Засияет ли овощное «ожерелье»?

Владимир СВЕРКУНОВ

Все чаще медики говорят о том, что именно овощи в рационе питания добавляют человеку здоровья. И население, следуя рекомендациям врачей, старается разнообразить свой стол витаминной продукцией: с 1990 г. ее среднедушевое потребление выросло в республике с 78 почти до 140 кг в год. Благо, недостатка овощей на рынках не наблюдается.

Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что значительная часть продаваемой продукции - не местного, а импортного производства. Например, томаты везут и из дальнего (Испания, Турция), и из ближнего (Украина, Молдова) зарубежья. А между тем, эти овощи прекрасно растут и в Беларуси, причем не только в теплицах, но и в открытом грунте.

«Рокировка» против кризиса

В свое время вокруг крупных городов республики были созданы своеобразные «овощные пояса» из хозяйств, выращивающих преимущественно витаминную продукцию. В «ожерелье» Гомеля в 1985 г. вошел комбинат «Восток», земли которого расположены сразу за чертой второго по величине города республики. Предприятие прошло через все испытания, которые выпали на долю производителей овощей: была и потеря рентабельности, когда начался стремительный рост стоимости энергоносителей, и сложности с реализацией выращенной продукции после ликвидации системы розничной продажи, осуществлявшейся плодоовощторгами. К моменту, когда хозяйство возглавил молодой директор Анатолий ДЕЙКУН, а это было 5 лет назад, оно в основном подсчитывало убытки. И самое главное, не было эффективной системы ни в производстве, ни в реализации продукции.

- Период, когда тепличные хозяйства приносили только убытки, конечно, явился серьезным испытанием для нашей сферы, - говорит Анатолий Анатольевич. - И благо, что это не стало основанием для их закрытия, как, например, в России и Украине. В этом случае действует правило, которое, кстати, актуально и сейчас, во время экономического кризиса: лучше хозяйствовать с нулевой рентабельностью, чем не работать вообще. Выгода, в частности, заключается в том, что возвращаются затраты на основные фонды в виде амортизационных отчислений, не говоря уже о том, что мы сохраняем рабочие места. Но «черная полоса» в жизни овощеводов также показала, что нерентабельными в основном становились те предприятия, которые не меняли технологии.
Как поставить на ноги убыточное предприятие? Конечно, этот вопрос каждый директор решает по-своему, исходя из сложившихся условий. Но тем не менее существуют общие подходы, которые дают эффект в сложных условиях. Прежде всего, - это организационные меры. Руководитель должен задать себе вопрос: а правильно ли выстраивали производство ранее, не кроется ли здесь «секрет» неудач?

Так, Анатолий Дейкун прекрасно понимал, что в одночасье внедрить современные интенсивные технологии не удастся - на это требуются время и, главное, деньги. Но осуществить перегруппировку внутри хозяйства - вполне реально.

- Считается, что в закрытом грунте рентабельно выращивать две культуры: огурцы и томаты, - объясняет Анатолий Анатольевич. - Но мы еще больше сузили «ассортимент», оставив в теплицах только огурцы. Дело в том, что они начинают плодоношение на 45-50-й день после посева. А томатам для этого требуется до 120 дней. Поэтому мы перевели их в открытый грунт. Такая «рокировка» дала возможность резко увеличить производство огурцов, особенно в холодное время года - до мая, когда благодаря высоким ценам на них мы добиваемся наибольшей рентабельности. А помидоры, выращенные на «воле», наоборот, наиболее прибыльны в летнее время. Построение такой системы позволило сглаживать сезонные «пики» рыночной конъюнктуры, связанные с ценообразованием.

Такая организация производства сохраняется до сих пор. Ее преимущества были подкреплены внедрением интенсивных технологий возделывания овощей и использованием современных сортов, когда сделать это позволили средства. Так, рентабельность выращивания томатов не опускается ниже 50%, а с каждого гектара «Восток» получает 50-60 т продукции. И поиск продолжается: в открытом грунте планируется применить, как в теплицах, капельный полив, а также сажать так называемые индетерминантные гибриды, что позволит снимать урожай в октябре. А поскольку срок хранения таких помидоров достигает двух и более месяцев, то продавать их можно до нового года по достаточно высокой цене.

Вторым серьезным шагом в повышении эффективности стало внедрение голландских технологий, что дало возможность увеличить объемы производства на тех же площадях вдвое. Вот, например, как выращиваются в теплицах огурцы. Вместо грядок здесь - рулоны со специальным субстратом на основе минеральной базальтовой ваты. В него помещается рассада, и к каждому кустику подводится гибкая трубочка, через которую подается питательный раствор. Периодически растения, также с помощью техники, опрыскиваются препаратами от болезней и вредителей, а в помещениях поддерживаются оптимальные температура и влажность. При этом предприятие не строило новых теплиц: внедрить прогрессивную технологию удалось в старых, возведенных еще в советское время стеклянных сооружениях.

- При недостатке средств важно определить, насколько эффективными окажутся инвестиции в ту или иную сферу производства, - говорит А.Дейкун. - В данном случае мы решили не строить новых «хрустальных дворцов», а направить деньги туда, где они дадут наибольшую отдачу. В овощной отрасли всегда самыми уязвимыми звеньями были хранение выращенной продукции и ее предпродажная подготовка. Приведу пример. Приходит клиент и просит фасовать морковь, обязательно прошедшую шлифовку, в пакеты по 1,5 кг. Если мы будем это делать, то сразу же «перескакиваем» в другой ценовой сегмент, что, несомненно, дает дополнительную прибыль.
В прошлом году на предприятии был введен в эксплуатацию один из самых современных в республике комплексов по предпродажной подготовке овощей. Новое оборудование позволяет в автоматическом режиме мыть, сушить, калибровать, фасовать и взвешивать морковь, лук, картофель и свеклу для поставки в розничную сеть. Производительность этой техники, изготовленной голландской компанией APH Group, достигает 6 т в час. Овощи фасуются в мелкоячеистые полиэтиленовые сетки и полиэтиленовые пакеты весом от 1 до 25 кг и сопровождаются этикеткой с информацией о продукте. Причем это уже вторая линия, предназначенная для данной цели. Сейчас техническая база предприятия в состоянии обеспечить подготовку к реализации 60-80 т овощей ежесуточно.

- Важным является и обеспечение сохранности выращенной продукции, - продолжает Анатолий Анатольевич. - Ведь если производитель хочет удержаться на рынке, он должен обеспечить ее круглогодичную поставку, а любые сезонные «провалы» говорят о несерьезности поставщика. Мы сегодня имеем реконструированное хранилище с искусственным холодом на 11,8 тыс. т. Далось оно нам дорогой ценой, поскольку все оборудование - импортное, причем основано на энергосберегающих технологиях. В результате мы смогли обеспечить реализацию продукции в круглогодичном цикле. Но этих мощностей недостаточно. Необходимо закладывать на хранение 20 тыс. т. К этой цели идем поэтапно. Сейчас разрабатывается проект хранилища на 2,9 тыс. т, которое разместится в передаваемом нам заброшенном здании другого хозяйства.

Существенно обновлен и парк сельскохозяйственной техники: приобретено более 100 единиц оборудования и машин. В частности, предприятие купило высокоточные дорогостоящие сеялки, энергонасыщенные трактора, комбайны для уборки картофеля и овощей. Только в прошлом году в производственную сферу было вложено более 10 млрд. руб.

Цена денег

Часть этих средств была выделена государством в рамках Программы обеспечения потребностей республики овощной продукцией отечественного производства с учетом создания необходимых условий ее хранения на 2006-2010 гг. Так, комплекс предпродажной подготовки овощей стоимостью около 1 млрд. руб. приобретен за счет средств республиканского фонда поддержки сельхозпроизводителей. На реконструкцию одного из корпусов под хранилище лука предоставлен кредит около 3 млрд. руб. Но было поставлено условие: выполнение прогнозных показателей по всем позициям. В этом случае сумма основного долга и часть процентов гасятся государством. Пока договоренность соблюдается обеими сторонами, и в текущем году коллектив комбината «Восток» делает все, чтобы реализовать поставленные задачи.

- Думаю, такое ответственное партнерство между сельскохозяйственными производителями и государством построено правильно, - делится А.Дейкун. - Но в то же время нередко ссуды или техника по лизингу предоставляются слабым хозяйствам и не всегда есть уверенность в том, что эти меры дадут эффект. А когда безнадежные заемщики не в состоянии расплатиться, им просто списывают долги. Получается, что заядлые неплательщики оказываются в выигрыше. Конечно, во многом это связано с тем, что на каждом хозяйстве лежит огромная социальная нагрузка. Например, на нашем балансе находится жилой фонд, где проживает более 3 тыс. человек, в то время как численность работников немногим более 600. Но все же целью государственной поддержки должно быть повышение эффективности производства, только в этом случае можно успешно решать и социальные вопросы.

Кроме государства, по мнению руководителя «Востока», поддержку сельскохозяйственным производителям могли бы оказывать и банки. Однако в сегодняшних условиях кредитная нагрузка стала очень тяжелой. Ресурсы подорожали почти вдвое, причем и по займам, выданным ранее. Если в прошлом году процентные ставки составляли 13-13,5, то теперь - 24%. И меры по укреплению экономики предприятия сейчас помогают только выжить, но не развиваться дальше. Прежде всего, отрицательно сказывается недостаток оборотных средств. Только за обслуживание кредитов предприятие в этом году заплатит проценты в сумме около 2 млрд. руб. Причем недоступность ресурсов негативно отражается на всей цепочке вплоть до торговли. «Восток» работает с ней с отсрочкой платежей на 5-10 дней, а реально задержка составляет 2-3 месяца. Во многом из-за этого дебиторская задолженность по состоянию на начало июля достигла 2 млрд. руб. Надо ли говорить, что даже для крупного предприятия вымывание оборотных средств в сумме 4 млрд. руб. чревато замедлением темпов развития.

Комбинат это вынуждает отложить выполнение в полном объеме инвестиционной программы, которая дала бы возможность укрепить экономику предприятия. Одна из целей - создание полного комплекса подготовки овощной продукции. Есть намерение занять свободную рыночную нишу изготовления овощных полуфабрикатов, в том числе замороженных и в вакуумной упаковке. Для этого планируется построить цех по выпуску овощных полуфабрикатов с хранением их до 30 дней.

- В свое время я учился маркетингу в Израиле, - говорит Анатолий Анатольевич. - Там картофель диаметром 2-3 см поставляется в рестораны во Францию, поскольку считается деликатесом. У нас же он идет на корм скоту. А если его механизированным способом почистить, заключить в вакуумную оболочку, то, думаю, любая хозяйка с удовольствием купит этот продукт, ведь его вкусовые и питательные качества на порядок выше, чем у обычной картошки.

Комбинат также намерен оборудовать цех по изготовлению мясных полуфабрикатов. Дело в том, что в прошлом году к предприятию присоединили убыточное хозяйство, и оно стало заниматься мясным и молочным животноводством. Но и здесь планируется поступить нетрадиционно: разводить овец и реализовывать баранину, которой в республике явно недостаточно.

Требуются средства и на другие новые направления деятельности, которые в ближайшие годы, как рассчитывают специалисты «Востока», принесут немалые дополнительные доходы. Два года назад заложено 25 га молодого сада и уже в этом году ожидается первый урожай плодов. Посажен также виноградник на площади 9,5 га.

- Конечно, на первый взгляд, сейчас не время инвестировать в проекты, отдача от которых будет через 2-3 года, - замечает А.Дейкун. - Однако инновационный фонд области оказывает нам поддержку. Еще столько же предстоит вложить самим. Приобрели саженцы венгерской селекции - «Кристалл» и «Бианка», предназначенные для производства коньяка. Так что надеемся, что первый чисто белорусский янтарный напиток будет выпущен именно у нас. Кстати, последние исследования ученых показали, что климат в нашей зоне сейчас примерно такой, как в киевском регионе Украины.
Требует внимания и инвестиций озеро зеркалом в 20 га, где предприяие выращивает ценные сорта рыбы, в том числе толстолобика, белого амура и стерлядь. Этот объект включен в республиканскую программу развития туризма и нуждается в благоустройстве.

Но, безусловно, главным направлением останется выращивание овощей и картофеля. В прошлом году произведено соответственно 18 и свыше 10 тыс. т этой продукции. Следует отметить, что упоминавшейся программой обеспечения потребностей республики овощной продукцией отечественного производства предусматривается в 2010 г. производить ее в сельскохозяйственных организациях 340 тыс. т. Получается, что уже сегодня доля комбината в этом «урожае» превышает 5%.

Наш огурец вкуснее!

Но сегодня недостаточно вырастить, главное - продать. А вот здесь возникает немало проблем. Как уже говорилось, овощные «фабрики» создавались в непосредственной близости от крупных городов и неподалеку от энергетических объектов, дающих тепло по приемлемым ценам. Это позволяло сократить транспортные расходы, снизить себестоимость выращиваемой продукции и поставлять ее максимально свежей в магазины. Как отметил А.Дейкун, по этому пути идет весь мир: например, в Англии уже начинают выращивать овощи сами супермаркеты, чтобы прямо с грядки доставлять их на прилавки.

Однако в последние годы разумная схема перестала срабатывать. Достаточно привести цифры: вокруг Гомеля расположились 3 крупных предприятия, которые дают 48% овощей, производимых в области. Но в то же время их доля в удовлетворении потребностей жителей города не превышает 30%. Остальное закрывается прямым и «серым» импортом. Чтобы обеспечить сбыт, местные производители вынуждены экспортировать свою продукцию. Комбинат «Восток» отправляет ее в основном в Москву, Санкт-Петербург и Калининград, а картофель еще и в Казахстан и Украину.

- Спору нет, экспорт стимулирует развитие производства, повышение качества и товарного вида продукции, - говорит Анатолий Анатольевич. - Но, думаю, сначала мы должны удовлетворить потребности внутреннего рынка. А наши овощи вполне конкурентоспособны по сравнению с импортными, да к тому же вкуснее. Например, мы выращиваем огурцы сорта Атлет российской селекции - с ярко выраженными «пупырышками», какие любят наши потребители. На Западе таких нет. Но даже их не всегда удается реализовать в полном объеме. На мой взгляд, это связано с тем, что в свое время в республике была фактически уничтожена система розничной торговли овощами, которая из специализированных магазинов переместилась на рынки и лотки. Таким предприятиям, как наше, приходится развивать собственную фирменную сеть. Мы имеем небольшую точку на центральном рынке Гомеля, стационарный магазин при предприятии, строим второй в центре города и небольшой павильон на еще одном городском рынке. Продаем продукцию по оптовым ценам и это привлекает людей, которые, между прочим, едут за 15 км из города. Если бы торговля повернулась лицом к отечественным производителям, возродила хотя бы овощные секции в магазинах, думаю, республика вполне бы обошлась без импорта в этой сфере. Кстати, такая задача поставлена на заседании Президиума Совета Министров в прошлом году, где министр сельского хозяйства и продовольствия С.Шапиро сказал, что нужно оставить только очень узкий круг импортируемой овощной продукции, например, томатов и только в январе-феврале.

В то же время не стоит отказываться и от экспорта. По данным Минсельхозпрода, потенциальные ресурсы овощей республики для поставок за границу составляют не менее 500 тыс. т. Безусловно, они есть сегодня и у комбината «Восток», а еще и увеличатся с ростом производства. Предприятие активно ищет рынки для этой продукции. В прошлом году коллективное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Комбинат «Восток» по объемам экспорта заняло первое место среди сельскохозяйственных организаций республики.

- Считаю ошибочным мнение о том, что белорусские овощи и картофель не нужны в России, - говорит А.Дейкун. - Наоборот, думаю, что это направление перспективно. Но нужно учитывать следующее. В России, если рассматривать ее как основного импортера, развита система крупных супермаркетов. К нам, в частности, обращаются организации, имеющие 2-3 тыс. торговых точек. Им необходимы гарантированные поставки, причем в больших объемах и точно по графику. А чтобы, скажем, отправлять ежедневно по 100 т продукции, нужны крупные торгово-логистические центры для реализации овощной продукции. В свое время правительство поставило такую задачу, но сегодняшняя экономическая ситуация, к сожалению, сдерживает ее решение. В Голландии, Бельгии и даже Польше созданы огромные овощные терминалы, где проводятся аукционы по продаже продукции и откуда осуществляются ее поставки. В конечном итоге, зачем нам конкурировать с аналогичными белорусскими предприятиями в экспортных поставках? Мы вполне можем соперничать на внутреннем рынке, предлагая разнообразные виды качественной продукции. А на внешний рынок лучше выходить сообща! Тогда наша республика вернет себе имя «картофельной», да еще станет и «овощной».

КСУП «Комбинат «Восток»
247023, Гомельская обл., Гомельский р-н, н.п. Урицкое
Тел.: 98-73-61, факс: 98-67-15
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.