Колонка главного редактора

Время требует концентрации ресурсов на эффективных направлениях

Уважаемые читатели!

Этот номер открывает второе десятилетие издания нашего журнала. Его долголетие и то, что все годы журнал был рентабельным и финансово самостоятельным проектом, сохранив эти качества и в период глобальной рецессии, говорит о том, что труд редакции востребован. Большое спасибо Вам за поддержку.

Впереди у всех у нас - трудные времена. Экономику республики кризис затронет не меньше, чем большинство других государств. И победит тот, кто наиболее подготовлен к повышению производительности труда при сохранении или снижении издержек производства.
Каков в этом плане потенциал у Беларуси? К сожалению, приходится констатировать, что весьма невысокий. Сохранение в последние полтора десятилетия государственной планово-административной экономики имеет как положительные, так и отрицательные, особенно для будущего периода, моменты. К первым можно отнести политическую и социальную стабильность, низкий уровень криминогенности в обществе, отсутствие в значительном масштабе ярко выраженной поляризации доходов, поддержание для большинства населения приемлемого уровня жизни.

Отрицательные моменты - это технологическая отсталость большинства предприятий, низкая эффективность производства традиционно выпускаемой продукции, неинновационность экономики, отсутствие на всех уровнях управления мотивированных кадров, а часто и не способных к преобразованиям, обеспечивающим повышение экономической эффективности.

Можно ли что-то сделать в этой непростой ситуации? О сложности ее уже немало сказано и отечественными, и зарубежными экономистами. Снижение на 48% экспорта при удвоении за 5 месяцев отрицательного сальдо внешнеторгового оборота и росте внешней задолженности республики свидетельствует о том, что какое бы либеральное законодательство сейчас не было принято, оно неспособно повысить инвестиционный рейтинг Беларуси. Пытаться же как и раньше за счет собственных средств обновить производственную базу предприятий еще более утопично, чем в предыдущие годы. И все же другого не дано, кроме надежды на собственные силы. Важно выделить действительно потенциально конкурентоспособные предприятия и под конкретные бизнес-планы, обеспечивающие возврат вкладываемых средств в течение 2-3 лет, осуществлять финансирование с государственной поддержкой. Объем этих средств может расширяться за счет привлечения белорусскими банками кредитов, которые они могут получить за рубежом под 4% годовых. Следовательно, если отказаться от льготного кредитования неприоритетных направлений, неспособных обеспечивать быстрый возврат кредитов, то на эффективные проекты кредиты можно выделять под 7-9% годовых.

Организацию такого кредитования мог бы взять на себя созданный для этих целей консорциум банков. Ответственность, вплоть до материальной, за осуществление финансируемых бизнес-планов должны нести все руководители, принимающие решение.

При этом в числе основных критериев финансирования бизнес-планов не должно быть сохранения уровня занятости и потребления. Основными целями поддерживаемых проектов должна стать прибыль, а также научно-технический задел для расширения направления в будущем.

Важно очень критически пересмотреть традиционные точки роста. Вряд ли, например, к ним можно отнести автомобильный завод. Если не удастся создать совместное предприятие с Россией, объем его производства логичнее сократить до реальных потребностей республики в такой технике. Да и то надо просчитать, имеет ли смысл производство с объемом импортных комплектующих в 60%? Может, дешевле покупать готовую импортную технику? И так по каждому предприятию и каждому направлению деятельности.

Еще один пример. При всей важности для республики сферы услуг и, в частности, развития автомобильных перевозок следовало бы задать вопрос: как долго будут окупаться 1300 тягачей и 1200 прицепов, приобретенных в прошлом году на 1 млрд.долл.? Даже при сохранении объема грузоперевозок 2008 г. и валютной выручки в 639 млн.долл., а также 20%-ной рентабельности на возврат потребуется 5-6 лет. Но объем в 2009 г., по итогам 5 месяцев, сократился более чем на 40%, а тарифы - наполовину.

Для наращивания грузооборота, в том числе и автомобильного, который только в 2008 г. вышел на уровень 1990 г., необходимо претворение в жизнь планов по созданию единого таможенного пространства между Беларусью, Россией и Казахстаном. В этом случае товаропоток между Китаем и Европой будет иметь только одну границу. Основным камнем преткновения в этом решении будет распределение таможенных сборов, которые на 50% формируют белорусский бюджет. Очевидно, что без дальнейшей интеграции с Россией эту проблему, как и многие другие, лежащие в плоскости повышения эффективности производства, не решить.

С уважением, А.Ковтуненко