Куклы «Белорусочки» завоевывают Россию

Юлия ЗВОНАРЕВА

Сохранить национальное наследие - дело почетное, но совсем непростое. Особенно в условиях конкуренции на рынке народных промыслов со стороны китайского засилья. Выход в этой ситуации может быть один: наращивать выпуск высококачественной продукции, технически переоснащаться и модернизировать производство, активно продвигать свой брэнд как на отечественном, так и на зарубежных рынках. Это хорошо понимал генеральный директор государственного производственно-торгового объединения «Белхудожпромыслы» Валерий ГРИБАНОВ, который пришел на руководящую должность чуть более года назад.

- Валерий Иванович, знаю, что объединение находилось ранее в незавидном положении…

- Действительно, я принял хозяйство с «хвостом» из кредитов, штрафов и арестованных счетов. В подчинении по всей республике у меня находился коллектив численностью 3,2 тыс. человек и 19 промышленных организаций. Наше объединение поддержало Управление делами Президента Республики Беларусь, выделив беспроцентную возвратную ссуду на 15 млрд. руб. и за полтора года объединение вернуло 14,7% от названной суммы. Во многом деньги были потрачены на техническое переоснащение фабрик объединения. Например, после модернизации производства ОАО «Белхудожкерамика» в Радошковичах объемы выпуска керамических изделий резко возросли - со 150-170 единиц в смену до 1150-1170. Для шести фабрик художественных изделий, занятых швейным делом приобретается техника, позволяющая в автоматическом режиме украшать продукцию вышивкой. Это снизит затраты ручного труда до 50%, а также увеличит выпуск привлекательных изделий в народном стиле, что особенно ценится и отечественными, и зарубежными покупателями.

Сегодня ассортимент нашей продукции насчитывает более 5 тыс. моделей различных видов. Большая часть - а это 45,6% общего объема производства - приходится на швейные изделия (постельное и столовое белье, одежду), затем идет керамика - 25,3, металлоизделия - 5% и по убывающей: ткачество, лозо- и соломоплетение, деревообработка, инкрустация соломкой. Замечу, что более 57% в общем объеме производства продукции, выпускаемой предприятиями объединения «Белхудожпромыслы», составляют изделия народных промыслов и ремесел, т.е. вещи ручной работы высокой художественной ценности.

Да и в целом художественные промыслы - это особый вид производства, где более всего ценится творческий подход к делу. Ежемесячно в объединении проходит заседание экспертной комиссии по отнесению продукции предприятий к изделиям народных промыслов. О том, насколько строгий отбор проходят образцы, говорят цифры: из 300-500 видов представленной продукции утверждается только две трети.

- Произвести продукцию, пусть даже и высококачественную, мало. Ее нужно уметь предложить покупателю. Как с этим обстоят дела?

- Вкусы у покупателей очень разные: кто-то предпочитает тканые скатерти с белорусским узором или одежду из льна с вышивкой, а кто-то - для организации приемов на высоком уровне - приобретает шикарные соломенные букеты из «роз» и «колосков» или ростовые куклы «Белорусочка» и «Хлеб-соль». Удовлетворить такие разные потребности рынка и быть гибкими нам позволяет то, что все наши производства небольшие по объемам выпускаемой продукции и у каждого свое направление деятельности.

Кстати, в текущем году мы начали продвигать свою продукцию и на отечественном рынке, и в России. Благодаря этому рост объема производства в сопоставимых ценах в первом полугодии 2009 г. составил 115,5, а розничного товарооборота в фактических ценах - 112,4%.

Во многом мы делаем ставку на фирменную торговлю. При фабриках объединения работает 11 магазинов, которые в прошлом году были реконструированы. В ведении ГПТО «Белхудожпромыслы» находится еще пять торговых предприятий, расположенных по всей республике, самый крупный из них - магазин «Кирмаш» в Минске. Открываются и новые торговые точки предприятия, например, в подземном ТЦ «Столица».

Развиваем не только стационарную торговлю. Закупили восемь палаток для выездной торговли и столько же автомобилей «Крафтер», которые за одну поездку берут на реализацию изделий на сумму от 60 до 90 млн. руб. Эти машины колесят и по российским и белорусским просторам, реализуя в месяц продукции примерно на 70 млн. руб. И поскольку интерес у зарубежных покупателей к белорусским народным промыслам все же есть, было решено открыть собственный интернет-магазин.

- Могут ли, на ваш взгляд, народные промыслы служить базой для развития новых видов деятельности объединения?

- В нынешних экономических условиях это особенно актуально. Например, в прошлом году Бобруйская фабрика художественных изделий кроме швейного производства стала заниматься и художественной ковкой: изготавливает заборы, скамейки, цветочницы и др. За счет такого совмещения появилась возможность увеличить объемы производства и одновременно маневрировать сбытом в зависимости от изменения спроса.

В прошлом году мы специально пригласили специалистов для разработки модельного ряда одежды из льна, и сегодня она продается на «ура». Шьем также под заказ шторы и другие текстильные изделия, сценические костюмы и любую рабочую одежду.

Сырье для льняной коллекции закупаем на Оршанском льнокомбинате, для рабочей одежды - на предприятии «Моготекс», для медицинской - в Барановичском хлопчатобумажном объединении. Для интерьерных вещей, таких как шторы, ткани завозятся напрямую от турецкого производителя, с которым объединение работает второй год. И что немаловажно, турецкие партнеры отпускают нам товар на реализацию на 90 дней без предоплаты. Для оформления интерьеров высочайшего класса ткань поступает через посредников из Италии, Бельгии, что, естественно, сказывается на конечной стоимости. В будущем планируем напрямую выходить на таких производителей, чтобы интерьерные изделия были конкурентоспособны по цене на рынке.

Но если ткани для интерьеров приходится закупать, то производство других видов народных промыслов и ремесел обеспечено собственным сырьем. Например, в Гомельской области работниками Чечерской фабрики художественных изделий «Надежда» обрабатывается 15 га земли, и в этом году ожидается первый урожай ивовой лозы, из которой будут изготавливаться качественные изделия. Соломка для нужд объединения тоже заготавливается собственными силами. Так что сегодня все делается для того, чтобы сократить издержки производства.

ГПТО «Белхудожпромыслы»
220034, Республика Беларусь, г.Минск, ул.Захарова, 36
Тел.: (017) 285-36-60
Факс: (017) 285-36-68
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.suvenir.by