Сердце русского православия

Священник Андрей САВРИЦКИЙ

Известный историк прошлого столетия писал, что духовное сердце нашего народа находится не в пышных палатах Московского Кремля, и не в важных для экономики страны нефтяных приисках, а в древнейших святынях - храмах и монастырях. В них аккумулируются истоки благочестия народа, фокусируется историческое бытие государства. Своей тихой красотой привлекают к себе и паломников, и туристов - всех тех, кому не безразлична история, кому интересно знать свои духовные истоки.

О главнейшем и самом величественном русском монастыре - Свято-Троицкой Сергиевой Лавре - пойдет речь. Эта обитель находится недалеко от шумной российской столицы в городе Сергиев Посад (в советские годы этот город именовали Загорском).

Издревле в поисках идеала чистоты и святости мы обращаем взор к иноческим обителям, которые во все времена являлись оплотом правой веры и благочестия. Монашество есть тяжелый подвиг внутренней борьбы и умного делания, но вместе с тем оно имеет и определенную внешнюю жизнь, определенную дисциплину.

Начальником, духовным руководителем монастыря является патриарх Московский и всея Руси, которого именуют священноархимандритом. Его ближайшим помощником в деле руководства обителью является наместник монастыря. В каждом монастыре есть такие должности, как благочинный, эконом, казначей и т.д. Прежде монашеского пострижения, желающий вступить на этот нелегкий путь, должен пройти искус. Такой человек живет в монастыре, выполняет свои послушания, «примеряясь» к монашескому житию. После продолжительного времени испытаний ему, как правило, предлагается монашеский постриг. Только при его твердом согласии и непреклонном желании совершается это священнодействие. Во время пострига наместник трижды бросает ножницы на пол и говорит «Возьми ножницы и подай их мне». Этим подчеркивается неизменное и твердое решение постригаемого. При монашеском постриге человеку дается новое имя, его облачают в монашеские одежды, вручают в руки крест и горящую свечу. После этого он три дня живет в храме, покидая его лишь для того, чтобы разделить братскую трапезу. Вот так рождается новый монах. У каждого из них свой путь к Богу, своя дорога к такому решению. Как правило, монахи - очень жизнерадостные и светлые люди.

Жизнь в монастыре начинается ранним утром - в 5.30. Все братья обители собираются в храме у мощей преподобного Сергия на общий молебен. Более 200 монахов подвизается сейчас в Троице-Сергиевой Лавре. Молитва и послушание являются основой жизни всякого монаха. Молитва - это и богослужение, и келейное правило, и непрестанная внутренняя память о Боге. Послушание - это труд на благо монастыря. Он - многоразличен: от простого физического до административных и руководящих должностей. Важно, чтоб этот труд был полезен для духовного становления.
В стенах Троицкой обители подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви. В их числе преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918). Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей.
История древней обители является фундаментом истории российского государства. Считается, что монастырь был основан в 1337 г. Начало обители положила скромная хижина, в которой поселился святой Сергий Радонежский. Трудясь денно и нощно, он умерщвлял свою плоть бдением, постом и тяжелым трудом. Слава о нем распространилась повсюду. Ища духовного руководства и спасения, из окрестных городов к нему приходили многие люди. Пустынное место преобразилось. Теперь оно величественно и многолюдно.

На этом месте в 1380 г. великий Сергий благословил войско князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. 8 сентября 1380 г. на поле боя вышли монахи-богатыри Троицкого монастыря - Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

В 1392 г. преподобный Сергий отошел ко Господу, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV в. здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ).

В связи с созданием общей системы укреплений для защиты Русского государства постепенно монастырь превращается в первоклассную крепость. Начиная с 1540 г., в течение 10 лет были возведены мощные стены и башни, устроены запруды. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.

У русских самодержцев был обычай совершать пешие паломничества в Троицкий монастырь на богомолье. Это шествие называли «Троицкий ход». Монастырские рукописи сохранили подробные чины встречи, приема и царского богослужения.

В Троицком монастыре был крещен Иван IV Грозный. В 1682 г., во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 г. в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Петр I. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками царевны Софьи; отсюда уже единовластным правителем Петр уехал в Москву.

В лавре захоронены представители знатных русских домов - Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие, князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых, многие московские архиереи, патриархи Алексий I и Пимен.

На протяжении многих столетий Троице-Сергиева Лавра является крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. Интересный случай произошел с императрицей Екатериной во время ее визита в Троицкую Лавру. Молодой монах, сопровождавший ее по монастырю, удивил императрицу блистательным умом и красноречием. Она спросила его, из-за чего он ушел в монастырь. Юноша ответил: «Из любви к просвещению». Впоследствии молодой инок стал выдающимся церковным деятелем. Это был митрополит Платон (Левшин).

С 1814 г. на территории монастыря Лавры располагается высшее духовное заведение Русской Православной Церкви. Московская Духовная академия была основана братьями Лихудами еще в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, Академия разместилась в бывших Царских чертогах. Закрытая в 1919 г. Академия возродилась в 1946 г. Московские Духовные академия и семинария готовят священнослужителей Церкви, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников. При семинарии действует Регентская и Иконописная школы. Заочно при академии и семинарии получают образование клирики Русской Православной Церкви из разных епархий. Уникальнейшая библиотека собиралась в монастыре в течение многих столетий. Лаврское рукописное собрание - еще малоизученный пласт нашей истории.

Архитектурный ансамбль монастыря великолепен, он складывался на протяжении XV-XIX вв. Его памятники, представляющие различные эпохи и стили русского искусства, несут характерные черты своего времени.

Главная святыня обители - Троицкий собор, построенный в 1422 г. над гробом преподобного Сергия Радонежского. Собор представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм из белого камня, стоящий на подклете. В XV - XVI вв. в соборе крестили наследников московского престола, целованием креста у гроба преподобного Сергия скрепляли важнейшие договоры. В 1548 г. над гробом преподобного Никона к собору пристроили придел. Около 1425 - 1427 гг. над росписью собора трудился преподобный Андрей Рублев. Для этого собора он написал икону «Троица», которая сейчас находится в Третьяковской галерее. В соборе стоит серебрянная рака с мощами преподобного Сергия Радонежского, исполненная по велению Ивана Грозного мастерами Оружейной палаты.

В 1476 г. псковскими мастерами построена церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов.
Величественный Успенский собор возведен в 1559-1585 гг. по повелению царя Иоанна Грозного. В 1606 г. под западной папертью собора было погребено тело Бориса Годунова, изъятое по велению Лжедмитрия II из царской усыпальницы в Кремле и первоначально захороненное в Варсонофьевском монастыре. Здесь же похоронены его жена и дочь. Позднее паперть была разобрана, а над могилами Годуновых построена палатка-усыпальница. За алтарем Успенского собора с северной стороны погребен Иван Сергеевич Аксаков (†1886).

Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635-1637 гг. Великолепием убранства в стиле «московского барокко» отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной (1687-1692). К числу памятников церковного зодчества XVIII в. относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746-1753) церкви.

Венчает архитектурный ансамбль монастыря пятиярусная колокольня высотой 87 м, построенная в 1741-1770 гг. Это самая высокая и величественная колокольня на постсоветском пространстве. К примеру, колокольня Московского Кремля имеет высоту 81 м, а колокольня Новодевичьего монастыря - 72 м. На этой колокольне находится самый тяжелый колокол в мире. Его вес составляет 72 т.

Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения. Все строения монастыря находятся под охраной ЮНЕСКО.

В 1920 г. Троице-Сергиева Лавра была закрыта. Годы гонения на церковь были нелегкими для обители. В 1938 - 1940 гг. была разрушена церковь Филарета Милостивого, а находившиеся в ней могилы святителей Иннокентия (Вениаминова) и Филарета (Дроздова), а также наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) осквернены и разграблены, честные же мощи угодников Божиих свалены в одну яму вперемешку с мусором. В 30-е гг. была уничтожена палатка над местом захоронения преподобного Максима Грека. В ее зданиях с 1920 г. разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 г. ожившие колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви.

Лавра - это не только исторический памятник и крупнейший образовательный центр, это живое сердце русского православия, это особое явление в жизни народа и общества. И пока бьется это сердце - у народа есть будущее, надежда на то, что он сможет преодолеть все треволнения и невзгоды жизни.