Возвращение пинского трикотажа

Владислав ПАВЛУХИН

Белорусский трикотаж до сих пор пользуется спросом во всех постсоветских республиках. И чаще всего покупатели спрашивают изделия, изготовленные в Пинске. ОАО «Промышленно-торговое объединение «Полесье» остается одним из крупнейших предприятий легкой промышленности в Европе. Но если 20 лет назад здесь выпускали в год около 11 млн. шт. трикотажных изделий, которые централизованно поставлялись по всему СССР и в страны СЭВ, то сегодня годовой выпуск сократился до 2 млн.шт.

Когда в ноябре 2008 г. «Полесье» возглавил новый генеральный директор Александр ГАЛИШЕВ, положение на производстве было, как говорится, самое что ни на есть критическое.Еще несколько лет назад основная масса продукции шла в Россию, но изменения в порядке начисления и оплаты НДС по стране назначения изменило ситуацию: россиянам стало проблематично работать с белорусами. И если раньше основу товаропроводящей сети ОАО «Полесье» в РФ составляли оптовые склады, организованные на базе частных фирм и индивидуальных предпринимателей, и региональные дилеры, то в настоящее время объем поставок на российский рынок сократился почти в два раза. Поэтому активизировать маркетинговую деятельность на данном рынке - основная задача коммерческой службы предприятия. Сегодня объединение ведет активный поиск партнеров в России для взаимовыгодного сотрудничества и продвижения торговой марки «Полесье».
А между тем брэнд «Белорусский трикотаж» хорошо известен и популярен. И даже доходит до грустных курьезов: в Новосибирске на рынке под вывеской «Белорусский трикотаж» сидят китайцы и торгуют изделиями неизвестного происхождения! А совсем недавно на границе с Украиной была задержана партия контрафактного трикотажа с этикетками ОАО «Полесье». Снова стали появляться подзабытые с советских времен подпольные цеха. Причем они работают по «серым» схемам, используя как белорусские, так и китайские, турецкие пряжу и полотна - благо, приобрести сырье сейчас не проблема. Их товар получается дешевле, и потом через оптовые рынки расходится по всему СНГ.

Второй важной статьей экспорта были поставки пряжи, которую выпускают две прядильные фабрики ОАО. Еще в прошлом году, например, 85% высокообъемной ПАН-пряжи поставлялось в Российскую Федерацию. Но кризис подкосил трикотажников соседнего государства, и реализация почти остановилась. Во втором квартале началось некоторое оживление. Ведутся переговоры с дилерами в разных регионах России, в Украине, Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. Пинчане надеются, что спрос на продукцию предприятия к осенне-зимнему сезону возрастет, и объемы поставок пряжи увеличатся.

Но возвращать позиции надо не только на внешних, но прежде всего на внутреннем рынке, где импорт также в последние годы потеснил продукцию отечественных производителей и стал одной из причин накопления нереализованной продукции на складах предприятия. Около 400 тыс.шт. трикотажных изделий выпуска прошлых лет скопилось на складах ОАО «Полесье». Их отказалась получать торговля, мотивируя это тем, что модели устарели, а цена осталась высокой. И первое, что сделал новый руководитель, получив разрешение концерна «Беллегпром», - произвел уценку всего залежалого товара до цен ниже себестоимости с учетом конъюнктуры рынка. Это позволило реализовать продукцию через белорусскую торговлю, уменьшить складские запасы и вырученные деньги вернуть в оборот. Себе в убыток, скажете? Но ведь пролежав 3-8 лет на складе, изделия уже нанесли ущерб предприятию. Теперь весь этот тяжкий груз больше «не висит» на предприятии, однако убыток «материализовался» в бухгалтерских отчетах.

Только этим объясняется тот факт, что предприятие не смогло выйти в текущем году на рентабельную работу. Однако набранные обороты позволяют сделать оптимистичный прогноз о безубыточном производстве по результатам деятельности предприятия за 9 месяцев 2009 г., а в целом за год, как планируется, должна составить около 3%.

Чтобы стимулировать спрос, ежемесячно выпускается около 150 моделей, причем 50 из них - новые. Детский ассортимент составляет около 30%. Для выпуска трикотажных изделий используется пряжа собственного производства с различным содержанием натуральных и синтетических волокон, а также трикотажные полотна и ткани других производителей. Помимо традиционной для предприятия пряжи, где сочетаются шерсть и нитрон, начали осваивать комбинированную пряжу с хлопком, вискозой. Широко применяются вышивка, отделочные материалы и различные виды фурнитуры, что позволяет моделям быть актуальными и современными.

Обновляя модельный ряд выпускаемой продукции, трикотажники в то же время не собираются отказываться от ставших уже классическими и пользующихся неизменным спросом на протяжении многих лет мужских и женских свитеров (так называемых водолазок), спортивной одежды.

Примерно 30% трикотажных изделий реализуется на рынке Республики Беларусь через собственную товаропроводящую сеть ОАО «Полесье», которая включает в себя 17 магазинов и торговых объектов в различных городах с единым названием «Пинский трикотаж».

Возвращение утраченных позиций пинские трикотажники связывают с крупномасштабным техническим перевооружением. В прошлом году износ оборудования на предприятии, только что отметившем свое 40-летие, составил 91%. А такая техника уже не в состоянии обеспечивать необходимое качество выпускаемой продукции. В связи с этим в 2008 г. был разработан и утвержден инвестиционный проект «Техническое переоснащение производственных мощностей ОАО «Полесье», в соответствии с которым закупается высокопроизводительное оборудование в Италии, Франции, Японии, Германии.

Это позволит воплотить любой художественный замысел, обеспечить быструю сменяемость ассортимента по моделям и видам сырья, выпускать качественную, современную продукцию.
Вместе с техническим обновлением ОАО «Полесье» проводит сегодня и собственную реорганизацию: так, обе прядильные фабрики объединятся в одну, которая разместится в одном корпусе с трикотажной. Это даст ощутимую экономию энергоресурсов, позволит оптимизировать численность управленческого персонала, а в цепом - сберечь примерно 1 млрд. руб. в год. Себестоимость ПАН-пряжи должна снизиться на 4%, а полушерстяной пряжи - на 10%. Станет возможным более оперативно реагировать на изменения рынка.

Особое внимание уделяется экономии энергоресурсов. В настоящее время тепловая энергия поступает на предприятие по паропроводу длиной 4,7 км, что приводит к 30%-ным потерям. Да и качество получаемого пара оставляет желать лучшего. Поэтому решено построить собственную мини-ТЭЦ. Техническое обоснование уже готово и сейчас находится на экспертизе. К концу следующего года планируется сделать «Попесье» независимым от «большой» энергетики.
Столь масштабные инновации, конечно, требуют немалых затрат. В прошлом году Президент Республики Беларусь подписал Указ №282, который предусматривает финансирование модернизации предприятий легкой промышленности. Деньги выделяются на льготных условиях - под 6,5%, которые, к тому же, покрываются из инновационного фонда концерна «Беллегпром».
С учетом государственной поддержки в виде выделения кредитных средств ОАО «АСБ «Беларусбанк» предполагается инвестировать в основной капитал 66,8 млрд. руб., из которых уже использовано более 34 млрд.

Для коллектива, где трудится 4,5 тыс. человек, три четверти из которых - женщины, такие изменения жизненно важны. Главное, чтобы предприятие работало не на склад, а для потребителей, что во время кризиса становится главным условием выживания.

ОАО «Промышленно-торговое объединение «Полесье»
225710, Брестская обл., г. Пинск, ул. Первомайская, 159
Тел./факс приемной: 8-0165 37 38 01
Отдел маркетинга: 8-0165 33 24 37
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.polesie.by