КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Без структурной перестройки невозможно преодоление кризиса

Уважаемые читатели!

Во второй половине сентября все чаще стала появляться информация о постепенном выходе из кризиса. При этом отмечается, что положительные тенденции наступили раньше, чем можно было ожидать. Так ли это и что удалось сделать национальным правительствам для обеспечения положительной динамики?

Из аналитических материалов и интервью руководителей финансовых ведомств следует, что банки смогли отказаться от безнадежных или так называемых «токсичных» активов почти на 4 трлн.долл. В целом же на преодоление кризиса правительствами выделено более 11 трлн.долл., или 16,9% мирового ВВП. Уменьшены объемы кредитных ресурсов, снижены расходы на оплату труда. Несмотря на истощение источников формирования бюджетов, сохраняются или даже увеличены затраты на социальную защиту граждан, что привело к дефицитным бюджетам 2010 г. Расширены меры по защите внутренних производителей вопреки заверениям о сохранении свободы международной торговли.

Обобщая, можно сказать, что мир пошел по пути сокращения расходов. Ранее мы писали (журнал «Директор» №3-2009), что причиной кризиса является не только «непродуманная… финансовая политика правительства одной страны» (читай США), как отмечал в своем выступлении на «Ярославском форуме-2009» Д. Медведев, но и более глубинные процессы. Их суть в том, что достигнутый уровень производства и производительности труда не позволяет формировать фонд оплаты, эквивалентный сложившимся потребностям. Эту причину возникновения кризиса называет и заместитель директора Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН Георгий Малинецкий в докладе о перспективах РФ. При всей спорности отдельных положений доклада нельзя не согласиться, что «причины нынешнего кризиса - в исчерпании возможностей V уклада». По мнению Г.Малинецкого, это понимают в США и активно работают над развитием био- и нанотехнологий, проектированием живого и вложением в человека, что и характеризует VI уклад. Экономики же постсоветских государств работают над совершенствованием IV уклада (массовое производство, автомобили, самолеты, тяжелое машиностроение, большая химия), и лишь на отдельных сегментах, отставая в развитии технологий, проникают в V уклад: компьютеры, малотоннажная химия, телекоммуникации, электроника, Интернет.

Есть ли у России и Беларуси возможности изменить ситуацию и что для этого нужно сделать? Г.Малинецкий полагает, что Россия вступила в решающее десятилетие, в течение которого она или создаст инновационную экономику, или прекратит существование как суверенное государство. Вряд ли столь серьезно обстоит дело, но то, что структуру экономики надо менять, сомнений давно ни у кого нет. Основным движущим фактором должен стать частный бизнес. Государству целесообразно оставить только регуляторные функции. В России об этом говорят много, но делается пока существенно меньше. На 142 млн. населения приходится 17 млн. чиновников, или почти 12% заняты «управлением». По-прежнему недостаточно средств выделяется на развитие технологии, утрачены позиции и в сфере НИОКР. Г.Малинецкий считает, что необходимо возобновить государственное финансирование базовых НИОКР, и «что только затем, по примеру США, бизнес сможет выводить инновации на рынок».

Имея определенный опыт в организации экономики научно-производственных объединений, могу сказать, что этот путь непродуктивен. Только хозрасчетные отношения между наукой и производством при личной заинтересованности инноваторов в конечных результатах, могут привести к желаемому результату. Наиболее эффективно это реализуется в негосударственных объединениях.

В России кое-что делается в этом направлении. Беларусь же по-прежнему действует крайне осторожно, теряя драгоценное время. Ставка как и ранее делается на строительство жилья. Но при сегодняшних доходах граждан, даже с учетом снижения цены квадратного метра более чем на 40%, платежеспособный спрос на жилье крайне низкий. В 2010 г. планируется на льготное кредитование выделить более 9 трлн.руб., или 3,2 млрд. долл. Сумма по масштабам Беларуси немалая. Конечно, она расширит платежеспособный спрос, но и усилит финансовое напряжение в государстве и уж, конечно, не явится источником средств для инновационного развития экономики.

Беларуси и России, и в этом мы солидарны с Г.Малинецким, необходимо развивать транспортную инфраструктуру. Именно она, обеспечивая передвижение товаров между Китаем и Европой, сможет стать локомотивом развития экономики. Пока же в наших государствах, как и в дальнем зарубежье, ничего не предпринято для изменения структуры экономики и очень мало делается для технологического роста производительности труда. С помощью организационных мер глубинные причины кризиса не преодолеть, а потому победные реляции преждевременны.

С уважением,

Главный редактор                   А.Ковтуненко