Смена инвестора пошла на пользу

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

В период с 2001 по 2005 г. ОАО «Брестский завод бытовой химии» по сути являлось удаленным цехом Ost West Korporation (Швейцария). Белорусское предприятие, не обладая самостоятельностью, выполняло заказы преимущественно головной компании, которая занималась и сбытом произведенной продукции. После приобретения аналогичного предприятия в России (г.Новомосковск, Тульская область) швейцарский инвестор потерял всякий интерес к своей белорусской «дочке» и продал принадлежащий ему пакет акций группе инвесторов. С этого времени и начались качественные изменения в работе ОАО «Брестский завод бытовой химии».

Так, если в 2005 г. рентабельность была отрицательная (-20%), то сейчас предприятие работает прибыльно, значительно выросли и объемы производства. Ранее в месяц на внутреннем рынке продавалось продукции примерно на 200 млн. руб., а сейчас только в августе текущего года реализовано товаров более чем на 1,5 млрд. руб., несмотря на то что в летние месяцы обычно наблюдается некоторый спад продаж. Сейчас около 25-30% внутреннего рынка товаров бытовой химии контролируется брестчанами. Однако предприятие не ставит перед собой задачу выпускать «все и вся». Прежде всего акцент делается на тех группах товаров, которые имеют общую сырьевую основу. Ведь чем шире использование тех или иных компонентов, тем ниже закупочные цены, что позволяет без особых капиталовложений увеличить рентабельность производства.

- За счет расширения клиентской базы (более 2 тыс. контрагентов) выросла наша доля на внутреннем рынке. В каждом областном центре имеем своих торговых представителей, а для большей оперативности выполнения заказов открыли удаленный торговый склад в Минске, что позволило удовлетворять заявки наших партнеров в течение 24 ч, - говорит директор предприятия Дмитрий СМОЛЕЙ.

Под каждую линейку выпускаемой продукции создана своя торговая марка, и если в 2005 г. ассортимент насчитывал лишь 30-40 наименований, то сейчас более 330. Активно работает маркетинговая служба, которая вышла на высокий профессиональный уровень. Без ее одобрения, а ему предшествует тщательное изучение рынка, ни один новый продукт в производство не запускается. Не менее результативно трудятся молодые специалисты-химики, выпускники БГУ, которые ставят перед собой амбициозные задачи, а самое главное - успешно их решают.

Естественно, все это не могло не сказаться на увеличении оборота. В январе-июле текущего года произведено товарной продукции (в сопоставимых ценах) на 8,033 млрд. руб., а за 8 месяцев рост составил 106% к соответствующему периоду прошлого года. - Ставим перед собой задачу охватить весь спектр товаров бытовой химии, в том числе и промышленного применения, а также часть парфюмерно-косметического ассортимента, - подчеркнул Д.Смолей. - Ежегодно осваиваем 30-40 новых видов изделий, с начала года уже внедрено 19 новинок. Сейчас начинаем выпуск детской серии Baby smile для самых маленьких и «Буби-бу» для детей с трех лет. Это наша собственная разработка, не уступающая по качеству импортным аналогам. В частности, в серии Baby smile будут представлены три наименования шампуня «два в одном» с экстрактами череды, ромашки и календулы. В числе новой продукции для детей также репеллентное молочко «АТАС!», которое дополнит одноименную взрослую серию. Готовится к выпуску подростковая косметическая серия «Аленький цветочек».

Постепенно, после выхода из состава акционеров Ost West Korporation, возвращается утраченный экспортный потенциал. Первоначально усилия концентрировались на странах СНГ. Подписан первый контракт на поставку товаров в страны Балтии, так что продукция ОАО «Брестский завод бытовой химии» будет вскоре сертифицирована и в странах Европейского союза. Поэтому химические компоненты, запрещенные в странах ЕС, заменяются на биоразлагаемые, которые являются экологически безопасными для людей и природы. Идет работа над получением сертификата ИСО 14001 по воздействию на окружающую среду, в планах - разрешение на право нанесения СЕ-маркировки.

Более высокими темпами, чем товары бытового применения, развивается промышленный сегмент. - Ведь мы выпускаем продукцию высокого качества, прошедшую строгую гигиеническую сертификацию в Минздраве РБ, к тому же цены на нее ниже, чем на зарубежные аналоги, - подчеркивает директор. Для предприятий пищевой промышленности и общепита налажен выпуск широкого ассортимента моющих и дезинфицирующих средств под торговой маркой «БЭСТ». Пенообразователь «Барьер-612» можно применять при тушении пожаров класса А (твердые) и класса В (жидкие вещества) по ГОСТУ 27331, а также в автоматических установках пенного пожаротушения и воздушно-пенных огнетушителях. Разрабатываются и защитные пропитки для дерева, которые пользуются все большим спросом. Так что расширяется не только ассортимент, но и сферы применения.

В 2008 г. была объявлена допэмиссия на ОАО «Брестский завод бытовой химии». Собранием акционеров решено весь доход от нее (почти 2 млрд. руб.) направить на развитие предприятия.
С начала года инвестиции в основной капитал уже составили 324 млн., основная часть средств инвестирована в новую линию по выпуску парфюмерно-косметических средств, на которой налажено производство детской косметической серии.

Особый упор делается на внедрении энергоэффективных технологий. Если ранее на предприятии была одна компрессорная станция, откуда сжатый воздух подавался на все участки независимо от их производственной загрузки, то теперь каждая технологическая линия имеет свою компрессорную установку небольшой мощности. Начата модернизация котельной, которая используется круглогодично, в том числе и для отопления жилого микрорайона Дубровка.

Специфика производства такова, что приходится сразу изготавливать не менее 2 т продукции, это диктуют мощности реакторных установок. Приходится делать плановые товарные запасы, отвлекая значительные оборотные ресурсы. Поэтому и ответственность маркетинговой службы при запуске новой продукции многократно возрастает. Для минимизации рисков пробные партии производятся на небольшом по емкости оборудовании, и только после изучения спроса новинка идет в серийное производство. - Процесс выхода на рынок с новым продуктом достаточно долгий и трудоемкий, - говорит Дмитрий Иванович. Даже реклама сразу не дает ожидаемого эффекта, потребителю необходимо время, чтобы привыкнуть к незнакомой торговой марке. Постоянно приходится корректировать ранее намеченные планы. Например, специалисты предприятия не ожидали, что спрос на новую линейку инсектицидов (средств для уничтожения насекомых) под звучной маркой «Кирдык» увеличится более чем в 2 раза.

Предприятие четко опередило пути развития на несколько лет вперед: какую новую продукцию и когда оно будет выпускать на рынок. А главное, постоянно ведется поиск внутренних резервов. Так, расходы на казалось бы давно отлаженную логистику удалось сократить в себестоимости конечной продукции с 4,5 до 3,2%. В этом, наверное, и кроется главный «секрет» выхода из кризиса, который позволил некогда убыточному предприятию стать одним из лидеров на белорусском рынке товаров бытовой химии.

ОАО «Брестский завод бытовой химии»
224025, г. Брест, ул. Белорусская, 51
Тел.: (0162) 292-425,
Факс: (0162) 292-743
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.bzbh.by