Приоритеты, механизмы и инструменты экономической политики зарубежных стран в условиях глобального кризиса

Владимир РУДЕНКОВ, доктор технических наук, профессор, зав. отделом мировой экономики и международных отношений Института экономики НАН Беларуси,

Андрей ПИЛЮТИК, научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси

Крах ведущих финансовых учреждений, стремительное падение курсов на фондовых рынках во всем мире и замораживание кредита вызвали полномасштабный экономический кризис со спадом производства как в наиболее развитых, так и в развивающихся странах.

Лидерам «Большой двадцатки» (G20) удалось договориться в Лондоне о совместных беспрецедентных шагах по спасению глобальной экономики, выработать стратегию предотвращения кризисов в будущем и принять крупнейший в истории пакет конъюнктурных мер.

Главный итог - в течение полутора лет G20 направит 5 трлн.долл. на решение экономических проблем. Пятая часть этой суммы достанется Международному валютному фонду (МВФ).
Выявлены также основные причины и последствия кризиса. Главные из них: дефицит государственного бюджета, неразрешимая проблема государственной задолженности, кризис государственных финансов, усиление инфляционного процесса, снижение покупательской способности и спроса, рост безработицы.

1.    Главная причина хронического дефицита государственного бюджета кроется в высоких темпах роста расходов бюджета по сравнению с доходами. Расходование государством средств вне зависимости от имеющихся доходов постоянно нарушает соотношение расходной и доходной частей бюджета. Дефицитное финансирование осуществляется за счет кредитных операций и эмиссии денег или так называемого «бесшумного метода» финансирования. Деньги, выпущенные на покрытие бюджетного дефицита, представляют собой безвозмездную субсидию центрального банка государству.

Определенная часть эмиссии весьма часто используется для текущих затрат государства и не имеет никакого реального обеспечения. Такая эмиссия кредитных денег становится дополнительным фактором инфляции. Политика дефицитного финансирования ведет к стимулированию роста налогового обложения и выпуску государственных займов, неизбежным следствием которых также является увеличение сумм взимаемых налогов, что порождает обострение социально-экономических противоречий.

2.    «Жизнь в кредит» стала типичным явлением, характеризующим финансовое состояние многих государств. Государственные займы как финансовая категория и как метод мобилизации доходов органически связаны с налогами.

Государственные займы способствуют перераспределению национального дохода. Основными держателями облигаций государственных займов являются представители финансового капитала: банки, страховые компании и др. Они главные получатели прибыли от займовых операций, суммы которых очень велики.

3.    Рост государственной задолженности усиливает финансовую напряженность, к тому же государственный долг, достигнув пороговых величин, превращается в генератор собственного увеличения. Бремя государственного долга дает о себе знать и в том, что правительство большие суммы вынуждено платить по государственным займам. Выплата процентов по займам становиться третьей быстрорастущей статьей бюджетных расходов. Из метода финансирования государственных расходов при дефицитном бюджете выпуск государственных займов становится фактором усиления и углубления финансового кризиса. Быстрее, чем долги центрального правительства, увеличивается «подводная часть айсберга правительственной задолженности» - так называемые условные, потенциальные обязательства государства, его гарантии. Гарантируя заем, государство тем самым берет на себя риск неплатежа или несвоевременности платежа основной суммы займа и процентов по нему. Принимая на себя дополнительные «условные» обязательства, оно пытается таким путем найти ресурсы для бюджетного финансирования.

Процесс страхования и финансирования не может продолжаться бесконечно: при возникновении кризиса в области платежных отношений определенная часть «условных» обязательств превращается в непосредственные требования платежа, что грозит неминуемой финансовой катастрофой.

Учитывая экономическую и финансовую нестабильность, растущую международную конкуренцию, государство гарантирует также экспортные кредиты, причем берет на себя риск не только экономического (задержка платежа, неплатежеспособность должника), но и политического характера. Поскольку предоставление гарантий не требует до определенного момента расходования средств, расширение такой практики можно расценивать как стремление сократить или отсрочить бюджетные дефициты.

Рост краткосрочного долга вынуждает казначейства стран ежемесячно выпускать векселя для рефинансирования тех векселей, срок которых истек. Расширение рефинансируемой задолженности свидетельствует об углубляющихся противоречиях между долговременным характером финансируемых правительством программ и краткосрочностью привлекаемых на эти цели займов.
Рост бюджетных выплат по долгам, усиление дефицитности бюджетов, снижение возможностей государства по стимулированию темпов экономического роста вынуждают государство делать новые долги.

4. Кризис государственных финансов становится одной из причин усиления инфляции. Государство с помощью дефицитного финансирования через систему государственных расходов стремится проводить антикризисные мероприятия, стимулировать экономический рост, осуществлять весь комплекс мер по регулированию экономики.

Главный метод покрытия дефицита - это государственные займы. Государство обращается к банкам, заимствуя у них кредитные деньги под долговое обязательство. Под государственное обязательство эмиссионные банки выпускают в обращение банкноты, а коммерческие - расширяют депозитно-чековое обращение. Размещение государственных ценных бумаг в центральном банке приводит к дополнительной эмиссии неразменных кредитных денег на соответствующую сумму, поскольку правительство нуждается в реальных средствах для финансирования расходов, не покрываемых обычными регулярными бюджетными поступлениями.

Государственный долг служит одним из факторов усиления инфляционных процессов, так как основная часть облигаций займов оседает в банках, а краткосрочные обязательства легко превращаются в деньги, т.е. происходит монетизация государственного долга. Постоянно увеличивающиеся дефициты бюджетов и выпуски новых займов становятся символом кризисного состояния многих бюджетов ведущих стран мира.

Инфляция не только стимулирует рост номинальной суммы долга. Она оказывает и обратное воздействие. Высокие темпы наращивания задолженности обеспечивают сумму поступающих государству средств.

Доходность займов падает в связи с тем, что проценты выплачиваются в обесцененных деньгах, а это затрудняет размещение вновь выпускаемых государственных долгов, девальвирует государственную задолженность, затрудняет действие механизма государственного кредита.
Таким образом, кризис и формы его проявления свидетельствуют, что в своей первооснове он обусловлен нарастанием дефицитов государственного бюджета страны. Достаточно указать на тот факт, что в настоящее время (2009 г.) дефицит государственного бюджета США составляет 1,8 трлн. долл. Это превышает сумму совокупного ВВП 13 стран Южной Америки.

Современный финансовый кризис сопровождается валютным кризисом, причиной которого - ухудшение состояния платежного баланса страны. Дефицит платежного баланса отражает неспособность государства зарабатывать иностранную валюту в объемах, достаточных для обеспечения потребностей всех субъектов экономики. Валютным крахом, согласно методике МВФ, считается падение номинального курса национальной валюты более чем на 25%.
Кризис платежного баланса происходит в тот момент, когда правительство не может более поддерживать паритет обменных курсов. Несовместимость макроэкономической политики с долгосрочным фиксированием обменных курсов является результатом валютного кризиса. При этом финансовые рынки ускоряют кризис, выполняя одну из своих основных функций: поведение инвесторов определяется прогнозированием процессов, влияющих на рыночную ситуацию.