Будут ли желающие «поселиться» в технопарках?

Владимир ДАВИДОВИЧ, заведующий отделом Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь

Как уже отмечалось (см. статью «Ударим по кризису инкубатором и технопарком!», «Директор» №5 за 2009 г.), роль инновационной инфраструктуры, основным компонентом которой является технопарк, в большинстве экономик мира заключается в формировании благоприятного микроклимата для создаваемых и развивающихся инновационных предприятий. Республика Беларусь не является исключением.

Президентский Указ от 26 марта 2007 г. №136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг.» определяет инновационную инфраструктуру как важнейший сегмент современной национальной инновационной системы нашей страны. В соответствии с ним к 2010 г. в Беларуси планируется создать 20 научно-технологических парков, 8 инновационных центров, 30 центров трансфера технологий, 30 информационных и маркетинговых центров, 10 бизнес-инкубаторов и др. В настоящее время у нас уже действуют 8 технопарков, 1 республиканский и 6 региональных центров трансфера технологий, ряд других вспомогательных, структур.

Статус субъекта инновационной инфраструктуры

Основные требования, предъявляемые к организациям, претендующим на получение статуса технопарка, изложены в Указе Президента Республики Беларусь от 3.01.2007 г. №1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. №495». Статусом технопарка может обладать коммерческая организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности от поиска (разработки) нововведения до его реализации.
Основное направление деятельности технопарка - оказание систематической поддержки его резидентам. Во-первых, в создании производств, основанных на высоких технологиях и выпускающих законченную инновационную продукцию для реализации ее на рынке. Во-вторых, в осуществлении внешнеэкономической деятельности с целью продвижения на внешний рынок изделий, произведенных с использованием новых или высоких технологий. В-третьих, в предоставлении на договорной основе движимого и недвижимого имущества, в том числе помещений различного функционального назначения. В-четвертых, в освещении в средствах массовой информации деятельности технопарка и его резидентов. Технопарк может оказывать и иные услуги, а также выполнять работы, связанные с научной, научно-технической и инновационной деятельностью.
Организация, которой присвоен статус технопарка, освобождается от 50% платы за арендуемые помещения. Инновационные предприятия-резиденты технопарка также могут пользоваться этой льготой.

Решение о регистрации юридического лица в качестве субъекта инновационной инфраструктуры (в том числе и технопарка) принимается Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь с учетом значимости предоставленного соискателем бизнес-проекта. Для принятия решения о присвоении юридическому лицу статуса технопарка ГКНТ, с согласия заявителя, может провести экспертизу представленного бизнес-плана с приглашением независимых экспертов. Статус предоставляется сроком на 3 года.

Подобная схема применяется и для принятия решения о продлении срока регистрации. В этом случае дополнительно к упомянутым документам в ГКНТ представляется отчет о выполнении бизнес-проекта, который предлагался для реализации.

Технопарки-первопроходцы

Первый отечественный технопарк был создан в конце 1990-х гг. в Могилеве - ЗАО «Технологический парк Могилев». Фактически, эта организация - единственный классический технопарк европейского образца, действующий в нашей стране. Белорусской стороной предоставлены здание и средства на его реконструкцию, поступила также международная техническая помощь из ФРГ, США, а также ООН.

С конца 1998 г. ЗАО «Технологический парк Могилев» действовало в режиме инкубатора малого предпринимательства, а через год - первому в республике - ему был присвоен официальный статус научно-технологического парка. Его клиентами стали IT-компании, инжиниринговые фирмы, предприятия, специализирующиеся в области энергосбережения. Некоторые из них прошли все этапы становления с помощью ЗАО «ТПМ» и в настоящее время уже имеют собственные площади, что свидетельствует об успешной работе организации.

Инновационное республиканское унитарное предприятие «Научно-технологический парк БНТУ «Метолит» является ведущим в системе Министерства образования Республики Беларусь. Появившись в 1992 г. на базе механико-технологического факультета в качестве учебного научно-производственного центра, «Метолит» в 2003 г. решением ГКНТ получил статус научно-технологического парка - первого в белорусских вузах. Его учредителем является Министерство образования, а управление деятельностью возложено на ректора БНТУ.

Сегодня предприятие функционирует как технопарк распределенного типа, в состав которого входят расположенные на университетских и производственных площадях предприятия.
Кроме упомянутых выше организаций, в качестве технопарков себя позиционируют Брестское областное коммунальное унитарное предприятие «Центр внедрения научно-технических разработок», коммунальное унитарное предприятие «Минский областной инновационный центр», СООО «Арвит-Авто» и ряд других.

Долой барьеры!

Даже самые успешные отечественные предприятия, относящиеся к инновационной инфраструктуре, существенно отстают от зарубежных аналогов по основным показателям результативности их деятельности - количеству инновационных предприятий-резидентов и объему производимых ими товаров и услуг.

Это можно объяснить недостаточным спросом на услуги технопарков у нас в стране, что связано с незначительным количеством малых инновационных предприятий, причем их число, равно как и доля среди прочих МП, продолжает из года в год снижаться. Согласно статистическим данным с 1998 по 2006 г. она уменьшилась с 2,2 до 0,7%. Стоит добавить, что в технологически и экономически развитых странах около 70% ВВП формируется малым и средним бизнесом, а доля малых и средних предприятий ЕС, вовлеченных в инновационное сотрудничество, превышает 7%, т.е. в 10 раз больше, чем в Беларуси.

В экономике республики доминирующее положение занимают крупные предприятия численностью более 1000 человек. На их долю приходится около двух третей всего объема промышленного производства. А 20 крупнейших промышленных предприятий-экспортеров выполняют около 80% «плана» всего экспорта.

Вместе с тем, наличие таких предприятий можно и нужно рассматривать как ресурс для создания тысяч более мелких, обслуживающих интересы промышленных гигантов. Они могли бы работать в рамках промышленного аутсорсинга, заниматься логистикой поставок материальных ресурсов (по системе just in time - в нужное время), изготовлением комплектующих и готовых агрегатов, например, для автотракторной техники.

Подобная схема взаимодействия крупных и малых предприятий действует, в частности, в Южной Корее. На 100 промышленных лидеров там приходится более 10 тыс. мелких фирм, работающих по кооперации с ними. Наличием множества независимых поставщиков необходимых комплектующих изделий характеризуется каждое предприятие, производящее любую сложную технику.
Малые инновационные предприятия являются важнейшим компонентом национальной инновационной системы - наполнителем инфраструктуры. Без них бессмысленно создавать сеть технопарков, так как их некем будет «заселить». С другой стороны, без инфраструктурной поддержки малые предприятия и не могут появиться. Большинство потенциальных директоров или собственников таких предприятий не достигла даже начальной стадии start up, так как у них просто нет ресурсов для старта собственного бизнеса.

Таким образом, для успешного построения инновационной системы необходимо прежде всего обеспечить институциональное содействие увеличению числа малых инновационных предприятий посредством снижения стартовых барьеров для малого бизнеса. Необходимо также дать возможность технопаркам создать максимально льготные условия начинающим предприятиям. Работа в этом направлении ведется ГКНТ Республики Беларусь совместно со всеми заинтересованными организациями.

Помимо относительно небольшого спроса на инфраструктурные услуги со стороны малых инновационных предприятий следует выделить и другие факторы, сдерживающие развитие технопарков в стране.

Прежде всего, для них выделяются недостаточные площади. Так, ЗАО «ТПМ» занимает немногим более 1 тыс. кв.м, а УП «Метолит» - и того меньше. Общемировая практика показывает, что аренда помещений технопарка приносит последнему до 70% выручки, и, например, в ЕС минимально необходимой площадью для бизнес-инкубатора считается 2,5 тыс. кв.м, для технопарка - не менее 3 тыс. К сожалению, практически ни один из белорусских технопарков не дотягивает до этих цифр. Причина того, что выделяемые площади относительно малы, заключается как раз в специфике работы технопарков. Ставки арендной платы для предприятий-резидентов здесь существенно ниже рыночных, поэтому собственник здания, если им не является сам технопарк, стремится найти для «равновесия» более платежеспособных арендаторов.

Ограниченные территориальные ресурсы для роста также связаны с тем, что первые белорусские технопарки стихийно располагались в крупных городах, где проблематично найти достаточно большой участок. Как субъекты хозяйствования, скорее относящиеся к социальной сфере, они не могут выкупать или брать в аренду дорогостоящие участки земли или здания. А вот зарубежные технопарки расположены, как правило, либо в пригородах, либо в пределах проблемных (депрессивных) районов городов, где сложно найти инвестора для проведения соответствующей реконструкции или имеются другие ограничения, связанные с развитием. Это одно из проявлений антикризисной роли технопарков в управлении экономикой.

И наши территориальные проблемы могут быть также решены правильным выбором площадки.

Как повысить эффективность?

Путей повышения эффективности белорусских технопарков может быть несколько.

Они могут создавать ассоциации с целью объединения ресурсов по продвижению продукции предприятий-резидентов на внутреннем и внешнем рынках. Как уже упоминалось, одним из ресурсов увеличения количества малых инновационных предприятий является их ориентация на удовлетворение производственных и иных потребностей промышленных гигантов. Вместе с тем понятно, что малому и молодому предприятию будет чрезвычайно сложно продвинуть свою продукцию, так как наши производственные объединения скорее предпочтут производить продукт самостоятельно, пусть и по затратной технологии, чем взаимодействовать с незнакомым субъектом хозяйствования. Гарантом выполнения обязательств малого бизнеса и мог бы стать технопарк. Еще эффективнее смогло бы действовать объединение технопарков. Аналогичная схема взаимодействия применима и на зарубежных рынках.

Технопаркам просто необходимо отстаивать интересы субъектов инновационной инфраструктуры, организовывать взаимодействие с местными и центральными властями, проводить PR-кампании с целью вовлечения в инновационную сферу новых участников.

В настоящее время ведется работа по созданию такой ассоциации субъектами инновационной инфраструктуры Республики Беларусь.

Тесное сотрудничество с финансовыми институтами также может принести успех. Примером подобного взаимодействия служит «Агентство будущего земли Бранденбург», или, как его еще называют, «One stop agency» (агентство «одного окна»), сформированное правительством этого региона, территориально располагающегося вокруг Берлина. В него входят структуры поддержки технологических предприятий и Инвестиционный банк земли Бранденбург, капитал которого формируется с участием средств местного бюджета.

При организации такого взаимодействия клиент технопарка помимо стандартных сервисов получает доступ к инвестиционным ресурсам.

Важную роль в финансировании предприятий технопарков и их проектов играет венчурный капитал. Достаточно напомнить, что понятие венчурного инвестирования зародилось в 60-х гг. ХХ в., в технопарке Стенфордского университета в Калифорнии, ныне более известного как Силиконовая долина.

Для нашей страны это тем более важно, так как сегодня Национальный банк Республики Беларусь совместно с заинтересованными хозяйствующими субъектами выполняет подготовительные работы по созданию Белорусской венчурной компании. Как известно из мировой практики, основной задачей и проблемой таких компаний является поиск объектов для инвестирования. А технопарки как раз и являются местом их концентрации.

Хорошие результаты может принести и интеграция технопарков в международные сети аналогичных организаций. В настоящее время в нашей стране действуют белорусско-китайский технопарк, белорусско-казахстанский и белорусско-венесуэльский центры научно-технического сотрудничества, белорусско-латвийский центр трансфера технологий, белорусско-российский центр внедрения отечественных технологий. Все эти структуры имеют достаточный потенциал для развития, хотя их успешной работе препятствует отсутствие у базовых организаций ресурсов в виде производственных и офисных площадей.

О внимании, которое правительство Республики Беларусь уделяет проблемам становления и развития инновационной инфраструктуры, свидетельствует то, что в осуществляемую сегодня Государственную программу инновационного развития включен ряд проектов по созданию технопарков, а также других инфраструктурных элементов. Многие проекты планируется реализовать с привлечением зарубежных партнеров. Вместе с тем заявленные проекты - это тот минимум, который необходим для экономики. Приоритетом на ближайшие годы станет создание благоприятной институциональной среды как для субъектов инновационной инфраструктуры, так и для сектора малых инновационных предприятий.