Эффект замкнутого цикла

Наталья МАНЬКО, генеральный директор ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

ОАО «Барановичхлебопродукт» - многопрофильное, интегрированное предприятие, предлагающее покупателю широкий спектр товаров самого высокого качества. Это мука всех марок и сортов под брэндом «Гаспадар», мучные смеси, комбикорма для всех видов сельскохозяйственных животных и птицы, мясо свинины и изделия из него, молоко и продукция растениеводства. Комбинат характеризуется замкнутым циклом производства. Складывается цепочка: зерно, продукты его переработки, мука и комбикорма - мясо свинины и молоко - готовые изделия из них и, наконец, возврат денег через фирменную торговлю предприятия.

Численность занятых на предприятии - более 1600 человек, из них в промышленном производстве - 600, в сельхозпроизводстве - 850, в торговле - 200.

Большие плюсы в многопрофильной компании очевидны, особенно в условиях нестабильной экономической среды. Кризис в одной отрасли производства не убьет такого «спрута», и при равномерном распределении капитала в различных отраслях, прибыль компании в целом остается неизменной.

Спад в одной отрасли компенсируется подъемом в другой. Этот факт подтвердил 2008 г., когда низкая доходность по реализации мяса свинины компенсировалась дополнительными доходами от реализации молока и зерна. Начавшийся 2009 г. преподнес много «сюрпризов» для экономики предприятия, это и курсовые разницы по валютной задолженности, и увеличение процентной ставки по кредитам, и рост стоимости энергоресурсов, что, с одной стороны, негативно сказалось на финансовом состоянии предприятия, но, с другой, заставило менеджмент искать новые пути развития компании в части активизации и сбыта продукции.

Одним из путей увеличения объемов реализации и ускорения сроков возврата денежных средств на счета комбината руководство видит в расширении и развитии собственной товаропроводящей сети. У компании есть успешный опыт работы в данном направлении.

Товаропроводящая сеть представлена 9 магазинами и 3 павильонами. За 2008 г. темп роста розничного товарооборота составил 184,6% к аналогичному периоду 2007 г. Удельный вес торговли в общей выручке от реализации продукции компании достиг 21,4, в том числе в магазинах Минска - 10,3%. Ускорение оборачиваемости средств за счет выручки собственных магазинов составило 27,5 процентных пункта. В 2009 г. открыты новые магазины в Барановичах и магазин-кулинария в столице, где на месте разделывается мясо свинины и изготавливаются из него полуфабрикаты.
Изучив потребности покупателей, предприятие готово предложить продукт, который удовлетворит самый различный покупательский спрос по цене, качеству и скорости приготовления в домашних условиях.

Например, наибольшей популярностью у покупателей пользуется полуфабрикат «Блинчики» с различными начинками: мясным фаршем, грибами, ливером, творогом и т.д. При минимальных затратах времени он позволяет вкусно и недорого накормить семью, создает атмосферу домашнего тепла и уюта. И стоит данный полуфабрикат в фирменных магазинах недорого - от 5,5 до 8 тыс. руб. за 1 кг.

Для эффективного функционирования всего цикла производственной деятельности очень важно поддерживать высокий технический уровень на всех этапах производства, чтобы в конечном итоге заинтересовать покупателя в качественном и конкурентоспособном по цене товаре. Так, ОАО «Барановичхлебопродукт» в 2008 г. освоено 19,1 млрд. руб. инвестиций, а за 6 месяцев 2009 г. - 9,7 млрд. При этом в структуре вложений преобладают средства, направленные на техническое перевооружение. На приобретение оборудования использовано 66, а на строительно-монтажные работы - 14,2% инвестиций. В 2008-2009 гг. реализован крупный проект с привлечением иностранных капиталов по реконструкции мельницы пшеничного помола стоимостью 14,5 млрд. руб.

Его осуществление позволило оптимизировать производственные мощности, увеличить процент отбора муки высоких сортов, автоматизировать производство, расширить ассортимент выпускаемой продукции за счет установки линии по производству мучных смесей, пшеничных зародышевых хлопьев и дробленой крупки.

За данный период также построены и введены в эксплуатацию емкости для хранения зерна на 15 тыс. т, что снизило остроту проблемы с размещением зерна в период массовой уборки. С поддержкой государства введены и эксплуатируются два зерносушильных комплекса.
На предприятии реализован импортозамещающий проект «Установка линии по переработке рапса и сои». В 2008 г. изготовлено более 3 тыс. т масла и рапсового жмыха. Произведены первые 44 т соевого жмыха, выработанного из бобов этого растения, выращенного на собственных землях комбината.

Себестоимость соевого жмыха оказалось на 37% ниже цены закупки аналогичного импортного сырья, по соевому маслу этот показатель ниже на 9,5%. Благодаря импортозамещению экономия валютных средств только за 6 месяцев 2009 г. составила 80,6 тыс. долл.

При этом следует отметить, что основная масса инвестиций осуществлена за счет собственных средств.

Актуальным в условиях экономического кризиса остается вопрос экономии материальных, энергетических и финансовых средств. На предприятии действует система хозрасчетных отношений, разработаны и внедряются программы по преодолению кризисных явлений, в основе которых лежит энергосбережение и в целом снижение себестоимости. Система мотивации труда напрямую зависит от результатов работы каждого конкретного подразделения, а также и от личных достижений каждого работника. Кроме того, сегодня ОАО «Барановичхлебопродукт» постепенно уходит от услуг сторонних организаций: приобретается собственный автотранспорт, шьется своими силами спецодежда, набираются бригады строителей. За 6 месяцев 2009 г. за счет выполнения программ сэкономлено 2,3 млрд. руб.

Конечно же основные составляющие успешной работы предприятия - это и создание интеграционной структуры, и обновление, и реконструкция основных фондов, и, конечно, работоспособный коллектив.

На нашем предприятии люди трудятся целыми династиями, и я это только приветствую, - говорит Наталия Викторовна, - у нас работают 1600 человек, в том числе в сельхозпроизводстве - более 800. Производительность труда в промышленности составляет 169,6 млн. руб. Среднемесячная заработная плата достигла 862 тыс.руб., и у работников, занятых в сельском хозяйстве - 805 тыс.руб.

Однако не все зависит только от внутренних факторов предприятия, в немалой степени на результат влияют экономическая среда, изменения в законодательной базе, конъюнктура, складывающаяся на отечественном и международных рынках зерна.
Предприятие не останавливается на достигнутом, в ближайших перспективах - реализация инвестиционного проекта «Строительство цеха убоя и переработки мяса свинины», расширение животноводческих мощностей, реализация энергосберегающего проекта «Строительство биогазовой установки». Конечно, в условиях кризиса значительно сложнее находить источники финансирования инвестиционных программ, но остановиться в развитии сегодня - значит не видеть завтрашнего дня, и в конечном итоге оказаться «за бортом» промышленного и сельскохозяйственного производства. А допустить этого нельзя, ведь за руководителем стоят люди, семьи, которых надо обеспечить постоянным источником дохода.