Поход за чудом

Дарья ШИТИКОВА

После реконструкции, начатой в 2006 г., Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь предстал перед зрителями в новой «одежде»: проект максимально воссоздает замысел своего автора - архитектора И.Лангбарда и вместе с тем соответствует современным строительным нормам. Что изменилось во внутренней «начинке» театра? Что увидят и услышат зрители в новом 77-м театральном сезоне? На эти и другие вопросы отвечают исполняющий обязанности генерального директора ГТЗУ «Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь» Валентин ПЫШНОЙ и заместитель генерального директора Валерий ГЕДРОЙЦ.

- Внешне театр очень преобразился. К чему обязывает такое новое убранство?

- В.Пышной. Новое здание ни в коем случае не обязывает артиста изменить свой статус. Артист меняется в образе, во времени, в репертуаре. Поэтому неважно как выглядит здание, главное - какие спектакли показываются зрителю, как проявляют себя в творчестве режиссеры-постановщики. Внешнее царское убранство скорее обязывает зрителя на определенную модель поведения. И, хочется думать, что благодаря вновь обретенному богатому интерьеру будет возрождена добрая традиция ходить в театр как на праздник: в вечерних туалетах.

-Что кардинально после реконструкции изменилось в театре?

- У нас появилась новая сцена. При ее разработке учитывались все подобные конструкции ведущих европейских театров. Но если брать все наши новшества, то могу с уверенностью сказать - подобной сцены нет нигде. И она обязывает нас искать тот репертуар, который ее достойно украсит.
Особенность сцены состоит в том, что она оснащена по максимуму механическими аппаратами: гидравлической системой, позволяющей иметь 21 площадку подъема, четырьмя люками провала (ранее их было всего два, что ограничивало фантазии режиссеров), полетными устройствами, беговой дорожкой, двумя накатными фурами. Одна из них предназначена для декораций и позволяет изменять их конфигурации в ходе спектакля, причем артисты и декорации могут вращаться одновременно в разных направлениях. Вторая фура устроена по принципу слоеного пирога с амортизаторами; артисты балета очень комфортно себя на ней чувствуют - нет жесткости. Например, на нашей сцене выступали артисты балета Большого театра из России, так они с собой привезли щитовое напольное покрытие. У нас же теперь уже готовая сцена.

Сцена имеет также 4 процента наклона в сторону зрителя. Для зрителя, особенно в дальних рядах, это предоставляет дополнительные возможности видеть то, что нельзя посмотреть на прямой поверхности. Конечно, артисты поначалу заново ощущают себя в пространстве - в балетной школе учат танцевать на прямой сцене. На наклонной же плоскости человек ориентируется по-другому, что связано с его физиологией. Однако наклонная сцена кроме новых ощущений открывает еще и массу возможностей.

Прыжки сверху вниз увеличивают высоту подъема, но артисту нужно его просчитывать, он должен приспособиться к этим условиям.

- Это все планировалось изначально?

- Техническое задание предполагало всего 4 люка провала и около 10 площадок подъема. Сегодня мы имеет то, о чем я уже говорил выше. Не скажу, что мы готовы все возможности сцены использовать в полной мере - на это требуются время, подготовка и работа режиссерского корпуса театра. А они уже фантазируют, изобретают, ставят классические спектакли в новом обличии, причем постановки - не клише, режиссеры проявляют собственное видение. Вот это и означает творчество в чистом виде.

Кроме того, у нас теперь есть мощная осветительная аппаратура, которой ранее театр не располагал. Благодаря этому классические спектакли засияют по-новому - в настоящий момент ведутся переговоры с режиссерами, которые раньше работали на похожих сценах.
Изменения коснутся и декораций, которые до реконструкции были деревянными, металлическими, матерчатыми. Сегодня технологии позволяют шагнуть вперед: свет используется максимально, задействована компьютерная графика. К тому же такие «декорации» снижают общие затраты на спектакль, позволяют работать на любой сцене и перевозятся всеми видами транспорта вместе с коллективом, выезжающим на гастроли.

Новые звуковые ощущения зрителям подарит и оркестровая яма. Те, кто слушал наш оркестр, говорят, что оркестр зазвучал более богатыми красками, нежели ранее.

- Как пополняется коллектив вашего театра?

- В.Гедройц. Исторически сложилось, что театр комплектовался за счет своих кадров: наш хореографический колледж выпускает очень хороших специалистов. Статус выпускников подтвержден многочисленными победами на конкурсах, которые проводятся в странах СНГ и не только. Тесна связь театра и с Академией музыки. Кстати, многие творческие работники преподают там. У нас также работают мастера сцены из России, Украины.

Признаюсь, нам было очень сложно во время реконструкции. Например, театр оперы проводил репетиции и давал спектакли и концерты на 6 удаленных друг от друга сценических площадках. Закрывали сцены, чтобы холод не шел из зала, отапливали помещения тепловыми пушками, репетировали, прерывались, снова обогревали помещение и … репетировали дальше. На представлениях люди иной раз сидели в пальто, а артисты выступали лишь в театральных костюмах.

Однако отмечу, что за этот период кадры не были потеряны, коллектив стоически ждал открытия обновленного здания. Сейчас мы даже наблюдаем следующую тенденцию: по разным причинам к нам начинают возвращаться уехавшие ранее. И сейчас у нас труппа молодая, очень перспективная и полна желаний осуществлять амбициозные творческие планы. Вообще же в течение одного театрального сезона коллектив театра дает около 150 спектаклей на основной сцене.

- Знаю, что ваш коллектив часто ездит на гастроли…

- За последние 15 лет Национальный академический Большой театр балета побывал более чем в 30 странах мира, причем во многих странах гастролировал неоднократно. В этом году труппа успела побывать в Сирии, Египте, Ливане, Испании, дважды в Германии. Кстати, о последней стране, выступления на немецком фестивале Сlassic Open Air уже стали для нас ежегодными. В этом году коллективу предстоят еще гастроли в Голландию и Корею.

- Пока длятся гастроли, что услаждает слух и зрение зрителей на родине?

- В.Пышной. Часть коллектива всегда остается в стенах театра: симфонический оркестр и оперная труппа в двойном составе. Перспектива будущего - сделать и балетный коллектив в двойном составе. Благо, вопрос где брать кадры не стоит, да и равняться есть на кого. Например, московский Большой театр только на гастроли возит балетную труппу в тройном составе. Еще не забывайте, что мы имеем два театра в одном здании: оперу и балет. И между собой эти жанры также переплетаются в совместных постановках. Так, в спектаклях «Князь Игорь», «Кармина Бурана», «Севильский цирюльник» принимают участие балетная труппа, хор и оперная труппа.
Любой театр заинтересован привлекать в свои стены звезд мирового уровня. Это и зрителю интересно, и труппе позволяет расти. По возможности мы также будем стараться придерживаться данной традиции: вопрос сейчас активно обсуждается.

- Почему двойной состав балетной труппы очень важен для театра?

- Не секрет, что век артиста балета очень короток, в 35 лет человек может уйти на пенсию. Артисты как и спортсмены вынуждены поддерживать тело в постоянном физическом тонусе. К тому же всегда существует риск травматизма. Кстати, после реконструкции в театре появились помещения для отдыха артистов балета с жесткими кушетками. Здравпункт планируется доукомплектовать специальным оборудованием, которое массажирует позвоночник, снимая при этом нагрузку.

Расширилась в театре и база для репетиций. Появилась вторая сцена, которая по размеру и техническим параметрам не отличается от основной. Главное ее преимущество - естественное освещение, что позволяет экономить электроэнергию. Сегодня дополнительная сцена используется по максимуму всеми творческими коллективами театра: балетной труппой, оркестром, хором.

- Задели ли театр кризисные явления в мировой экономике?

- Нам очень повезло, что экономический кризис не отражается на деятельности театра и наших артистов. Театр всегда находился на государственном обеспечении, и сегодня деньги нам даются не просто на заработную плату, но и на новые постановки. В этом году на них было выделено 2 млрд.руб., все они на данный момент освоены. Говорит о средней цене постановки нельзя, поскольку каждый спектакль требует индивидуального подхода. К примеру, на возобновленный спектакль «Чужое багацце» планировалось затратить 20 млн.руб., выделенных по гранду Президента, а конечная цифра составила 400 млн.

Из заработанных денег театр отчисляет средства в фонды потребления и накопления. Это позволяет решать многие насущные вопросы, в том числе и социальные. Более того, с 2009 г. у театра есть план по валюте в размере 160 тыс. долл. Он выполнен на 50% и до конца года, думаю, будет реализован.

Гастроли ведь тоже бывают разные. Одно дело, когда театр продает зрителю за деньги готовый продукт, совсем другое - фестивали, где собираются звезды с мировыми именами, делают совместный продукт и прибыль делится между всеми участниками. Вторая форма на выходе дает меньший финансовый показатель, но рост труппы просто колоссален - за это время артисты проходят мировую школу искусства. Например, театр оперы давно участвует в подобных выездных мероприятиях.

- В Беларуси проходят подобные фестивали?

- В.Гедройц. К сожалению, в нашей стране пока нет. Но театр готов заниматься подобным проектом, к тому же есть специалисты, которые жаждут организовать оперный фестиваль. Это, можно сказать, будет новой формой работы нашего театра, которая планируется уже осенью 2010 г.: надеюсь, что белорусский зритель увидит качественно новый продукт - звезды мировой оперы на одной сцене.
О проведении подобных балетных фестивалей в Беларуси говорить пока рано, поскольку тоже потребуются большие финансовые затраты. А вот о других, например, музыкальных фестивалях, заявлять уже можно. Сегодня весь состав театра активно готовится к проведению концертов открытия и закрытия IV Международного фестиваля Ю.БАШМЕТА и участию в нем.

- Оказывает ли помощь театру бизнес?

- Найти сегодня спонсора - проблема №1. У нас раньше никогда не было попечительского совета, сегодня этот вопрос обсуждается с Министерством культуры и представителями бизнес-среды. И заинтересованные люди действительно есть.

В стенах театра ведь могут проводиться не только фестивали. У нас шикарные просторные холлы и дополнительная сцена, где могут проходить различные мероприятия, например, экскурсии, выставки, аукционы, балы, закрытые показы, фотосессии, клубы по интересам - всего не перечесть. Еще одно наше планируемое начинание - ежегодный бал подобный Венскому. Он в первую очередь будет предназначен для дам, которые в сопровождении кавалеров смогут выйти в общество в красивых бальных нарядах, «выгулять» свои драгоценности, пообщаться с удовольствием, послушать классическую музыку и потанцевать - красота спасет мир.

- Что бы вы хотели сказать нашим читателям в заключение?

- В.Пышной. Творческим руководителям желаю успехов и 100%-ного наполнения их залов. А также, чтобы финансовые планы у них сочетались с творческими возможностями.

- В.Гедройц. Директора часто приносят домой ворох рабочих проблем. Для качественного отдыха и семьи у них остается совсем мало времени. Поэтому желаю им чаще приходить к нам в театр - в этом сезоне кроме классических постановок вниманию зрителей предлагаются 5 новых спектаклей: «Золушка», «Евгений Онегин», «Макбет», «Трубадур» и молодежно-балетная постановка. У нас есть что показать.

Государственное театрально-зрелищное учреждение «Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь»
220029, г. Минск, пл. Парижской Коммуны, 1
Тел./факс: (017) 334-49-67
Тел.: (017) 334-06-52
e-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.balet.by, www.belarusopera.com

Справка:

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь создан в 1933 г. Основные работы по строительству театрального здания на Троицкой горе по архитектурному замыслу И.Лангбарда завершились в 1937 г., но открытие его состоялось лишь в 1939г., после устранения недоделок.

Сначала театр функционировал как первый стационарный оперный театр. Первый спектакль, который был показан публике - «Кармен» Бизе. Позже на базе Белорусской студии оперы и балета был создан театр балета. Первая постановка - «Красный мак» на музыку Р. Глиэра.

В годы войны здание театра сильно пострадало, но вскоре после освобождения столицы оно было включено в план первоочередных ремонтов. В 1967 г. прошла еще одна реконструкция: театр технически переоборудовали, поменялось оформление интерьеров, устроена скатная крыша, которая не соответствовала стилю здания. В начале 2006 г. была начата очередная реконструкция театра, проект которой разрабатывался специалистами института «Белгоспроект». Здание театра является памятником архитектуры республиканского значения.

В результате структурной организации 2008 г. два самостоятельных театра под одной крышей и творческое объединение объединились в один театр.