Кто не рискует, тот отстает

Ольга МАЛАШЕНКОВА, преподаватель кафедры международных экономических отношений БГУ

Одним из самых эффективных механизмов ускорения инновационных процессов в экономике во всем мире признано венчурное инвестирование - механизм финансирования проектов с высокой долей риска посредством прямых инвестиций в малые предприятия, в том числе инновационные. Для институциональных инвесторов такие вложения способны обеспечить высокую доходность: в ЕС она в среднем составляет 23-25, а в Российской Федерации - около 40% в год.

На что идут инновационные фонды?

Функционирование венчурной системы - самоподдерживающийся процесс: средства, полученные от «выходов» из компаний, вкладываются в новые венчурные фонды, а следующие вложения стремятся повторить успех состоявшихся компаний предыдущего цикла. Но это справедливо только для реально функционирующей венчурной системы. В нашей стране прямые инвестиции осуществляются практически в единственной форме: «один инвестор - один проект», тогда как за рубежом широкое распространение получил совсем другой подход - в виде фондов прямых и венчурных инвестиций, управляемых специальными компаниями. Создание рынка инвестиций с высокой долей риска необходимо для нашей страны, поскольку прямые (в том числе венчурные) инвестиции, в отличие от портфельных, в наибольшей степени способствуют развитию реального сектора экономики.

Мировой опыт показывает, что ни в одной стране мира венчурная индустрия не способна достичь высокого уровня развития самостоятельно. В каждом конкретном случае требуется прямое или косвенное вмешательство государства. При этом можно выделить следующие его задачи в области поддержки венчурной индустрии:

•    формирование спроса на венчурные инвестиции;
•    рост предложения венчурных инвестиций, разнообразия их источников;
•    обеспечение результативного соотношения спроса и предложения венчурных инвестиций;
•    развитие кооперации и интеграции в научно-технической и инновационной деятельности.

Спрос на венчурные инвестиции могут предъявлять малые инновационные предприятия, занимающиеся разработкой и коммерциализацией новых видов производств, продукции, услуг.
Если исходить из минимальной стоимости одного венчурного проекта, интересного для фонда (от 200 тыс. до 1 млн. долл.), и числа инновационных предприятий промышленности, то потенциальный спрос на венчурные инвестиции в Беларуси может составить примерно от 75 млн. до 3,5 млрд. долл. Мировая практика показывает, что около 60-70% субъектов малого предпринимательства занимается внедрением инноваций. Такие предприятия в республике потенциально могут предъявить спрос на венчурные инвестиции еще порядка 1 млрд. долл.

В Республике Беларусь потенциальными венчурными инвесторами выступают: государственный сектор, крупные промышленные предприятия, институциональные инвесторы (инновационные, инвестиционные, пенсионные, взаимные и благотворительные фонды, страховые организации, кредитные союзы), банки, иностранные фонды прямых и венчурных инвестиций, региональные венчурные фонды международных банков, транснациональные компании, национальные и иностранные индивидуальные инвесторы, или «бизнес-ангелы». Минимальное потенциальное предложение венчурных инвестиций в нашей стране можно рассчитать исходя из данных о депозитах физических и юридических лиц, которые в начале 2008 г. составили около 5 млрд. долл.

Целесообразно формировать предложение венчурных инвестиций при использовании части средств (от 3 до 10%) инновационных фондов, действующих в стране, на поддержку высокотехнологичных проектов . В настоящее время инновационные фонды Беларуси практически утратили функцию поддержки НИОКР, которая являлась основной при их создании. В 2005 г. на исследования и разработки было израсходовано лишь около 12% их бюджета, в 2006 г. - 11,5, в 2007 - 9,6%. Направление части средств на поддержку инновационных идей восстановит первоначальную функцию данных фондов, продолжит цепочку процесса от фундаментальных исследований до их практической реализации, повысит экономический эффект от финансируемых правительством программ.

Что может государство?

Привлечение иностранных венчурных инвестиций - потенциальный источник финансирования инновационных проектов в стране. Однако одним из главных препятствий в этой сфере является отсутствие экономических стимулов (льгот, вычетов и т.п.) для прямых (иностранных и национальных) инвесторов, обеспечивающих приемлемый риск. Одним из вариантов его снижения может стать механизм частно-государственного партнерства: например, создание государственных венчурных фондов участия.

Основная цель их деятельности - содействие формированию сети венчурных фондов. Самым ярким примером успешного использования такой формы является опыт Израиля, где в 1992 г. высокотехнологичный сектор экономики занимал всего 3%. После создания государственного венчурного фонда участия «Йозма» с размером капитала 100 млн. долл. тот стал предоставлять средства венчурным фондам, которые инвестировали начальные стадии осуществления high-tech проектов. Особенностью политики фонда участия было то, что он претендовал не на долю от прибыли, полученную венчурными фондами, а на банковский процент на вложенный капитал, составлявший в то время в среднем 5%. Через четыре года частные инвесторы выкупили долю «Йозма» в венчурных фондах. В результате на начало 1998 г. общий капитал созданных 64 венчурных фондов по вложениям в сферу высоких технологий составлял 2 млрд. долл., общая капитализация 100 крупнейших high-tech компаний достигла 30 млрд. долл., а доля высокотехнологичного сектора экономики Израиля увеличилась до 67%.

В Республике Беларусь планировалось создать подобный фонд - Белорусскую венчурную компанию «БВК», проект которой был внесен в Совет Министров на рассмотрение. Однако данный вопрос до конца так и не решен.

Могут формироваться государственные венчурные фонды, которые будут осуществлять непосредственное инвестирование проектов. Обычно они действуют в регионах с наименее развитой экономикой и направляют средства на ранних фазах жизненного цикла венчурных проектов.

Схема стимулирования венчурной деятельности с использованием государственного венчурного фонда имеет все предпосылки для внедрения в белорусскую практику. Так, функционирующим государственным венчурным фондом условно может считаться Белорусский инновационный фонд, созданный в 1998 г. К его постоянной деятельности среди прочего относятся: финансовая поддержка инновационных проектов на возвратной основе, финансирование промышленного освоения результатов исследований и разработок, высокоэффективных изобретений, имеющих важное народно-хозяйственное значение. Уставом фонда предусмотрено формирование средств из поступлений от долевого участия в прибылях, получаемых в результате внедрения НИОКР. Однако этот вопрос пока не имеет практического механизма реализации, что, безусловно, снижает возможности финансирования перспективных идей и разработок.

Имеет смысл воспользоваться успешным опытом некоторых стран СНГ, уже развивающих рынок венчурных инвестиций. Например, в Республике Казахстан с 2003 г. действует АО «Национальный инновационный фонд» (НИФ), который является партнером в пяти ведущих зарубежных венчурных фондах, охватывающих страны ЕС, США, Израиль и некоторые государства Юго-Восточной Азии. Это позволяет осуществлять трансфер передовых технологий. Работая с ними, НИФ стремится не только привлечь капитал зарубежных инвесторов, но и сформировать целую сеть сотрудничества с высокотехнологичными компаниями.

Вложение белорусских инвестиционных средств в зарубежные венчурные фонды также может создать хорошие предпосылки для грамотного вхождения республики в мировой рынок прямых и венчурных инвестиций, способствуя повышению рейтинга инвестиционной привлекательности страны на мировой арене. Первоначально это могут быть небольшие средства (0,5-1 млн. долл. в один фонд), которые целесообразно увеличивать по мере получения положительных результатов и накопления необходимого опыта.

Улучшение инвестиционного климата для национальных и иностранных венчурных инвесторов также будет способствовать увеличению предложения венчурных инвестиций. В данном контексте целесообразно снижать налоговое бремя для молодых инновационных компаний, установив льготный режим в первые 5 лет деятельности, и уровень налогообложения доходов самих венчурных инвесторов вплоть до отмены налогов на прирост капитала, как это делается в некоторых странах Европы и США. Такой подход не вызовет притока спекулятивных инвестиций, поскольку венчурное инвестирование - долгосрочное, требующее знаний и опыта управления бизнесом и личных усилий инвестора. Предоставление возможности перевода прибыли за границу даст иностранным инвесторам дополнительную уверенность в надежности инвестиций и станет решающим фактором при вложении средств в белорусскую экономику. Вместе с тем необходимо продлевать льготный режим налогообложения и после 5-го года деятельности компании при реинвестировании полученных доходов венчурными инвесторами. Важно также избегать обременения венчурных инвесторов социальными и инфраструктурными обязательствами, предоставлять либеральный режим ценообразования, трудового права и валютного контроля.

Проект надо «упаковать»

Одним из источников предложения венчурных инвестиций для самых ранних стадий развития инновационных проектов и поддержки НИОКР в Республике Беларусь являются научно-технические программы (государственные, отраслевые, региональные, президентские, народно-хозяйственные и социальные). Они позволяют увязать по срокам, источникам финансирования, исполнителям весь научно-производственный цикл: от формирования научной идеи до ее воплощения в инновационном проекте и выпуске наукоемкой продукции.

Хотя эффективность выполнения государственных научно-технических программ в последние годы в целом возрастает, нерешенными остаются следующие проблемы:

•    слабая инновационная активность ведущих промышленных предприятий;
•    низкая информационная прозрачность инновационной сферы (недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта инновационного продукта);
•    слабость кооперационных связей между научными организациями и производственными предприятиями.

Для повышения эффективности инновационного развития в стране целесообразно осуществить ряд мероприятий.

Прежде всего, требуется новый, отличающийся от административного подход к разработке инновационных продуктов. Он должен строиться снизу вверх - от потребителя, заявляющего конкретный спрос, к производителю, который будет его удовлетворять. Для реализации данного подхода можно воспользоваться опытом израильской программы «Инкубатор»: Министерство науки выделяет гранты под проекты, отвечающие критерию «инновационная технологическая идея с целью создания продукта с экспортным потенциалом», на очень льготных условиях. В случае успеха грант возвращается государству через выплату роялти, при неудаче не возникает никаких обязательств перед государством.

Немаловажным экономическим фактором, сдерживающим рост предложения национальных и иностранных венчурных инвестиций, является неразвитость фондового рынка. Одна из главных задач в данной области - создание сети биржевых площадок для продажи акций высокотехнологичных предприятий, аналогичных NASDAQ и EASDAQ . В рамках построения инфраструктуры венчурной деятельности необходима государственная поддержка по созданию структурных элементов фондового рынка - электронных бирж, проведению венчурных ярмарок, организации апробаций торгов акциями высокотехнологичных компаний на действующих национальных и зарубежных фондовых биржах. Одним из первых шагов в данном направлении, предпринятым по частной предпринимательской инициативе, можно рассматривать создание Виртуальной биржи коммерческих идей, действующей с 2007 г.

Актуальной проблемой является и недостаточная информационная поддержка венчурной инвестиционной деятельности, в частности, отсутствие специализированных органов, таких как саморегулируемые ассоциации , сети бизнес-ангелов. Целесообразным было бы создание специализированной организации - Белорусской ассоциации венчурного инвестирования (БАВИ), в которую должны войти инвесторы (в том числе, иностранные), осуществляющие прямые инвестиции в Республике Беларусь в настоящее время (в первую очередь, ЕБРР и МФК).
Существенным негативным фактором в формировании рынка венчурных инвестиций являются недостаточно развитые кооперация и интеграция в научно-технической и инновационной сферах.

Совершенствование инфраструктуры (научно-исследовательские, информационно-аналитические, консалтинговые центры, организации по поддержке малого бизнеса, бизнес-школы, коучинг-центры и т. д.) будет способствовать появлению в научно-технической сфере новых и развитию существующих малых и средних быстрорастущих инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для венчурного инвестирования.

Для успешного использования инновационного потенциала Республики Беларусь очень важна «упаковка проекта». Термин можно расшифровать как комплексный подход к разработке и внедрению инновации. Цепочка «изобретатель - инвестор - управляющая компания» будет эффективно работать при наличии следующих условий:

•    информационное поле, когда каждое звено знает о существовании двух других;
•    страхование на каждом этапе, когда процесс продолжается или прекращается по результатам предыдущего этапа;
•    безвозмездная государственная поддержка самого рискового этапа данной цепи - изобретения;
•    законодательно закрепленные благоприятные условия участия для инвесторов: национальных и иностранных, частных и государственных;
•    грамотный предпринимательский подход к коммерческой реализации проекта, когда даже при средней инновационной разработке компания профессиональных менеджеров способна достичь максимальной экономической прибыли;
•    защита прав на вновь созданную по результатам инновационного проекта интеллектуальную собственность.

Таким образом, рассмотренные проблемы функционирования рынка венчурных инвестиций в стране и предложенные на их основе решения помогут создать эффективную самоподдерживающуюся систему и привлечь национальные и иностранные инвестиции в инновационные проекты.