Концепции партнерства венчурной инновационной деятельности в Республике Беларусь

Борис ГУСАКОВ, доктор экономических наук, профессор Института повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики при БНТУ

Предпосылки венчурной деятельности заложены в «Программе социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». В разделе 9 «Программы» отмечено: «Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие систем институтов для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики».

Глобальный финансовый кризис большинство государственных деятелей и ученых рассматривают как трамплин для будущего экономического роста на основе инновационных технологий. Саммит «Большой двадцатки» 4 апреля 2009 г. отметил, что «глобальный кризис приведет к глобальному инновационному обновлению. В свою очередь инновационные технологии создадут реальную возможность для резкого ускорения в развитии мировой экономики».

В качестве главной трудности к расширению инновационной деятельности, согласно обследованию консалтинговой компании «Макгроу Хилл», две трети всех промышленных фирм развитых стран рассматривают ограничения в области финансов и менеджмента. Только 24% предприятий всех отраслей указывают на «отсутствие перспективных с точки зрения прибыли проектов» как на главное препятствие инновациям. Соответственно сила трамплина будущего экономического роста уже сейчас определяется возможностями привлечения финансовых ресурсов и качеством менеджмента.

Прогнозируется, что инновации одновременно будут служить орудием разделения     мира и усиления конфронтации. Ричард Флорида - пророк городского возрождения Америки считает, что «кризис без сомнения наиболее негативно скажется на одних районах, нежели на других. Некоторые из них, в конце концов, станут сильнее, чем раньше. Другие могут никогда не придти в чувство. Пока кризис углубляется, он будет постоянно и глубоко менять экономический пейзаж даже в масштабах отдельной страны. Превращение национальных экономик в глобальную экономику объективно обуславливает выделение высокоэффективных экономических систем и относительно стагнирующих. Уже сейчас можно выделить различия в протекании кризиса, которые повлияют на будущее».

Отчетливым признаком прогнозируемого усиления экономической конфронтации является финансовый парадокс, проявившийся при развитии мирового финансового кризиса. Суть парадокса: из стран с высокой временной стоимостью денег (высокой ставкой рефинансирования и высокой ставкой платы за кредит), например, России, наблюдается усиленный отток денег в развитые страны, где временная стоимость денег на порядок ниже и, следовательно, ниже рентабельность банковского капитала. Владимир Путин объяснил это явление стратегическим риском инвестирования в экономику с низкой инновационной активностью. Существует вероятность, что после окончания финансового кризиса конкурентное преимущество развитых стран может оказаться подавляющим и соответственно возрастет вероятность потерь инвестиций, направленных в экономику России. Правительство РФ выделило 1000 стратегических предприятий страны и оказывает им целевую финансовую поддержку.

В Беларуси же формируются предпосылки для посткризисной стагнации экономики, ибо страна продолжает отставать от развитых государств по уровню инновационной активности. Причин этого несколько:

•    инновационная деятельность осуществляется в основном государством;

•    ресурсы инновационных фондов расходуются на поддержание экспорта;

•    при сложившейся ставке платы за кредит 22% и выше выгодным становится ручной труд, поэтому инновационное обновление производства за счет кредита невозможно;

•    привлечение иностранных инвестиций ограничено из-за стратегического риска.

Мировой опыт показывает, что действенным институтом активного технологического трансферта и источником финансовой поддержки инноваций являются малые предприятий, осуществляющие полный цикл реализации рискованных инновационных проектов - от идеи до выхода на рынок продуктовой инновации, финансируемые венчурными фондами. Предлагается концепция стратегии венчурной деятельности в Республике Беларусь, обеспечивающая партнерство государства и частного бизнеса/

Глобальная цель стратегии: создать среду для венчурной деятельности исходя из имеющихся ограниченных ресурсов общества. Организуется сеть малых инновационных предприятий, как полигона для инновационного развития экономики. Инновационные предприятия используют свободные мощности гигантов промышленности. Это позволит существенно уменьшить их инвестиционные затраты. Финансирование инновационной деятельности малых предприятий осуществляют специализированные по отраслям промышленности частно-государственные и частные венчурные фонды. Стратегическим инвестором выступает государственный фонд венчурных фондов. Цель и функции венчурных фондов различного уровня специфичны.

Цель фонда венчурных фондов: создать государственные гарантии венчурной деятельности частным фондам, реализуя функции:

•    аккумулирования и распределения государственных ресурсов;

•    контроля использования государственных ресурсов венчурными фондами;

•    оказания консалтинговой поддержки, выступая информационным брокером, техническим экспертом (организовывать по просьбе фондов техническую экспертизу проектов), патентным экспертом, юридическим экспертом.
Цель специализированных венчурных фондов: организовать финансирование рискованных инновационных проектов на малых предприятиях, реализуя функции:

•    самостоятельного отбора проектов для финансирования;

•    продвижения проектов по стадиям жизненного цикла.

Особой проблемой становится выбор проектов для финансирования, поскольку изначально предполагается, что часть проектов не реализуется по различным причинам, и инвестиции специализированного фонда будут потеряны. Эта задача решается, если венчурный фонд имеет достаточное количество проектов, и величина убытка и прибыли будет распределяться в соответствии с законом больших чисел. Рассмотрим идею выбора проекта.

Условие. Предполагается, что имеется множество рискованных проектов, и потеря активов одного проекта компенсируется за счет сверхприбыли других проектов.

Определено, что проекты имеют риск потери активов 25%. Соответственно каждый четвертый проект не реализуется и активы венчурного фонда, вложенные в него, теряются.

Определены инвестиции в каждый проект. Они равны 1000 тыс. долл. Расчетный период реализации проекта - 5 лет. Одновременно рассчитано, что за расчетный период реализации проекта инвестиции без риска (инвестиции в государственные ценные бумаги) обеспечивают рост активов 200%. Изначально принимается, что неудача одного рискованных проекта из четырех не должна ущемить инвестора. Соответственно три реализованных рискованные проекта должны покрыть потерю четвертого, посредством дополнительного прироста активов в совокупности равным приросту активов безрискового проекта 66,6% (200%/3). Тогда каждый рискованный проект из трех должен обеспечивать минимальный рост активов 266,6%.

Вывод: Реализация рискованного проекта экономически целесообразна.