Лидерство проверяется трудностями

Владимир СОСНОВ

В кризисное время особенно важно стремиться к лидерству: на фоне тех, у кого от трудностей опустились руки, компании, сохранившие оптимизм и уверенность в успехе, как магнитом, притягивают к себе деловых партнеров.

К таким предприятиям относится и филиал № 511 АСБ «Беларусбанк», возглавляемый Владиславом ГОРОЖАНКИНЫМ, который считает своей главной задачей - привить работникам психологию победителя.

- Владислав Николаевич, но ведь все люди - разные. Как же добиться, чтобы все они стремились к лидерству?

- Уверен, что дух состязательности, нацеленности на успех присущ каждому человеку. Говорю об этом со знанием дела, поскольку многие годы отдал службе в армии, где каждое подразделение старалось стать лучшим, касалось это стрельбы или чистоты в казарме. По такому пути мы и пошли: организовали конкурс среди операционно-кассовых работников. Вся информация об их работе по нескольким направлениям анализируется компьютером, который беспристрастно начисляет баллы и определяет лучших специалистов. Итоги подводятся за месяц, квартал и год. Победители получают премии в размере от трех до пяти базовых величин, им устанавливаются надбавки к окладу на срок от месяца до года. Фотографии лидеров вывешиваются во всех отделениях филиала. Эти результаты отражаются и на карьерном росте: высвобождающиеся вакансии в первую очередь предлагаются победителям соревнования. На конкурсной основе мы теперь набираем и операционно-кассовых работников, хотя эта профессия не из легких.

Об эффективности конкурса свидетельствует рост производительности труда. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. доходы филиала в расчете на одного работника выросли в 1,5, прибыль - в 1,7 раза, увеличилась и зарплата. Высокие экономические показатели позволяют филиалу на протяжении 7 кварталов подряд занимать призовые места в республиканской системе Беларусбанка.
Другой стороной этой работы стало повышение культуры обслуживания клиентов. Мы очень серьезно относимся к их предложениям и жалобам. Например, оптимизировали график работы за счет технологических и обеденных перерывов, отрегулировали маршруты инкассации. И в результате добились того, что теперь одновременно работает максимально возможное число окон.

Это дало двойной эффект: и нареканий стало меньше, и дополнительные доходы появились.
Не менее важной задачей является и сплочение коллектива. Еще недавно многие работники филиала даже не знали друг друга в лицо. И чтобы, скажем, устранить компьютерный сбой, обычно приходилось обойти все инстанции, и только после этого принималось решение и присылали специалиста. Сейчас же кассир, будучи с ним знаком, обращается напрямую, и таким образом экономится рабочее время. Добиться этого позволило развитие художественной самодеятельности и спорта. У нас есть танцевальный коллектив, исполнители бардовской песни, команды по волейболу, плаванию, мини-футболу, туризму, бильярду, дартсу. На их счету - призовые места в республиканских фестивалях и соревнованиях. Безусловно, все это способствует формированию корпоративного духа и нацеливает коллектив на успех. Я вообще убежден в том, что самым прибыльным является вложение денег в людей и взаимоотношения между ними. Это может дать рентабельность и 100, и 200%.

- Специфика Беларусбанка заключается в том, что он работает и с физическими, и с юридическими лицами. Кому вы отдаете предпочтение?

- Их доли в обороте филиала примерно одинаковы: у юридических лиц - 54%, у физических - 46%. Поэтому оба контингента одинаково дороги для нас. В то же время просроченная задолженность граждан составляет 0,02%, а вот с предприятиями, особенно в последнее время, ситуация не столь радужная. Но понимая всю сложность сегодняшнего периода, стараемся помочь нашим корпоративным клиентам развязать финансовые узлы, используя все имеющиеся банковские инструменты. Например, работаем с дебиторской задолженностью клиентов, помогая через другие филиалы нашего банка гасить долги их партнеров. И должен отметить, что в это тяжелое время ни один клиент не ушел из нашего филиала. Более того, за первое полугодие открыты счета 90 субъектам хозяйствования, в том числе 46 индивидуальным предпринимателям, а общее количество обслуживаемых юридических лиц составило 1572. Среди наших клиентов - УП «Минский завод колесных тягачей», УП «Белкоммунмаш», два городских молочных завода, УП «Белрыба», ОАО «Минский завод игристых вин», УП «Белцветмет» и др. Поскольку наш банк является государственным, мы не стремимся к сверхприбылям. Это, в частности, предполагает поддержку кредитными ресурсами реального сектора экономики, в том числе и на льготных условиях. Понятно, что у каждого банка должна быть своя ниша. Мы таковой считаем кредитование крупных проектов.

В целом кредитный портфель юридических лиц с начала года увеличился на 18 млрд. руб. и составил на начало июля 145,5 млрд. руб. Причем средства выделяются не только для инвестиционных проектов, но и на поддержку экспорта продукции, что особенно актуально в условиях финансового кризиса. Так, в июне текущего года предоставлен экспортный кредит Бишкекскому троллейбусному управлению (Кыргызская Республика) в размере более 2,5 млн. долл. на оплату троллейбусов, поставляемых УП «Белкоммунмаш».

- Насколько сложно предприятиям получить у вас кредит?

- Мы никогда не требовали «лишних» документов, с уважением относясь к клиентам. Ежемесячно я сам встречаюсь с руководителями ведущих предприятий, которые находятся у нас на обслуживании, интересуюсь их планами и проблемами. Это помогает наладить по-настоящему доверительные отношения. По этой причине мы никогда не хитрим с процентными ставками, а называем конкретные суммы, которые нужно будет вносить за пользование заемными средствами.

В то же время, как говорится, деньги не терпят суеты, и давая кредит, мы, конечно, берем на себя определенный риск. Но если нужна какая-то дополнительная информация, то ее сбор берут на себя наши менеджеры, реализуя таким образом принцип «одного окна».

Если коснуться обслуживания, то широко применяется система «Клиент-банк»: электронный документооборот охватывает около 82% клиентов. Могли бы и полностью перейти на новую технологию, однако не все клиенты пока готовы отказаться от годами складывавшегося порядка, а некоторые не имеют технической возможности. Но мы все равно ведем разъяснительную работу вплоть до того, что я сам выезжаю на предприятия. Ведь в конечном итоге электронный документооборот выгоден всем: сокращаются сроки проведения операций, да и бумага экономится.
Все это вместе позволяет повысить эффективность работы - и банку, и нашим клиентам, которым от души желаю стать лидерами в своем деле.

Филиал № 511 АСБ «Беларусбанк»
220070, г. Минск, Партизанский пр-т, 26
Тел./факс: (017) 230-86-05
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.