже в условиях кризиса работать эффективно, а у самой фабрики - неплохие перспективы.

Для сокращения затрат ОАО «Слониммебель» активно реализует мероприятия по снижению материалоемкости выпускаемой продукции: в текущем году она уменьшилась на 0,5%. Большой эффект получили от перевода котельной на местные виды топлива. В результате только за семь месяцев 2009 г. показатель по энергосбережению составил -52,1% при задании -13%. Построенная котельная не имеет аналогов в Беларуси. На базе предприятия ежегодно проводятся семинары по энергосбережению, и даже частные производители приезжают в Слоним перенимать опыт. А само предприятие за экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов занесено на Республиканскую доску Почета победителей соревнования 2008 г.

- Но не всегда можно сократить издержки производства в рамках отдельно взятого предприятия, - считает Анатолий Константинович. - Гораздо большие возможности имеет отрасль в целом. Объясню, что имеется в виду. В свое время штаб отрасли занимался вопросами снабжения предприятий. Сегодня они производят закупки самостоятельно. Но это не всегда эффективно, особенно когда речь идет о материалах, массово используемых деревообрабатывающими производствами: всевозможные лаки, краски, составы для отделки и другие химические препараты.

Если бы при концерне была организация, ведающая вопросами снабжения, то это дало бы возможность закупать материалы большими партиями и, следовательно, дешевле за счет скидок. В свою очередь поставщики, особенно зарубежные, видя такого мощного покупателя, конкурировали бы между собой и стремились к улучшению качества. Думаю, такая отраслевая мера вполне могла бы стать антикризисной.

Мнение директора, безусловно, заслуживает рассмотрения. Ведь возглавляемое им предприятие устойчиво держится на плаву и даже прокладывает путь вперед, несмотря на бушующую кругом экономическую «бурю». Как, впрочем, достойны внимания и такие его слова: «У руководителя должна быть цель, и он обязан ее добиться невзирая на то, что происходит вокруг. И не только директор, но и его команда - все главные специалисты должны знать: чего мы хотим достичь?»

ОАО «Слониммебель»
231800, Гродненская обл., г. Слоним, ул. Торговая, 9
Тел.: (0152) 2-55-95, 2-55-16
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.